2. Научное познание и его методы.
Наука — это сфера человеческой деятельность направленная на добывание и осмысление знания. Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.
Познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного (это узнавание, распознавание) и на познание еще не познанного, неизвестного, нового объекта (это исследование, научное познание, открытие, создание интеллектуальной собственности). Наука занимается исследованием новых объектов. Научное познание связано с генерированием, производством нового знания.
Система человеческого знания (а значит, и система наук) включает в себя четыре области знания:
естествознание — учение о природе, комплекс естественных наук;
технознание — учение о технике, комплекс технических наук;
обществознание — учение об обществе, комплекс общественных наук;
человекознание — учение о человеке: комплекс гуманитарных наук.
Субъектом познания является любой человек, субъектом научного познания являются представители наук, обладающие профессиональной культурой. Объектом познания являются все объекты реального мира: природа, техника, общество, человек.
Философия разрабатывает логику, принципы научного познания, философские методы (напр. диалектика) и общенаучные методы, парадигмы (подходы к определению объекта изучения).
Общенаучные методы — наиболее массовые методы, к которым прибегают ученые для познания любого объекта.
Наблюдение — это познание объекта в его естественных условиях. В социальных науках различают внешнее, стороннее наблюдение, и внутреннее, включенное. В первом случае субъект находится во вне изучаемого явления (изучение учителем учеников), а во втором случае включен в качестве элемента в объект (социолог для изучения типов рабочих сам становится на время членом бригады).
Анализ — познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих элементов.
Синтез — познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегрированное знание объекта как целого.
Эксперимент — изучение объекта в искусственных, контролируемых условиях. Эксперимент включат в себя: а) теоретические основания — гипотезы, проблемы, теории; б) экспериментальные операции; в) экспериментальные выводы.
Экстраполяция — познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта, на другой, чем-то похожий на первый. Широко используется в социальном прогнозировании.
Моделирование — это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе познания его моделей. Модель — это эвристический заменитель натуры, то есть в модели отражаются некоторые свойства объекта, натуры с целью их познания. Различают структурные, функциональные, материальные и идеальные модели. … Например, мысленное моделирование ситуации на уроке.
Индукция — выведение из частных знаний общего вывода. …
Дедукция — выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок. Д. противоположна индукции.
Системный подход — изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связи компонентов). Системное изучение общества.
- Пояснительная записка
- Рецензия
- 1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.
- 2. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, спид.
- 3. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
- 1. Предмет, методы и функции философии. Основные направления философии.
- 2. Глобальные проблемы современности: войны, демографические.
- 3. Основные этические проблемы современной медицины.
- 1. Философия Древнего Востока
- 2. Философия культуры.
- 3. Истрия гкб им. Боткина и медколледжа.
- 1. Античная философия раннего периода.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
- 1. Классическая античная философия.
- 2. Философия истории, философские концепции исторического развития.
- 3. История сестринского дела.
- 1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
- 2. Философия и искусство.
- 1. Философско-религиозная мысль средних веков.
- 2. Мировые религии.
- 3. Медицина Новейшего времени: основные направления развития и их характеристика.
- 1. Философия эпохи Возрождения.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Философские идеи и.П. Павлова, и.М.Сеченова, и.И.Мечникова.
- 1. Философия Нового времени (17-18 вв.; рационализм и эмпиризм).
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Медицина Нового времени: гигиена и общественная медицина.
- 1. Философия французского Просвещения.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: хирургия.
- 1. Немецкая классическая философия 18-19 в. Гносеология и аксиология и. Канта.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: психиатрия.
- 1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
- 1. Иррационализм в философии XIX — хх в. Шопенгауэр и Ницше.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- 1. Философия марксизма
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Позитивизм в философии хх века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Гистология, эмбриология и микробиология Нового времени.
- 1. Прагматизм в философии хх века.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Анатомия, физиология и патология Нового времени.
- 1. Экзистенциализм.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Медико-биологическое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Неотомизм и герменевтика в философии хх века.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Философские идеи медицины Нового времени.
- 1. Технократическая философия.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Медицина в эпоху Возрождения.
- 1. Психоанализ и философия
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Медицина в Средние века у народов Востока.
- 1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина в Средние века в Западной Европе.
- 1. Философия Руси домонгольского периода.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Медицина в Московском государстве: источники информации и особенности развития.
- 1. Идеи патриотизма, вопросы морали и власти в философии России XIV — XVI вв.
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Врачевание в Древнерусском государстве и у народов, проживавших в древности на территории России.
- 1. Философия в России XVII в.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Развитие медицины в Византии.
- 1. Философия эпохи петровских реформ.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Учение Клавдия Галена (галенизм).
- 1. Философия м.В.Ломоносова и а.Н.Радищева.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Медицина в Древнем Риме: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия п.Я.Чаадаева и декабристов. Спор славянофилов и западников.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Гиппократ о природе человека, его жизни и здоровье.
- 1. Консервативно-монархическая и религиозная философская мысль XIX в.
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Греции: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия ф.М.Достоевского и л.Н.Толстого.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Индии и Древнем Китае.
- 1. Философия революционных демократов России XIX в.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Врачевание в странах Древней Месопотамии и Древнего Египта.
- 1. Либеральная и религиозная философия конца XIX — начала хх вв.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Врачевание в Древнем мире: основные направления, их характеристика.
- 1. Философия русского космизма.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Народное врачевание — исток научной медицины.
- 1. Естественнонаучная философия России конца XIX — середины хх вв.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Врачевание в первобытном мире.
- 1. Советская философия. Ее этапы, особенности и видные представители.
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Современные теории происхождения человека.
- 1. Философия русского зарубежья.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина и философия, их взаимодействие.
- 1. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. История медицины как наука и предмет преподавания.
- Критерии оценок: критерии оценки устного ответа по основам философии
- Литература По предмету Основы философии Основная:
- Дополнительная: