3. История сестринского дела.
Необходимость в организации помощи раненым понимали еще в Древнерусском государстве. «Не оставляйте больных без помощи», — говорил князь Владимир Мономах.
Больница при Троице-Сергиевой лавре, с 1608 г. Иноки подбирали на полях раненых и мертвых; в палатах работали городские лекари, а обитель давала кров, еду и уход. Началом общественной помощи больным и раненым послужила благотворительная деятельность Фёдора Михайловича Ртищева (1626–1673). Приюты Ртищева с 1650 года устраивались по подобию троице-сергиевых больниц.
Начало сестринского дела как женского ухода в госпиталях относится ко времени преобразований Петра I, утверждено в «Уставе воинском» за 1716 год. В 1715 году указом императора были учреждены воспитательные дома, где предписывалось служить только женщинам, в обязанности которым вменялся уход за больными детьми. Тогда женский уход в госпиталях ограничивался стиркой и приготовлением пищи. В пуританской Руси женщины не могли работать, не утратив достоинства. В госпиталях служили солдатские жены и вдовы.
В 1803 по инициативе матери императора Александра I Марии Федоровны организовали так называемые «вдовьи дома» (уход за престарелыми вдовами). Скоро организаторы вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постоялицами приютов, но и в больнице. В 1806 году при Московском вдовьем доме, размещенном в здании на углу Лефортовской улицы и Проезжего переулка, была открыта больница для бедных, куда «больные всякого состояния, пола и возраста, всякой нации, бедные и неимущие приходили получать надзор». С 1 января 1814 года женский персонал петербургских больниц и приютов обучали на годичных курсах. Занятия проходили в виде дежурств в хирургическом и терапевтическом отделениях клиник. Под наблюдением врачей сердобольные вдовы осваивали некоторые приемы медицинской помощи. В 1819 году в России был образован Институт сердобольных вдов. В 1818 году должность «сердобольные» включили в штатное расписание всех столичных больниц, таким образом создав государственную службу сиделок («хожатые»). Первое руководство по медицинскому уходу (1822) составлено Христофором фон Оппелем.
В 1831–1832 годах жителям Петербурга пришлось пережить страшную эпидемию холеры. Тогда отличилась хожалая Васильева «как первая профессиональная сиделка, подавшая пример ухода за холерными больными».
9 марта 1844 года на средства великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Санкт-Петербурге была открыта первая в России община сестер милосердия, позже получившая название Свято-Троицкая. Сестрой милосердия именовали женщину 18–40 лет с медицинским образованием или без такового, обязательно грамотную, ухаживающую за больными и ранеными. Начиная с марта 1844 года сестер консультировал хирург Николай Иванович Пирогов.
В 1848 году в Москве под руководством вдовы генерал-губернатора Щербатова Софьи Щербатовой начала действовать Никольская община сестер милосердия.
Весной 1854 года сестры Никольской общины первыми выехали в Крым для оказания помощи раненым в боях под Севастополем. Крымская кампания 1853–1856 годов стала временем окончательного формирования военного сестринского дела. Когда количество раненых исчислялось тысячами, действия медицинского персонала на перевязочных пунктах Севастополя велись по методу, разработанному Пироговым. Пирогов разделил раненых на категории. Безнадежные отправлялись в особое отделение на попечение сестер и священника. Опасно раненые с кровотечениями, окоченением и припадками удушья, с выпадением и ущемлением внутренностей тотчас оперировались на перевязочном пункте. Менее тяжелые отправлялись в госпиталь. Легкораненые после оказания первой помощи уходили в часть. Начиная с ноября 1854 года в Крыму работали 200 сестер Крестовоздвиженской общины. Работа сестер общины и сердобольных вдов имела огромное значение в развитии сестринского дела России. В отчетах Пирогова говорилось о самоотверженности женщин, «утомленных ночными дежурствами, производством операций, перевязкою раненых. Датой рождения специальности «медицинская сестра» считается 1863 год, когда вышел приказ военного министра Д. А. Милютина о введении по договоренности с общиною постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. В 1894 году Кресто-воздвиженская община перешла в ведение Российского общества Красного Креста.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ | ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Сестринское дело, 2-й курс | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г. |
Билет №6
1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима.
2. Философия и искусство.
3. Философские идеи развития медицины Новейшего времени.
Эталоны ответов
Билет № 6
- Пояснительная записка
- Рецензия
- 1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.
- 2. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, спид.
- 3. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
- 1. Предмет, методы и функции философии. Основные направления философии.
- 2. Глобальные проблемы современности: войны, демографические.
- 3. Основные этические проблемы современной медицины.
- 1. Философия Древнего Востока
- 2. Философия культуры.
- 3. Истрия гкб им. Боткина и медколледжа.
- 1. Античная философия раннего периода.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
- 1. Классическая античная философия.
- 2. Философия истории, философские концепции исторического развития.
- 3. История сестринского дела.
- 1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
- 2. Философия и искусство.
- 1. Философско-религиозная мысль средних веков.
- 2. Мировые религии.
- 3. Медицина Новейшего времени: основные направления развития и их характеристика.
- 1. Философия эпохи Возрождения.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Философские идеи и.П. Павлова, и.М.Сеченова, и.И.Мечникова.
- 1. Философия Нового времени (17-18 вв.; рационализм и эмпиризм).
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Медицина Нового времени: гигиена и общественная медицина.
- 1. Философия французского Просвещения.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: хирургия.
- 1. Немецкая классическая философия 18-19 в. Гносеология и аксиология и. Канта.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: психиатрия.
- 1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
- 1. Иррационализм в философии XIX — хх в. Шопенгауэр и Ницше.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- 1. Философия марксизма
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Позитивизм в философии хх века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Гистология, эмбриология и микробиология Нового времени.
- 1. Прагматизм в философии хх века.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Анатомия, физиология и патология Нового времени.
- 1. Экзистенциализм.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Медико-биологическое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Неотомизм и герменевтика в философии хх века.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Философские идеи медицины Нового времени.
- 1. Технократическая философия.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Медицина в эпоху Возрождения.
- 1. Психоанализ и философия
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Медицина в Средние века у народов Востока.
- 1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина в Средние века в Западной Европе.
- 1. Философия Руси домонгольского периода.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Медицина в Московском государстве: источники информации и особенности развития.
- 1. Идеи патриотизма, вопросы морали и власти в философии России XIV — XVI вв.
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Врачевание в Древнерусском государстве и у народов, проживавших в древности на территории России.
- 1. Философия в России XVII в.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Развитие медицины в Византии.
- 1. Философия эпохи петровских реформ.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Учение Клавдия Галена (галенизм).
- 1. Философия м.В.Ломоносова и а.Н.Радищева.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Медицина в Древнем Риме: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия п.Я.Чаадаева и декабристов. Спор славянофилов и западников.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Гиппократ о природе человека, его жизни и здоровье.
- 1. Консервативно-монархическая и религиозная философская мысль XIX в.
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Греции: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия ф.М.Достоевского и л.Н.Толстого.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Индии и Древнем Китае.
- 1. Философия революционных демократов России XIX в.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Врачевание в странах Древней Месопотамии и Древнего Египта.
- 1. Либеральная и религиозная философия конца XIX — начала хх вв.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Врачевание в Древнем мире: основные направления, их характеристика.
- 1. Философия русского космизма.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Народное врачевание — исток научной медицины.
- 1. Естественнонаучная философия России конца XIX — середины хх вв.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Врачевание в первобытном мире.
- 1. Советская философия. Ее этапы, особенности и видные представители.
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Современные теории происхождения человека.
- 1. Философия русского зарубежья.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина и философия, их взаимодействие.
- 1. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. История медицины как наука и предмет преподавания.
- Критерии оценок: критерии оценки устного ответа по основам философии
- Литература По предмету Основы философии Основная:
- Дополнительная: