logo search
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. Возникает в ответ на объективную потребность человека в познании окружающего мира.

Объективная: не зависящая от мнения, желаний отдельного человека.

Виды (исторические): мифология, религия, философия

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое вмещает как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Основные вопросы:

  1. происхождение Вселенной, Земли, человека (космогония);

  2. объяснение природных явлений;

  3. жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения;

  4. вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа:

  1. очеловечивание природы;

  2. наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком.

  3. отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

  4. практическая направленность на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.п.);

  5. однообразие мифологических сюжетов.

Религия. Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф.

Современные мировые религии: христианство, ислам, буддизм

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм (японцы), индуизм (индусы, хинди), иудаизм (евреи).

Функции религии (помимо мировоззренческих):

  1. объединительная (приверженцев одной религиозной системы);

  2. культурологическая (влияет на формирование культуры и ее распространение);

  3. нравственно-воспитательная (культивирует идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, долга)

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения, высший вид М., отличающийся рациональностью, системностью, логикой, теоретической оформленностью.

Отличия философского М. от религиозного и мифологического:

  1. основано на знании, а не на вере;

  2. оно рефлексивно (обращение мысли на саму себя);

  3. логично (имеет внутренние единство и систему);

  4. опирается на четкие понятия и категории.