logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Основы педиатрии и гигиены детей ранн

Тема 8. Болезни кожи, органов зрения, слуха и их профилактика.

Вопросы для подготовки:

  1. Неинфекционные заболевания кожи. Потница, опрелость. Причины, симптомы, профилактика.

  2. Инфекционные заболевания кожи. Пиодермия, импетиго, заеда, фурункул, карбункул. Этиология, патогенез, клиника, профилактика.

  3. Грибковые поражения кожи (трихофития, парша). Чесотка. Причины, клиника, профилактика.

  4. Воспалительные заболевания век (ячмень, блефарит, коньюктивит). Этиология, клиника, профилактика.

  5. Острые и хронические отиты. Этиология, клиника, профилактика

  1. Тематика курсовых (контрольных работ), рефератов и методические указания по их выполнению

6.1.Темы курсовых работ

1. Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста.

2. Оценка заболеваемости детей посещающих дошкольные учреждения.

3. Сравнительная оценка физического развития и заболеваемости детей посещающих дошкольные учреждения.

4. Гигиеническая оценка питания в дошкольных учреждениях.

5. Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима и освещения в ДДУ.

6. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в ДДУ.

7. Темы реферативных работ по дошкольной гигиене.

8. Истоки отечественной гигиены детства.

9. Роль К.Д. Ушинского в развитии идеи дошкольной гигиены.

10. Роль Н.А. Семашко в развитии отечественной дошкольной гигиены.

11. Психо-гигиенические условия возникновения неврозов у детей.

12. Влияние окружающей среды на физическое развитие, здоровья и психику ребенка.

13. Питание и здоровье детей дошкольного возраста.

14. Особенности питания детей первого года жизни.

15. Роль физического воспитания в формировании здоровья ребенка.

16. Гигиена учебно -воспитательного процесса и ее роль в физическом и нервно-психическом развитии детей дошкольного возраста.

6.2.Темы реферативных работ по основам педиатрии.

1. История педиатрии в нашей стране.

2. Нарушение обмена веществ у детей и его влияние на их физическое развитие.

3. Диатезы у детей и их профилактика.

4. Йододефицитные заболевания и их влияние на физическое и нервно- психологическое развитие ребенка.

5. Аллергические заболевания и их влияние на психику ребенка.

6. Причины и последствия нарушения развития слуха и речи у детей дошкольного возраста.

7. Здоровье ребенка и детская психология.

8. Оздоровительная физкультура, массаж и закаливания для детей дошкольного возраста, страдающих заболеваниями органов дыхания.

Цели и задачи исследований, требования к содержанию, объему и оформлению даются на индивидуальных консультациях.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1.Список литературы

основной:

1. Алексеева А.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1990.

2. Исаева Л.А. Детские болезни. М.: Медицина, 1986.

3. Кардашенко В.Н Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М.: Медицина,1983.

дополнительный:

1. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1988.

2. Кузмичева А.Т., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни М.: Медицина, 1984.

3. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М.: Просвещение, 1991.

4. Печера Н.А. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986.

5. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений. М., 1985.

6. Студеникин М.Я. Справочник педиатра. Ташкент: Медицина УзССР, 1984.

7. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985.

8. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985.

9. Методическое пособие «Оценка физического развития детей дошкольного возраста».

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- приборы и оборудование учебного назначения

- учебные таблицы

7.3. Методические указания студентам

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел. 1. Дошкольная гигиена

Тема 1. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования.

Тема 2. Особенности физического развития и здоровья детей дошкольного возраста. Причины заболеваемости и травматизма у детей и их влияние на развитие ребенка.

Тема 3. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения детского дошкольного учреждения.

Тема 4. Гигиенические требования и оценка микроклимата в дошкольных учреждениях.

Тема 5. Гигиенические требования и оценка освещения в дошкольных учреждениях.

Тема 6. Гигиеническая оценка оборудования, игрушек, детской одежды и обуви.

Тема 7. Гигиеническая оценка режима дня и учебных занятий в детском учреждении.

Тема 8. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в дошкольных учреждениях.

Тема 9. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия.

Тема 10. Методы оценки заболеваемости в дошкольных учреждениях.

Тема 11. Физическое воспитание и закаливание организма ребенка.

Тема 12. Гигиеническое воспитание детей. Санитарное просвещение родителей и персонала.

Работа выполняется в виде конспекта источников 4 и 8 из списка дополнительной литературы и по материалам учебной лекции.

Готовятся краткие ответы на поставленные вопросы в рабочей тетради с использованием основной, дополнительной литературы, учебных лекций по данной дисциплине и учебных лекций по возрастной анатомии и физиологии.

Выполняется самостоятельная работа по оценке физического развития по данным учебных медицинских карт с использованием методического пособия.

Проработать и законспектировать учебную и методическую литературу, официальные справочные материалы.

Заготовить рабочие таблицы по оценке участка, здания и помещения в дошкольных учреждениях, используя для этого методическое пособие по педагогической практике.

Подготовить краткие ответы на поставленные вопросы для самоподготовки; заготовить в тетради рабочие таблицы для педпрактики.

Изучить «Санитарные правила» раздел IVи приложение 7. Заготовить рабочую таблицу. В письменной форме дать краткие ответы на поставленные в теме вопросы.

Проработать и законспектировать «Санитарные правила» раздел V,VIиVII.

Семинарское занятие

Изучить и законспектировать «Санитарные правила» раздел XIIиXIV. Подготовить доклад (10 мин) по теме занятия (по выбору).

Проработать правила, раздел XIII, приложение 5, 89. Написать краткие ответы на поставленные учебные вопросы. Составить недельный дневник собственного питания.

Изучить и законспектировать по основной и дополнительной литературе ответы на поставленные учебные вопросы, заготавливаются рабочие таблицы, с использованием пособия по педпрактике.

Даются краткие ответы в письменной форме на поставленные учебные вопросы, заготавливаются таблицы с использованием пособия по педпрактике.

Написание реферативных работ (по выбору).

Раздел 2. Основы педиатрии

Тема 1. Болезни у детей и их предупреждение.

Тема 2. Растройства пищеварения и питания детей грудного возраста.

Тема 3. Дистрофии, рахит, спазмофилия, этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактика.

Тема 4. Инфекционные заболевания и их профилактика.

Тема 5. Острые детские заболевания.

Тема 6. Болезни органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста. Заболевания полости рта. Воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта. Паразитарные заболевания. Пищевые отравления.

Тема 7. Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тема 8. Аллергические состояния у детей.

Тема 9. Болезни крови и сердца. Анемия, гемофилия, ревматизм. Врожденные пороки сердца.

Тема 10. Болезни кожи, органов зрения, слуха и их профилактика.

Тема 11. Первая помощь при несчастных случаях и травмах.

Работа с литературой, краткий конспект. Реферативная работа (по выбору).

Работа с литературой, краткий конспект. Реферативная работа (по выбору).

Работа с основной и дополнительной литературой. Краткие ответы в письменной форме, написание 2 реферативных работ (по выбору).

Составление кратких ответов в письменной форме на поставленные вопросы для самоподготовки.

Работа с литературой. Подготовка ответов в письменной форме на поставленные учебные вопросы. Написание реферативных работ (по выбору).

Работа с основной и дополнительной литературой. Написание кратких ответов на вопросы. Работа над рефератами (по выбору).

Подготовка ответов на вопросы в письменной форме. Написать реферат (по выбору).

Работа с литературой. Написание кратких ответов на вопросы. Написание реферативных работ (по выбору).

Краткий конспект по теме. Написание реферативной работы (по выбору).

Краткий конспект по теме. Написание реферативной работы (по выбору).

Работа с литературой. Написание краткого конспекта по теме.

7.4.Методические рекомендации преподавателю

  1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

  2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на ее высший уровень.

  3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

  4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

-логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

-опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитательные возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

  1. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании образной лекции, а так же по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала

-формирование темы, соответствующей программе и госстандарту.

-определение дидактических, воспитательных и формирующих целей занятия;

-выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

-подбор литературы для преподавателя и студентов;

-при необходимости проведения консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

-составление плана семинара из 3-4 вопросов;

-представление рекомендаций о последовательности изучения литературы.

-создание набора наглядных пособий.

-подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии оценки ответов:

-полнота и конкретность ответа;

-последовательность и логика изложения;

-связь теоретических положений с практикой;

-обоснованность и доказательность излагаемых фактов, примеров и пр.;

-наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

-уровень культуры речи;

-использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-качество подготовки;

-степень усвоения знаний;

-активность;

-положительные стороны в работе студентов;

-ценные и конструктивные предложения;

-недостатки в работе студентов;

-задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й, второй на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации, аргументировать главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.