1. Технократическая философия.
Особое внимание в ХХ в. философы уделяли проблемам развития общества, факторам, определяющим его эволюцию и структуру.
За последние десятилетия ни одна идея не была столь быстро воспринята общественной мыслью на Западе, как выраженная в понятии «постиндустриального общества», введенном в научное употребление американским социологом Дэниелом Беллом. Для обозначения постиндустриального общества различные авторы предлагают и другие определения: «новое индустриальное общество» (Дж. Гэлбрейт), «технотронное общество» (3. Бжезинский), «информационное общество» (О.Тоффлер, Е. Масуда) и т.д. Сущность всех этих теорий заключается в абсолютизации роли технического, предметно-вещественного фактора в развитии человечества. Они полагают, что развитие общества однозначно определяется техническим прогрессом, НТР. Современные представители технократизма особое внимание уделяют компьютерной технике и процессам компьютерной революции, радикально изменяющей не только производство, но и систему отношений между людьми, само мышление. При этом забывается роль социальных отношений, роль политико-правовых институтов, социокультурных закономерностей.
Процесс ускоренного и непрерывного обновления производства необратим, причем физический износ оборудования происходит медленнее, чем моральный, с быстрым старением овеществленного в нем знания.
Согласно Беллу, смысл концепции постиндустриального общества (1950-е гг.) может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов: 1) сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг; 2) сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников; 3) осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе; 4) предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности; 5) процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии».
Концепция отражает процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Не все цивилизации прошли все стадии развития всемирной истории. Некоторые задержались на на аграрной ступени, другие — только вступили в стадию индустриального общества. И лишь западная цивилизация на рубеже XX-XXI веков стремительно превращается в постиндустриальное общество.
Технологические перевороты, изменяющие до основания состояние общества, американский футуролог О. Тоффлер называет «последовательными волнами цивилизации». Для каждого из этих обновленных состояний общества характерно превращение прежде спорадических форм экономической деятельности в ведущие отрасли экономики. В постиндустриальном обществе производство знания и информации становится ведущей сферой деятельности людей. Изменяется социальная структура (возвышается статус занятых в производстве знаний, доминирующей профессиональной группой становятся занятые в сфере услуг), система материальных и нравственных ценностей (знания вместо денег, интеллектуальная собственность).
Вывод: Техника является средним звеном общественной жизни: ее создает человек и использует человек. Следовательно, от уровня культуры потребителя техники (шофер, токарь, программист) зависит развитие общества.
Научно-технический прогресс XX века внес в непрерывный процесс обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества беспрецедентное ускорение: впервые в истории человечества темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Теперь уже в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека (примерно 40 лет), в передовых отраслях производства происходит смена нескольких «поколений» техники. Для приведения профессиональной квалификации работников в соответствие с достигнутым техническим уровнем производства, уже сейчас нельзя уповать лишь на традиционные формы профессионального образования. Непрерывный процесс накопления нового «живого» знания возможен с помощью гибких, динамичных систем образования. Уже сегодня специалист обязан повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
- Пояснительная записка
- Рецензия
- 1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.
- 2. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, спид.
- 3. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
- 1. Предмет, методы и функции философии. Основные направления философии.
- 2. Глобальные проблемы современности: войны, демографические.
- 3. Основные этические проблемы современной медицины.
- 1. Философия Древнего Востока
- 2. Философия культуры.
- 3. Истрия гкб им. Боткина и медколледжа.
- 1. Античная философия раннего периода.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
- 1. Классическая античная философия.
- 2. Философия истории, философские концепции исторического развития.
- 3. История сестринского дела.
- 1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
- 2. Философия и искусство.
- 1. Философско-религиозная мысль средних веков.
- 2. Мировые религии.
- 3. Медицина Новейшего времени: основные направления развития и их характеристика.
- 1. Философия эпохи Возрождения.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Философские идеи и.П. Павлова, и.М.Сеченова, и.И.Мечникова.
- 1. Философия Нового времени (17-18 вв.; рационализм и эмпиризм).
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Медицина Нового времени: гигиена и общественная медицина.
- 1. Философия французского Просвещения.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: хирургия.
- 1. Немецкая классическая философия 18-19 в. Гносеология и аксиология и. Канта.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: психиатрия.
- 1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
- 1. Иррационализм в философии XIX — хх в. Шопенгауэр и Ницше.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- 1. Философия марксизма
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Позитивизм в философии хх века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Гистология, эмбриология и микробиология Нового времени.
- 1. Прагматизм в философии хх века.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Анатомия, физиология и патология Нового времени.
- 1. Экзистенциализм.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Медико-биологическое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Неотомизм и герменевтика в философии хх века.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Философские идеи медицины Нового времени.
- 1. Технократическая философия.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Медицина в эпоху Возрождения.
- 1. Психоанализ и философия
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Медицина в Средние века у народов Востока.
- 1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина в Средние века в Западной Европе.
- 1. Философия Руси домонгольского периода.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Медицина в Московском государстве: источники информации и особенности развития.
- 1. Идеи патриотизма, вопросы морали и власти в философии России XIV — XVI вв.
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Врачевание в Древнерусском государстве и у народов, проживавших в древности на территории России.
- 1. Философия в России XVII в.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Развитие медицины в Византии.
- 1. Философия эпохи петровских реформ.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Учение Клавдия Галена (галенизм).
- 1. Философия м.В.Ломоносова и а.Н.Радищева.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Медицина в Древнем Риме: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия п.Я.Чаадаева и декабристов. Спор славянофилов и западников.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Гиппократ о природе человека, его жизни и здоровье.
- 1. Консервативно-монархическая и религиозная философская мысль XIX в.
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Греции: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия ф.М.Достоевского и л.Н.Толстого.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Индии и Древнем Китае.
- 1. Философия революционных демократов России XIX в.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Врачевание в странах Древней Месопотамии и Древнего Египта.
- 1. Либеральная и религиозная философия конца XIX — начала хх вв.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Врачевание в Древнем мире: основные направления, их характеристика.
- 1. Философия русского космизма.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Народное врачевание — исток научной медицины.
- 1. Естественнонаучная философия России конца XIX — середины хх вв.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Врачевание в первобытном мире.
- 1. Советская философия. Ее этапы, особенности и видные представители.
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Современные теории происхождения человека.
- 1. Философия русского зарубежья.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина и философия, их взаимодействие.
- 1. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. История медицины как наука и предмет преподавания.
- Критерии оценок: критерии оценки устного ответа по основам философии
- Литература По предмету Основы философии Основная:
- Дополнительная: