logo search
А

Введение

Non est via in medicina síne língua Latína – нет пути в медицине без латинского языка. Большинство студентов, поступивших на первый курс медицинского университета, могут первоначально усомниться в правильности подобного утверждения, ведь латинский язык считается мертвым и нет народа, который разговаривал бы в наши дни на латыни. Чтобы уяснить себе его смысл, следует возвратиться к истокам современной европейской медицины – во времена Древней Греции и Древнего Рима.

Родоначальниками медицинской науки стали древние греки, которые, благодаря своей универсальной одаренности, заложили основы практически всех наук и искусств – математики, физики, биологии, истории, филологии, поэзии, театра и т.д., о чем свидетельствуют и названия этих наук и искусств. И хотя у медицины исторически закрепилось латинское название (у греков эта наука называлась иатрэйа – впоследствии иатрия), роль греков в становлении медицины, как и роль греческой медицины в античное время трудно переоценить.

Уже в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея», создание которых относят к IX – VIII вв. до н.э., встречается немало слов, которые впоследствии вошли в интернациональный лексикон анатомии и клинической медицины – blépharon (веко), gáster (желудок), dérma (кожа), hépar (печень) – всего около тридцати слов.

В послегомеровской Греции возникают объединения и школы врачей, которые называли себя асклепиадами – потомками леген- дарного Асклепия (у римлян это имя приняло форму Эскулап), бога врачевания. Одна из таких школ, получившая наибольшую известность, находилась на острове Кос (у юго-западной части Малой Азии). Именно в этой школе работал величайший врач античности Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.), получивший прозвище Косский. Ему приписывают около ста сочинений, в которых впервые были изложены научные основы понимания сути заболеваний и их лечения. В число этих сочинений входит и знаменитая клятва Гиппократа, которую в соответствии с многовековой традицией принимают студенты, закончившие обучение и обретающие профессию врача.

Немалый вклад в развитие медико-биологических наук внес философ и ученый Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он стал автором многих известных сегодня терминов – аорта, алопеция, диафрагма, трахея, фаланга и др.

Общеизвестным центром античной науки в IV в. до н.э. стала Александрия, основанная Александром Македонским на средизем-номорском побережье Египта и ставшая после его смерти (323 г. до н.э.) столицей мощного государства, глава которого Птолемей, один из ближайших соратников Александра Македонского, всячески поддержи-вал развитие науки. Александрийская медицинская школа связана прежде всего с именами Герофила и Эрасистрата (IV-III вв. до н.э.), авторами таких терминов, как анастомоз, диастола и систола, парен- хима, простата и др. Александрийские врачи много сделали и для систематизации научных знаний в анатомии и клинике, и для упорядочения профессионального языка медицины. Благодаря дея- тельности Гиппократа и его учеников, а также врачей Александрийской школы греческая медицина обрела непререкаемый авторитет во всех странах бассейна Средиземного моря. После завоевания Греции Римом медицина продолжала оставаться греческой профессией, и даже в самом Риме врачами, как правило, были греки.

Рим, согласно преданию, был основан в 753 г. до н.э. племенем, говорившим на латинском языке и называвшим себя Latíni – латины. С течением времени латины, которые после основания Рима стали на- зывать себя римлянами (Románi), покорили всю Италию и другие на- роды Средиземноморья. В огромном римском государстве латинский язык в качестве государственного употреблялся не только в самой Италии, но и в провинциях.

В 146 г. до н.э. римляне покорили Грецию и начали активно усва- ивать достижения греческой науки и культуры. В связи с этим в латинский язык проникает большое количество греческих слов, чему способствовала и близость фонетического и грамматического строя обоих языков. Каждый образованный римлянин хорошо знал греческий язык, литературу, искусство и философию. В результате этих процессов к I в. до н.э. в Риме образовался своеобразный синтез римской и греческой культуры и своеобразный билингвизм – двуязычие во всех сферах жизни, за исключением государственно-политической, где латынь всегда была языком народных собраний, государственных учреждений и должностных лиц.

К римскому периоду относится деятельность второго после Гиппократа самого знаменитого греческого врача, анатома и фар- мацевта Клавдия Галена (130–200 гг.). Гален был врачом гладиаторов в Пергаме (город в западной части Малой Азии), а затем работал в Риме, в частности, был личным врачом императоров Марка Аврелия, Вера и Кóммода. В многочисленных сочинениях Галена (написанных на гре- ческом языке) отразились не только достижения медицины того вре- мени, но и его собственные исследования в области анатомии, физи- ологии, патологии и фармакологии.

При всем авторитете греческой медицины и греческого языка рим- ляне ощущали потребность в собственном медицинском лексиконе, ко- торый значительно уступал греческому. Много сделал для разработки медицинской терминологии на латинском языке римский ученый-энцик- лопедист и врач Авл Корнелий Цельс (конец I в. до н.э.– первая поло- вина I в. н.э.), написавший сочинение «De medicina» («О медицине») в 8 книгах. Используемая Цельсом анатомическая лексика впоследствии стала основой международной анатомической номенклатуры.

Значительно обогатил латинскую естественно-научную, в том числе и медицинскую лексику известный римский энциклопедист Плиний Старший (23–79 гг.) в 37 книгах своей «Естественной истории» (Historia naturalis), из которой в IV в. н.э. было сделано сокращение под назва- нием «Медицина Плиния».

В 476 г. н.э. Древний Рим прекращает свое существование. С этого времени на основе народно-разговорной латыни и местных наречий на территории некоторых бывших римских провинций идет активный про- цесс формирования т.н. романских языков (от Románus – римский) – итальянского, французского, испанского, португальского, румынского. Таким образом, можно сказать, что латынь, в той или мере изме- нившись, продолжила свое существовние в виде романских языков. Однако в странах и с романскими, и с другими языками латынь еще долго употреблялась во многих сферах жизни. Дело в том, в ранне- феодальных государствах Западной Европы новые национальные язы- ки были еще в процессе становления, в то время как каждое государство нуждалось в развитом, авторитетном и многофункциональном языке. Таковым, в силу традиции и своих бесспорных достоинств, стал латин- ский язык, употреблявшийся еще более 1000 лет после падения Древнего Рима в качестве языка государственных учреждений и международных отношений, богослужения, образования и науки во всех странах Западной и Центральной Европы.

Роль латыни как общеевропейского языка образования и науки особенно возрастает с возникновением университетов (от лат. univérsitas, род. universitátis – совокупность, объединение). Первый университет был открыт в 1119 году в североитальянском городе Болонья. В число факультетов (лат. facúltas, род. facultátis – способ- ность) каждого университета обязательно входил медицинский. Пре- подавание велось на латинском языке, на этом же языке общались между собой студенты – выходцы из разных стран. Латынь была международным студенческим языком, на котором не только учились и писали научные труды, но и составляли стихи и песни. Одна из таких застольных студенческих песен впоследствии стала общепринятым студенческим гимном «Gaudeámus» («Давайте будем веселиться»).

В стенах европейских университетов, начиная с эпохи Возрождения, разворачивается целенаправленная работа по очищению научного языка медицины от арабизмов и варваризмов, излишних синонимов. В этом плане особенно нужно выделить деятельность выдающегося анатома Андреаса Везалия (1514-1564), работавшего в университете североитальянского города Падуя. В семи книгах своего главного сочинения «De humáni córporis fábrica» («О строении человеческого тела») Везалий выступает как реформатор не только анатомии, но и терминологии. Вклад Везалия и его учеников в систематизацию и обо- гащение анатомической лексики столь значителен, что Везалия спра- ведливо считают творцом современной научной анатомии человека.

В эпоху Возрождения Европа начинает активнее знакомиться с полузабытыми трудами древнегреческих ученых и писателей, что дает новую волну заимствований в научную латынь, а через неё и в евро- пейские языки. Большую роль в этом сыграла разработка Эразмом Роттердамским (1469-1536) латинской транскрипции греческих слов. Именно с эпохи Возрождения берет начало процесс активного создания новых естественно-научных и медицинских терминов на основе гре- ческих и латинских корней и других словообразовательных элементов. Развитие всех естественных наук в эпоху Возрождения способствовало становлению интернациональной латинской научной терминологии и укреплению латыни как общеевропейского универсального языка науки.

В XVII – XVIII вв. образование и наука в странах Европы постепенно переходят на национальные языки, хотя научные труды, в том числе диссертации, еще в XIX в. составлялись на латыни. Дольше всего эта многовековая традиция сохранилась в медицинских и биологических науках, где латынь и сегодня остается международным терминоло- гическим языком. Существуют списки терминов этих наук на латинском языке, согласованные между учеными всех стран – так называемые номенклатуры: анатомическая, гистологическая, микробиологическая, ботаническая, фармацевтическая и др. Списки эти периодически пересматриваются и дополняются. Так, если Международная анатомии- ческая номенклатура (Parisiensis Nomina Anatomica, сокращенно PNA) принятая в Париже в 1955 году на VI конгрессе анатомов, включала 5600 терминов, то в последнем варианте Международной анатомической тер- минологии, вышедшей в 1998 г. (в России оно опубликовано в 2003 г.), уже 7428 терминов.

Под многовековым влиянием латинской терминологии в медицин- скую лексику всех европейских языков, включая русский и белорусский, вошло много лексических заимствований. Больше всего таких заим- ствований в клинической терминологии. Заимствованные термины чаще всего представляют собой транслитераты (новолат. translitterāre – пере- носить побуквенно), т.е. слова, передающие с помощью буквенно-фоне- тической системы родного языка буквенно-звуковой состав латинизмов или латинизированных грецизмов. Такие транслитераты могут быть полными, воссоздающими весь буквенно-звуковой состав термина оригинала (вена, диафрагма, кариес, парацервикс), или частичными, в которых исчезает или изменяется окончание (анализ, миозит, ретро- буккальный, флегмона).

Латинские и греческие словообразующие элементы постоянно используются для создания новых терминов (не менее 1000 в год) в различных областях биологии и медицины. Большинство из них воз- никает в западноевропейских языках и затем заимствуется в качестве транслитератов. Понимать принципы создания таких терминов и знать определенное количество лексических и словообразовательных эле- ментов – неотъемлемая часть профессиональной компетентности каж- дого врача.

Латинский терминологический язык используется будущими вра-чами на всех этапах обучения: на первом курсе на занятиях по нор- мальной анатомии, гистологии и биологии, затем на кафедрах фармакологии и клинической фармакологии, на клинических кафедрах. На тех же кафедрах, где не используются латинские номенклатуры (нормальная и патологическая физиология, патологическая анатомия и др.), студенты встречаются с терминами-транслитератами, вспоминая и пополняя лексику, освоенную в клиническом разделе курса латинского языка.

Существует еще один аргумент в пользу изучения лексико-грам-матических основ латинской медицинской терминологии. В современ-ном мире все активнее выходит на первый план английский язык, который оказался самым восприимчивым к проникновению латинизмов в области медицинской терминологии. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить термины в любом англо-русском медицинском словаре с соответствующими терминами латинско-русского словаря. Беспристрастная статистика свидетельствует, что количество полных или частичных транслитератов медицинского характера в современном английском доходит до 75 % всей лексики. Поэтому усвоение самых распространенных лексико-словообразовательных латинских и грече- ских элементов в курсе латинского языка – значительный аванс на будущее тем, кто будет работать с медицинским английским.

Возвращаясь к нашему начальному афоризму, мы надеемся, что каждый, кто внимательно прочитал это историческое введение, сможет составить себе представление, зачем будущему врачу, собирающемуся быть хорошим профессионалом и притом работать с английским (французским, испанским, итальянским), знать лексические, грамма- тические и словообразовательные основы латинской терминологии. Речь действительно не идет о латинском языке в полном смысле слова – языке как средстве общения, а об информационной функции этого языка, с помощью которого называются и узнаются специфические терминологические блоки информации – однословные или много- словные – в анатомической, фармацевтической и клинической терми- носистемах. Данный язык понятен врачам практически всех стран, и в этом смысле он представляет собой интернациональный язык медицины.

Что же касается настоящего латинского языка в виде предложений, то каждый студент будет иметь возможность произнести на звучной латыни изречения и афоризмы, изучение которых также предусмотрено программой. Однако латынь – это не только термины или пословицы. В обыденной жизни вокруг нас очень много латинизмов, которые остаются скрытыми для непосвященных. Это и наши имена (Валерий, Максим, Марина), и все названия месяцев, и названия цветов (астры, гладио- лусы, розы) и слова, связанные с жизнью студента (абитуриент, студент, декан, ректор, экзамен), и тысячи других слов нашей личной и обще- ственной жизни. Поэтому предмет «Латинский язык» – составная часть не только специального, медицинского и терминологического, но и гуманитарного общекультурного образования. Ведь каждый врач, как записано в квалификационной карте этой специальности – это специалист с широким университетским образованием, которое подра- зумевает не только узкоспециальную подготовку, но и овладение зна- ниями и ценностями гуманитарного и общекультурного уровня. Молодой человек, приобщившийся к тайнам слов античных Греции и Рима, безмерно расширяет свой кругозор, осмысленно воспринимает сущ- ность и смысл многих современных слов и понятий.

Таким образом, предмет «Латинский язык» открывает перед буду-щими врачами дверь в богатейшую и вечно востребованную сокрови-щницу символов, слов и понятий, созданных древними греками и римлянами. Усвоение этого духовного наследия, зримо присутству-ющего в теории и практике профессии врача, требует от каждого студента систематической и напряженной работы ума и души. Этот нелегкий путь к знаниям сможет осилить каждый, помня древний и вечно юный девиз нашего университета – árte et humanitáte, labóre et sciéntia – «мастерством и человечностью, трудом и знанием». А поэтому, как говорили древние римляне, per angusta ad augusta! – «через трудности – к достижению высоких целей!».