1 Раздел. Дошкольная гигиена
Предмет и задачи дошкольной гигиены. Связь гигиены детей и подростков с другими гигиеническими дисциплинами. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования.
Особенности физического развития и здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Оценка состояния физического развития. Здоровье детей и факторы его формирования. Критерии здоровья, группы здоровья. Причины заболеваний и травматизма у детей и их влияние на развитие ребенка.
Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к участку, зданию и помещениям дошкольных учреждений и летним детским оздоровительным учреждениям. Гигиенические требования к игрушкам. Организационная работа в период летней оздоровительной компании.
Воздушно-тепловой режим. Понятие микроклимата, его значение для здоровья детей. Принципы гигиенического нормирования микроклимата.
Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению. Причины нормирования освещения. Гигиенические требования к просмотру детьми диапозитивов и телевизионных передач.
Формирование правильной осанки. Признаки правильной и неправильной осанки. Гигиенические требования к оборудованию и мебели.
Закаливание организма. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы. Физиологическая сущность закаливания. Терморегуляция у детей. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Гигиенические требования к детской одежде и обуви для различных возрастных групп и сезонов года.
Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Суточный режим и его физиологические основы. Гигиенические требования к режиму дня и учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях. Особенности режима дня детей шестилетнего возраста, начавших обучение в детском саду.
Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Значимость питания в период созревания детского организма. Основные пищевые вещества, витамины, макро– и микроэлементы и их анатомо-физиологическое значение. Режим питания в дошкольном учреждении. Принципы нормирования питания. Количественный и качественный контроль рациона питания. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке.
Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Правила личной гигиены сотрудников дошкольных учреждений.
Гигиена нервной системы и отдельных органов. Гигиена сенсорных систем. Гигиена сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Гигиена кожи ребенка.
Методы оценки заболеваемости в детских дошкольных учреждениях.
- Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста
- Педагогический университет», 2008
- I.Рабочая программа дисциплины
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню усвоения дисциплины
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2.Распределение часов по темам и видам
- 1 Раздел. Дошкольная гигиена
- 2 Раздел. Основы педиатрии
- 5. Темы практических и семинарных занятий
- Раздел 1. Практические занятия по дошкольной гигиене
- Тема 1. Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей дошкольного возраста.
- Тема 2. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения детского дошкольного учреждения.
- Тема 3. Гигиенические требования и оценка микроклимата в дду.
- Тема 4. Гигиенические требования и оценка освещения в дду.
- Тема 5. Гигиеническая оценка оборудования, игрушек, детской одежды и обуви.
- Тема 6. Гигиеническая оценка режима дня и учебных занятий в детском дошкольном учреждении.
- Тема 7. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях.
- Тема 8. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях (продолжение занятия № 7).
- Тема 9. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия.
- Тема 10. Методы оценки заболеваемости в детском дошкольном учреждении.
- Раздел 2. Семинарские занятия по основам педиатрии
- Тема 1. Дистрофии, рахит, спазмофилия.
- Тема 2. Инфекционные заболевания и их профилактика.
- Тема 3. Острые детские инфекционные заболевания.
- Тема 4. Болезни органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 5. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- Тема 6. Аллергические состояния у детей.
- Тема 7. Болезни крови и сердца.
- Тема 8. Болезни кожи, органов зрения, слуха и их профилактика.
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- I. Общие сведения.
- II. Участок и здание
- III.Оборудование
- Список литературы