logo
общая педагогика / УМК общеуниверситетских кафедр / Основы педиатрии и гигиены детей ранн

1 Раздел. Дошкольная гигиена

  1. Предмет и задачи дошкольной гигиены. Связь гигиены детей и подростков с другими гигиеническими дисциплинами. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Критерии гигиенической оценки и гигиенического нормирования.

  2. Особенности физического развития и здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Оценка состояния физического развития. Здоровье детей и факторы его формирования. Критерии здоровья, группы здоровья. Причины заболеваний и травматизма у детей и их влияние на развитие ребенка.

  3. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена окружающей среды. Гигиенические требования к участку, зданию и помещениям дошкольных учреждений и летним детским оздоровительным учреждениям. Гигиенические требования к игрушкам. Организационная работа в период летней оздоровительной компании.

  4. Воздушно-тепловой режим. Понятие микроклимата, его значение для здоровья детей. Принципы гигиенического нормирования микроклимата.

  5. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению. Причины нормирования освещения. Гигиенические требования к просмотру детьми диапозитивов и телевизионных передач.

  6. Формирование правильной осанки. Признаки правильной и неправильной осанки. Гигиенические требования к оборудованию и мебели.

  7. Закаливание организма. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы. Физиологическая сущность закаливания. Терморегуляция у детей. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Гигиенические требования к детской одежде и обуви для различных возрастных групп и сезонов года.

  8. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Суточный режим и его физиологические основы. Гигиенические требования к режиму дня и учебно-воспитательному процессу в дошкольных учреждениях. Особенности режима дня детей шестилетнего возраста, начавших обучение в детском саду.

  9. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Значимость питания в период созревания детского организма. Основные пищевые вещества, витамины, макро– и микроэлементы и их анатомо-физиологическое значение. Режим питания в дошкольном учреждении. Принципы нормирования питания. Количественный и качественный контроль рациона питания. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке.

  10. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Правила личной гигиены сотрудников дошкольных учреждений.

  11. Гигиена нервной системы и отдельных органов. Гигиена сенсорных систем. Гигиена сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Гигиена кожи ребенка.

  12. Методы оценки заболеваемости в детских дошкольных учреждениях.