logo search
Пацлаф Р

Новый массовый феномен — функциональная неграмотность

Нынешнее индустриальное общество с его мировыми экономическими связями и сложными структурами, находящимися в состоянии непрерывной трансформации, делает ставку на людей, доросших до его новых требований, делает ставку на рост и прогресс. Тем не менее оно все чаще сталкивается с явлениями упадка культуры, которые никак не желают

вписываться в картину неудержимого поступательного движения .человеч Складывается сбивающая с толку, противоречивая ситуация: с одной стороны, медийная и компьютерная техника идут вперед такими огромными шагами, что поговаривают уже о начале новой, постиндустриальной эпохи, когда основным сырьем будет уже не уголь, сталь и нефть, а информация. Дескать, уже возникает новая форма общества— открытое информационное общество, где у всякого будет свободный доступ ко всем банкам данных в

мире, а значит, и ко всем знаниям, накопленным человечеством. Но не успело еще это общество сделать первые шаги, как оказалось, что подорван самый фундамент, на котором оно по идее должно бы стоять.

Выяснилось, что начиная с80-х годов все больше людей утрачивают способность воспринимать письменную информацию вообще, не говоря о том, чтобы осмысливать ее и

пользоваться ею. И происходит это

не в

каких-нибудь странах третьего, а мирав

высокоразвитых индустриальных странах, которые будто бы ближе

других подошли

к

«информационному обществу». И вот

именно

там неудержимо

распространяется

новая

форма неграмотности — чаще всего ее

называют функциональной неграмотностью, или

«постаналфавитностью», поскольку речь идет о людях, так и не овладевших чтением и письмом, хотя они учились в школе, или разучившихся это делать, закончив ее.

Каких масштабов достигло это явление, стало ясно только в 1984 г., когда в США был опубликован отчет Комиссии по грамотности, согласно которому доля функционально

неграмотных составила 10 % от численности

всего

населения, или 23 миллиона

человек.

Далее, в категорию «алитератов» были зачислены сенсационные 44 % населения США — это

люди, которые читать умеют, но не

читают

или читают лишь

под давлени

обстоятельств103.