II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Приводится примерный перечень вопросов к экзаменам по всему изучаемому курсу.
1. Вопросы к экзамену по дошкольной гигиене
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Закономерности роста и развития организма ребенка.
3. Значение знаний закономерностей роста и развития в деятельности работника ДДУ.
4. Значение понятия «здоровье», его определение.
5. Положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на формирование здоровья ребенка.
6. Критерии и группы здоровья.
7. Характеристика возрастных периодов.
8. Показатели уровня физического развития и их оценка по центральным таблицам.
9. Гигиенические требования к размещению и планировке ДДУ в городе и сельской местности.
10. Гигиенические требования к земельному участку ДДУ и его назначение.
11. Гигиенические требования к зданию ДДУ.
12. Гигиенические требования к планировке и благоустройству участка детского дошкольного учреждения.
13. Группа помещений и их распределение в ДДУ.
14. Гигиенические требования к оборудованию ДДУ.
15. Понятие о микроклимате, его значения в формировании здоровья ребенка.
16. Физические свойства воздуха, их значение в формировании микроклимата.
17. Теплообмен человека. Теплопродукция, теплоотдача.
18. Способы теплоотдачи. Особенности теплорегуляции у ребенка.
19. Параметры микроклимата, приборы и методика определения.
20. Принципы нормирования микроклимата.
21. Коэффициент аэрации (КЭ), методика определения.
22. Причины ухудшения микроклимата и способы его улучшения.
23. Гигиеническое и биологическое значение солнечной радиации.
24. Гигиенические требования к естественному освещению.
25. Факторы, влияющие на интенсивность естественной освещенности в помещениях ДДУ.
26. Показатели для оценки естественной освещенности, методика их определения и гигиенические нормы: коэффициент естественного освещения (КЕО); световой коэффициент (СК); коэффициент заглубления; угол падения; угол отверстия.
27. Гигиенические требования к рациональному искусственному освещению.
28. Источники света, светильники, применяемые в ДДУ.
29. Принципы нормирования искусственного освещения.
30. Оценка освещенности расчетным методом по удельной электромощности Вт/м2.
31. Гигиенические требования предъявляемые к оборудованию ДДУ.
32. Оборудование групп раннего детского возраста.
33. Гигиенические требования к детской игрушке.
34. Уход за детскими игрушками.
35. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
36. Режим дня. Определение значение в воспитании ребенка.
37. Основные режимные моменты в ДДУ.
38. Гигиенические требования к режиму дня в ДДУ по основным режимным моментам.
39. Учебные занятия и их виды в ДДУ.
40. Роль учебно-воспитательного процесса в формировании здоровья ребенка.
41. Гигиенические требования к проведению учебных занятий.
42. Значение пищи в процессе роста и формировании здоровья ребенка.
43. Принципы нормирования детского питания.
44. Режим питания (кратность, интервалы между приемами пищи, распределение рациона на отдельные приемы пищи).
45.Условия приема пиши.
46. Физиолого-гигиеническая оценка отдельных пищевых продуктов (молочные, мясные, овощные).
47. Роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности растущего организма.
48. Значение витаминов, микро- и макроэлементов для ребенка.
49. Принципы составления сбалансированного рациона питания.
50. Гигиеническая оценка суточного рациона питания детей в ДДУ.
51. Роль пищевого фактора в детской заболеваемости.
52. Значение изучения заболеваемости детей в ДДУ.
53. Показатель общей интенсивности заболеваемости.
54. Удельный вес и структура заболеваемости.
55. Анализ динамики заболеваемости в ДДУ.
56. Индекс здоровья, процент часто и длительно болеющих детей, процент потерь детодней по болезни.
57. Формы и методы санитарно-просветительной работы в ДДУ.
2.Вопросы к экзамену по основам педиатрии
Роль возрастного фактора в патологии ребенка.
Болезнетворные микробы и защитные свойства организма.
Понятие об инфекции и эпидемическом процессе.
Эпидемическое значение больных со стертыми и легкими формами заболеваний, а также бактерионосителей.
Понятие о механизме, факторах передачи и путях распространения инфекции.
Общая эпидемиологическая характеристика инфекций с воздушно-капельным, фекально-оральным, парентеральным и другим механизмами передачи.
Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в отношении источника инфекции, механизма передачи, восприимчивых лиц.
Понятие об изоляции больного и карантине.
Понятие о дезинфекции. Способы дезинфекции.
Особенности проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в ДДУ.
Правила проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации в ДДУ.
Специфическая и неспецифическая устойчивость к инфекционным заболеваний.
Значение гигиенического воспитания детей в профилактике и инфекционных заболеваний.
Способы повышения неспецифической устойчивости детей к инфекционным заболеваниям.
Скарлатина. Этиология, патогенез, клиника, противоэпидемические мероприятия в очаге (ДДУ).
Корь. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Дифтерия. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Коклюш. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Эпидемический паротит (свинка). Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Ветряная оспа. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Краснуха. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Инфекционный гепатит (вирусный гепатит А). Этиология, патогенез, клинка. Противоэпидемические мероприятия в дошкольных учреждениях и семье.
Полиомиелит. Этиология, патогенез, клинка, противоэпидемические мероприятия в очаге.
Сывороточный гепатит (вирусный гепатит В). Этиология, клиника, профилактика.
Острые и хронические растройства пищеварения. Простая и токсическая диспепсия. Причины, клиническая картина, меры профилактики.
Дистрофии. Понятие, этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактические мероприятия.
Нарушения обмена веществ у детей. Рахит, причины возникновения, патогенез, клиника, лечение.
Отдаленные последствия у детей. Рахит, причины возникновения, патогенез, клиника, лечение.
Спазмофилия: причины возникновения. Связь спазмофилии с рахитом. Течение болезни, уход, профилактика.
Анорексия. Причины, последствия, профилактика.
Молочница. Причины, признаки, профилактика.
Стоматит. Причины, признаки, профилактика.
Воспалительные заболевания желудка, печени, желудочного пузыря и кишечника. Причины, признаки, профилактика.
Боли в животе. Причины, действия персонала, первая помощь.
Паразитарные заболевания у детей. Глисты и простейшие возбудители паразитарных заболеваний у детей, их роль в формировании здоровья детей.
Геогельминты. Представители, особенности цикла развития, эпидемиология, профилактика.
Аскаридоз. Этиология, патогенез, клиника, профилактика.
Энтеробиоз. Эпидемиология, клиника, профилактика.
Лямблиоз. Эпидемиология, клиника, профилактика.
Биогельминты, представители, особенности цикла развития, эпидемиология, профилактика.
Свиной и бычий цепни. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Дифиллоботриоз (широкий летец). Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Эхинококкоз. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Пищевые отравления. Причины симптомы отравления, первая помощь, профилактика пищевых отравлений.
Острые и хронические воспалительные заболевания полости носа. Причины, клиника, влияние на развитие ребенка и профилактика.
Аденоиды. Причины, клиника, влияние на развитие ребенка.
Носовые кровотечения. Причины, оказание первой помощи.
Инородные тела дыхательных путей (гортани, трахеи, бронхов). Причины симптомы, первая помощь, профилактика.
Ларингит острый. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Бронхит острый. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Ангина, хронический тонзиллит. Этиология, клиника, патогенез, профилактика. Роль этих заболеваний в возникновении и течении ревматизма.
Пневмонии. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Бронхильная асма. Этиология, клиника. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Рахит. Этиология, клиника, патогенез, профилактика значение в развитии детского организма.
Эксудативно-катаральный диатез. Этиология, клиника, патогенез, уход за больным ребенком, профилактика.
Дистрофия. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Ревматизм. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Потница и опрелость. Этиология, клиника, патогенез, уход за больным ребенком, профилактика.
Гнойничковые заболевания кожи (импетиго, фурункул, карбункул).
Трихофития (стригущий лешай). Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Парша. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Чесотка. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Коньюктивиты, блефариты. Этиология, клиника, патогенез, профилактика.
Травмы и инородные тела глаз. Ожоги слизистых глаз. Причины, клиника, первая помощь, профилактика.
Приложение 1
ПРОГРАММА
Педагогической практики студентов по основам педиатрии и гигиены
детей дошкольного возраста
Цель – дать студентам глубокие практические навыки и умения, необходимые для дальнейшей работы по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Задачи.
1. Формировать умение провести гигиеническую оценку среды пребывания детей в дошкольном учреждении.
2. Осуществить знакомство с детьми группы, с их состоянием здоровья, физического развития для установления группы здоровья.
3. Контролировать правильность проведения игровой, учебной и трудовой деятельности детей.
4. Изучить распорядок дня различных возрастных групп детей и дать их гигиеническую оценку.
5. Знакомство с организацией системы закаливания в дошкольном учреждении.
6. Контролировать организацию физического воспитания детей.
7. Осуществлять знакомство с отчетной документацией по детской заболеваемости в дошкольном учреждении.
8. Изучить планы противоэпидемических мероприятий в дошкольном учреждении.
В процессе педпрактики студенты овладевают следующими навыками:
1. Уметь оценивать и поддерживать на оптимальном уровне параметры микроклимата в помещениях дошкольного учреждения.
2. Овладеть методикой оценки физического развития детей.
3. Составить физиолого-гигиенический профиль развития детей.
4. Дать гигиеническую оценку фактического питания детей.
5. Подготовить план мероприятий по закаливанию детского организма.
6. Провести анализ заболеваемости группы в сравнении с заболеваемостью всего детского учреждения и наметить мероприятия по ее снижению.
7. Провести беседы с родителями о рациональном режиме дня и организации системы закаливания детей в домашних условиях.
Организация практики.
До установочной конференции, на лекциях и практических занятиях, разъяснить студентам цели и задачи педпрактики, акцентировать внимание на конкретных исследованиях, необходимых для выполнения практического задания.
На установочной конференции дать разъяснение об организации педпрактики в дошкольном учреждении. На каждое базовое дошкольное учреждение выдавать методическое пособие для студентов по педагогической практике.
Проведение консультации в институте в фиксированные дни, объявленные на установочной конференции.
Проведение консультации в дошкольных учреждениях.
Проверка отчетов студентов и передача оценок руководителю педпрактики.
5. Отчетные документы.
1. Протокол № 1. Санитарное обследование дошкольного учреждения (один на учреждение)
2. Протокол №2. Физиолого-гигиеническое обоснование и оценка режима дня (выполняет каждый студент).
3. Протокол № 3. Гигиеническая оценка организации питания детей (один на учреждение).
4. Протокол №4. Гигиеническая оценка организации питания детей (один на учреждение).
5. Протокол № 5.Оценка физического развития и заболеваемости детей в дошкольном учреждении (выполняет каждый студент).
Отчеты в полном объеме по базовому детскому учреждению передаются для проверки на кафедру анатомии, физиологии и гигиены человека за неделю до окончания педпрактики.
Нормы физических потребностей в пищевых веществах и энергии
для детей и подростков (в мг)
.
Воз- раст | Энер- гия
| Бел- Белки, г всего животн | Жиры г в т.ч. лин. | Угле во- ды, г | Минеральные вещества (мг) | Витамины (мг) |
| ||||||||||||
Ca | P | Mg | Fe | Zn | J | С | А | Е | Д | В1 | В2 | В6 | В12 | ||||||
0-3 мес. | 115 ккал | 2,2 2,2 | 6,5 (0,7) | 13 | 400 | 300
| 55 | 4 | 3 | 0,04 | 30 | 400 | 3 | 10 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | |
4-6 мес. | 115 ккал | 2,6 2,3 | 6,0 (0,7) | 13 | 500 | 400 | 60 | 7 | 3 | 0,04 | 35 | 400 | 3 | 10 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
7-12 мес. | 110 ккал | 2,9 2,3 | 5,5 (0,7) | 13 | 600 | 500
| 70 | 10 | 4 | 0,05 | 40 | 400 | 4 | 10 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | |
1-3 года | 1540 ккал | 53 37 | 53 | 212 | 800 | 800 | 150 | 10 | 5 | 0,06 | 45 | 450 | 5 | 10 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | |
4-6 лет | 1970 ккал | 68 44 | 68 | 272 | 900 | 1350 | 200 | 20 | 8 | 0,07 | 50 | 500 | 7 | 2,5 | 0,9 | 1,0 | 1,3 | 1,5 | |
6 лет (шк) | 2000 ккал | 69 43 | 67 | 285 | 1000 | 1500 | 250 | 12 | 10 | 0,08 | 60 | 500 | 10 | 2,5 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | |
7-10 лет | 2350 ккал | 77 46 | 79 | 535 | 1100 | 1650 | 250 | 12 | 10 | 0,1 | 60 | 700 | 10 | 2,5 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 |
Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах даны в расчете г /кг массы тела.
В скобках указана потребность в линолевой кислоте – 4-6% от калорийности. Величины потребности в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового комплекса более 80 %, при БЦ менее 80% указанные величины необходимо увеличивать на 20-25 %.
Приложение 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Педагогической практики по основам педиатрии гигиены детей дошкольного возраста для студентов факультета дошкольного воспитания
В гармоничном развитии подрастающего поколения роль общественного дошкольного воспитания трудно переоценить.
Программой педагогической практики для студентов дошкольного факультета предусмотрен раздел по «Основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста», который ставит задачу научить студентов применять на практике полученные теоретические знания по охране и укреплению здоровья детей.
На педагогической практике студенты овладевают методами и навыками, которые им помогут правильно с гигиенической точки зрения оценить и организовать внешнюю среду, весь процесс воспитания и обучения в детских яслях и садах, выявить детей с отклонениями в здоровье, разработать мероприятия, облегчающие их пребывание в коллективе, осуществлять за детьми должный уход.
Учебным планом на практические занятия по предмету предусмотрено 52 часа, в том числе 20 часов в дошкольных учреждениях.
В зависимости от темы, задание выполняется или одним студентом или подгруппой в 3-4 человека. Студенты должны ответить на все вопросы темы, работу оформить в виде протокола, внести свои замечания и предложения, сделать необходимые выводы.
Для облегчения работы в программе даны образцы протоколов, таблицы и необходимый справочный материал.
Вопросы, вынесенные на практику, повторяются с темами занятий, проводимых в институте, что позволяет студентам глубже и более осознано овладеть знаниями и навыками гигиенической организации жизни и воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Распределение часов по разделам и темам курса
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1
2
| I. Гигиена среды. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольных учреждений. Понятие о микроклимате, освещении санитарно-техническом оборудовании дошкольных учреждений.
|
2
2
|
1 2 3 4 | II.Физиолого-гигиеническое обоснование и оценка режима дня.
Гигиена игровой деятельности. Гигиена учебной деятельности. Прием пищи. Рациональная организация сна.
|
1 1 1 1
|
1
2 | III. Гигиена физического воспитания.
Требования к проведению физкультурных занятий (место, оборудование, инвентарь) Организация системы закаливания.
|
2
2
|
1 2
| IV. Основы рационального питания.
Гигиенические требования к пищеблоку. Контроль за организацией и качеством питания.
|
1 2 |
1 2 3 | V. Понятие о здоровом и больном организме.
Оценка физического развития ребенка. Анализ заболеваемости в группе. Противоэпидемические мероприятия в дошкольном учреждении.
|
2 2 1
|
Всего: | 20 |
ПРОТОКОЛ № 1
Гигиена среды
Санитарное обследование яслей и детского сада. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольного учреждения.
- Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста
- Педагогический университет», 2008
- I.Рабочая программа дисциплины
- 1.Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Требования к уровню усвоения дисциплины
- 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3.2.Распределение часов по темам и видам
- 1 Раздел. Дошкольная гигиена
- 2 Раздел. Основы педиатрии
- 5. Темы практических и семинарных занятий
- Раздел 1. Практические занятия по дошкольной гигиене
- Тема 1. Физиолого-гигиеническая оценка физического развития детей дошкольного возраста.
- Тема 2. Гигиенические требования и оценка участка, здания и помещения детского дошкольного учреждения.
- Тема 3. Гигиенические требования и оценка микроклимата в дду.
- Тема 4. Гигиенические требования и оценка освещения в дду.
- Тема 5. Гигиеническая оценка оборудования, игрушек, детской одежды и обуви.
- Тема 6. Гигиеническая оценка режима дня и учебных занятий в детском дошкольном учреждении.
- Тема 7. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях.
- Тема 8. Гигиеническая оценка и методы изучения питания детей в детских дошкольных учреждениях (продолжение занятия № 7).
- Тема 9. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия.
- Тема 10. Методы оценки заболеваемости в детском дошкольном учреждении.
- Раздел 2. Семинарские занятия по основам педиатрии
- Тема 1. Дистрофии, рахит, спазмофилия.
- Тема 2. Инфекционные заболевания и их профилактика.
- Тема 3. Острые детские инфекционные заболевания.
- Тема 4. Болезни органов пищеварения у детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 5. Болезни органов дыхания и их профилактика.
- Тема 6. Аллергические состояния у детей.
- Тема 7. Болезни крови и сердца.
- Тема 8. Болезни кожи, органов зрения, слуха и их профилактика.
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
- I. Общие сведения.
- II. Участок и здание
- III.Оборудование
- Список литературы