3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
Лечение детских болезней издавна было тесно связано с практикой родовспоможения, врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных болезнях. В XVI—XVII вв. были описаны и изучены многие детские заболевания: коклюш, рахит и др. В XVII—XVIII вв. наибольший вклад в изучение детских болезней внесли английские врачи. Томас Сиденгам описал ряд заболеваний: скарлатину (автор названия), ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу и др. У. Кадоган составил труд «Опыт вскармливания и ухода за детьми от рождения до трех лет», Г. Амстронг написал «Очерк о наиболее опасных детских болезнях», М. Андервуд подготовил обширное руководство по детским болезням. Важное значение имело открытие Э. Дженнером метода вакцинации против натуральной оспы.
В России первые сочинения о болезнях и воспитании детей составили С. Г. Зыбелин (1775) и Я. М. Максимович-Амбодик. Пятая книга его труда «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (1784—1786) целиком посвящена детским заболеваниям, а также характеристикам доношенного и недоношенного плода, уход, вскармливание.
В XIX в. педиатрия (от греч. paidos — ребенок и iatreia — лечение) стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины XIX в. по подготовке специалистов в области детских болезней. Выдающимися врачами того времени были представители французской педиатрической школы: П. Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш. Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; известный клиницист-экспериментатор А. Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г.— организовано Научное общество детских врачей.
Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Петербурге в 1834 г. В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек.
Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже XVII—ХVIII вв. В значительной степени этому способствовала организация акушерских клиник. Первая из них была открыта в Париже (XVII в.) в госпитале Hotel-Dieu. Здесь сформировалась первая школа французских акушеров, видным представителем которой был Франсуа Морисо (1637—1709), предложивший несколько новых акушерских операций и инструментов.
XVIII век явился периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. В 1729 г. в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом-клиника. В 1751 г. в Геттингене была организована первая университетская акушерская клиника, где обучали студентов. Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди (1710—1760). По предложению П. 3. Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Открылись повивальные (родильные) отделения на 20 коек при Московском (1764) и Петербургском (1771) Воспитательных домах. В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) —первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. Впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы. Первая модель акушерских щипцов была разработана в Англии в 1569 г. врачом Гильомом Чемберленом. Однако, к сожалению, это изобретение оставалось секретом династии Чемберленов на протяжении нескольких поколений; В широкую клиническую практику акушерские щипцы начали входить лишь в 1723 г., благодаря голландскому анатому и хирургу Дж. Палфину (1650—1730).
В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем:— Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).
В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783—1822). Открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки. Введение эфирного (1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало профилактики родильной горячки (1847), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813—1879). Написал первый в России учебник по гинекологии, произвел первую в стране успешную операцию удаления матки, пораженной раком (1842). Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А. А. Китер а Антон Яковлевич Крассовский (1821—1898).
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК ОГиСЭД Протокол № ____ от «_____»__________________ Председатель _____________ | ГОУ СПО Московский медицинский колледж им. С.П. Боткина Департамент здравоохранения города Москвы Дисциплина: Основы философии По специальности: Сестринское дело, 2-й курс | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе Усатенко Е.В.__________________ «_____»_____________ 20____ г. |
Билет №13
1. Иррационализм в философии XIX — ХХ в. Шопенгауэр и Ницше.
2. Сущность и процесс познания.
3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
Эталоны ответов
Билет № 13
- Пояснительная записка
- Рецензия
- 1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.
- 2. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, спид.
- 3. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
- 1. Предмет, методы и функции философии. Основные направления философии.
- 2. Глобальные проблемы современности: войны, демографические.
- 3. Основные этические проблемы современной медицины.
- 1. Философия Древнего Востока
- 2. Философия культуры.
- 3. Истрия гкб им. Боткина и медколледжа.
- 1. Античная философия раннего периода.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
- 1. Классическая античная философия.
- 2. Философия истории, философские концепции исторического развития.
- 3. История сестринского дела.
- 1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
- 2. Философия и искусство.
- 1. Философско-религиозная мысль средних веков.
- 2. Мировые религии.
- 3. Медицина Новейшего времени: основные направления развития и их характеристика.
- 1. Философия эпохи Возрождения.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Философские идеи и.П. Павлова, и.М.Сеченова, и.И.Мечникова.
- 1. Философия Нового времени (17-18 вв.; рационализм и эмпиризм).
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Медицина Нового времени: гигиена и общественная медицина.
- 1. Философия французского Просвещения.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: хирургия.
- 1. Немецкая классическая философия 18-19 в. Гносеология и аксиология и. Канта.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: психиатрия.
- 1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
- 1. Иррационализм в философии XIX — хх в. Шопенгауэр и Ницше.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- 1. Философия марксизма
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Позитивизм в философии хх века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Гистология, эмбриология и микробиология Нового времени.
- 1. Прагматизм в философии хх века.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Анатомия, физиология и патология Нового времени.
- 1. Экзистенциализм.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Медико-биологическое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Неотомизм и герменевтика в философии хх века.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Философские идеи медицины Нового времени.
- 1. Технократическая философия.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Медицина в эпоху Возрождения.
- 1. Психоанализ и философия
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Медицина в Средние века у народов Востока.
- 1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина в Средние века в Западной Европе.
- 1. Философия Руси домонгольского периода.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Медицина в Московском государстве: источники информации и особенности развития.
- 1. Идеи патриотизма, вопросы морали и власти в философии России XIV — XVI вв.
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Врачевание в Древнерусском государстве и у народов, проживавших в древности на территории России.
- 1. Философия в России XVII в.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Развитие медицины в Византии.
- 1. Философия эпохи петровских реформ.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Учение Клавдия Галена (галенизм).
- 1. Философия м.В.Ломоносова и а.Н.Радищева.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Медицина в Древнем Риме: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия п.Я.Чаадаева и декабристов. Спор славянофилов и западников.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Гиппократ о природе человека, его жизни и здоровье.
- 1. Консервативно-монархическая и религиозная философская мысль XIX в.
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Греции: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия ф.М.Достоевского и л.Н.Толстого.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Индии и Древнем Китае.
- 1. Философия революционных демократов России XIX в.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Врачевание в странах Древней Месопотамии и Древнего Египта.
- 1. Либеральная и религиозная философия конца XIX — начала хх вв.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Врачевание в Древнем мире: основные направления, их характеристика.
- 1. Философия русского космизма.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Народное врачевание — исток научной медицины.
- 1. Естественнонаучная философия России конца XIX — середины хх вв.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Врачевание в первобытном мире.
- 1. Советская философия. Ее этапы, особенности и видные представители.
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Современные теории происхождения человека.
- 1. Философия русского зарубежья.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина и философия, их взаимодействие.
- 1. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. История медицины как наука и предмет преподавания.
- Критерии оценок: критерии оценки устного ответа по основам философии
- Литература По предмету Основы философии Основная:
- Дополнительная: