logo
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

2. Религия как феномен человеческой культуры.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают в религиозные чувства. В мире происходит процесс религиозного возрождения: рост авторитета мировых религий, как внутри традиционных зон исповедания, так и в новых.

Теология — религиозное учение о божественном. Синоним богословия. Излагает вероучение без сомнения, анализа, сравнения, критики. Философия религии — философский анализ феномена религии. Религиозная философия делает данные религиозного опыта и богословские концепции факторами теоретического познания мира.

Т.е. религиозная философия стремится к познанию истины используя (в том числе, но в первую очередь) положения каких-либо религиозных вероучений, догматы, доктрины.

Сущность религии как феномена человеческой культуры: религия — сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ духовного освоения мира и область духовного производства. Представляет собой проявление сущности человека; необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности;

- способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; отражение действительности; общественную подсистему; феномен культуры.

Как любая сфера жизнедеятельности общества, Р. зависит от бытия, материального производства. Материальное производство создает прибавочный продукт, который используется в религии (профессиональные служители культа, храмы, утварь и пр.)

Но материальное производство только косвенно влияет на религию. Непосредственное влияние на нее оказывают области духовной сферы — мораль, политика, государство, искусство, философия, наука. Религия — не пассивный продукт, она производит идеи, понятия, нормы, ценности.

Происхождение религии.

1) Л.Фейербах. Р. — продукт тяжелых условий жизни общества и невежества. Страх перед разрушительными силами природы, неспособность объяснить ими и желание влиять на них привели к обожествлению природы и ее отдельных частей. Религия утешает страдания человека. В идее Б. выражается идеал самого человека.

2) Марксизм. Р. — идеология господствующего класса собственников, которая освящает существующие порядки, классовое неравенство, призывает к смирению и покорности.

3) Экзистенциализм. Р. — проявление свободы, стремление Ч. (конечного) к Абсолюту (бесконечному).

5. Исторические формы религий

Первоначальной формой религии был, вероятнее всего, монотеизм (единобожие). Почитание родоначальника, праотца рода, других героев, предков, вождей, изобретателей, а также прославление различных явлений природы привело к политеизму, т.е. поклонению многим богам, многобожию.

Религии менялись и по характеру распространения. Сначала они были родовыми или племенными, а после появления государств стали государственными. На этом этапе рождались и так называемые мировые религии — буддизм (VI—V вв. ао н.э.),

христианство (I в. до н.э.) и ислам (VII в. н.э.). Мировые религии объединяли людей независимо от этнических, языковых или политических связей.

С самого начала обожествлялись могущественные природные силы и вещи: ясное (дневное) небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Люди преклонялись перед ними, еще наивно представляя их как явления невидимых, непонятных сил, якобы стоящих за этими вполне естественными явлениями или действующих внутри них и управляющих ими. Их считали некими духовными сущностями. Вот почему эти сущности были одновременно и идеальными, т.е. существующими не в жизни, а лишь в воображении, и желаемыми. Они изображались такими, какими люди не являлись, но хотели бы быть.