logo
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

1. Философия Руси домонгольского периода.

Период зарождения философии Руси относится к IX — XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киев­ской Руси до монголо-татарского завоевания). Культура Киевской Руси формировалась в тесной связи с культурами Византии, южных и западных славян, скандинавских и тюркских народов. Жанры литературно-философских произведений — послания, моления, сказания, политические публицистика, поучения. Свободные от слепого следование книжным канонам, потому связанные с народным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, с фольклором. Многие сочинения мыслителей Киевской Руси были облачены в религиозную форму. С одной это стороны это сковывало человеческую мысль, в особенности познание природы. Православие содержало глубокие гуманистические идеи, обращение мысли к проблемам души и тела, добра и зла, верности своей вере и в тоже время веротерпимости. Оно провозгласило преодоление племенной узости. Одной из важных тем философии этого периода была апология православия, доказательство его истинности и превосходства. Другими темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство и право; природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

1) Митрополит Иларион. В 1051 – 1054 гг. занимал должность митрополита Киевского (первый русич на этом посту). Основное произведение — «Слове о Законе и Бла­годати», в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси. Отвергает идею богоизбранности одного народа, все народы равны. Иларион выдвинул теорию всемирной истории как постепенного приобщения всех народов к культуре христианства. Особая миссия в этом деле принадлежит «новым народам», т.е. у которых до христианства не было развитой языческой цивилизации, таким как Русь. В «Слове» впервые прозвучал мотив нравственной оценки правителя, вообще человека, который стал доминирующим во всей последующей русской философской мысли.

2) Иаков Мних, близок Митрополиту Илариону. Основное произведение — «Память и похвала князю Владимиру». Отстаивает правомерность канонизации князя Владимира. Отмечал, что святость достигается добрыми делами. Критерий святости — не уход от мира, а деятельность в мирской жизни, которому на его взгляд, полностью соответствовал князь Владимир. Мних давал понять, что не будь на Руси единодержавства, не было бы и самого христианства.

3) Владимир Мономах. Основное произведение — «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы. Владимир говорит о трех добрых делах — покаяние, слезы и милостыня, т.е. только добрые дела, прямое обращение к Богу. Божественное у Владимира слито с природой. Через все «Поучение» проходит идея превосходства мирских дел. Это было одним из первых проявлений гуманистической тенденции в русской философской мысли. Подчеркивает необходимость утверждения справедливости в обществе, жизни не только по формальному закону, но по совести. Иначе говоря, закон должен совпадать с «правдой». Вражда между князями, стремящимися к расчленению единого государства, противоречит «добру», т. е. интересам подданных.

4) Климент Смолятич. Основное произведение — «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии — проблемы ра­зума, познания. Климент заключает о наличии двух методов познания сущности мира. Один — тайный, доступный «святым», другой — «приточный», обычный, доступный всем людям. Первый — откровение, готовое непосредственное знание, не требующее усилий чувств и ума. Иное дело «приточное» познание достижимо через наблюдение вещей и постижение их бытия и мотивируемое практической жизнью человека в миру.

5) Кирилл Туровский. (XII в.). Прозванный «русским златоустом», он развивал традицию Иллариона, В. Мономаха и Климента Смолятича. Произведения — «Притча о человеческой душе и о телеси», «Послание или «повесть» к Василию игумену Печерскому». Жизнь человека состоит в деянии духовном и плотском, пронизанном божественными началами. Истина и нравственность наполняются у Туровского земным содержанием. Разрабатывал учение об опытном, естественном происхождении разума. Он утверждал, что тело первично по отношению к душе, потому что в такой последовательности они сотворены Богом. Поэтому знание духовной сущности невозможно без знания телесного начала. В такое же соотношение ставится и порядок знания мира: сначала познается «строение дивных божественных сознаний», затем сущность — Бог. Разум он ставил на один уровень с откровением, признавал его равным вере.