1. Философия французского Просвещения.
В 18 вв. во Франции сформировалось антифеодальное общественное движение «Просвещение», объединившее прогрессивно мыслящих ученых-естествоиспытателей, философов, представителей искусства, юристов и пр. Смысл Просвещения: его сторонники полагали, что действия людей проистекают из заблуждений, и поэтому знание играет решающую роль в социальном развитии.
Они возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против засилья церкви, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества.
В онтологии склонялись к деизму: они принимали идею божественного творения мира, но на этом роль божества заканчивалась — созданный мир самостоятельно существует и изменяется.
Родоначальники Просвещения — Вольтер и Монтескье.
1. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694 — 1778) Принимает атомистическую концепцию, считает важнейшими характеристиками природных явлений протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность.
Защищал принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни. Считал возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого, потому что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, а главный источник ложных идей — церковь, которая внушила монархам ложную идею о том, что их власть от Бога, ответственны только перед самими собой и игнорируют ответственность перед людьми. Он был резким противником клерикализма («Убейте гадину!») но видел и положительные стороны религии в обуздании человека функцию моральной опоры («Если бы Бога не было, его следовало бы придумать»).
2. Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755)
В онтологии выступал с позиций деизма, видел в Боге создателя, но отрицал его возможность вмешиваться в дела людей и в процессы природы. Видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. Отвергал идею бессмертия души, критиковал Церковь за претензию на власть в обществе. Считал, что история делается людьми. Обосновывал влияние климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские — периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).
Считал, что до появления государства люди находились в «естественном состоянии»: т.е. беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное состояние стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Выдвинул идею «разделения властей», т.е. разделения государственной власти с целью ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на законодательную, исполнительную и судебную. Выступал за верховенство закона (закон един для всех, ему подчиняются даже короли).
3. Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделил социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Видел в Боге мировую волю и мировой разум. Онтология: считал, что материя несотворима и объективно существует всегда, человек состоит из смертного дела и бессмертной души. Гносеология: был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (сущность вещей и явлений). Выступал против религии как таковой, но из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию».
Был сторонником эмпирического (опытного) познания. Социальная философия: Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность. Обосновал право народа на восстание. В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность должна равномерно распределяться между всеми гражданам в размерах, необходимых для жизни.
Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно — через собрания, сходы (прямая демократия).
Руссо — один из реформаторов педагогики нового времени. Он выдвинул идею естественного воспитания. Нужно способствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), изолировать от дурных влияний, готовить человека к самостоятельности, активности, честности.
- Пояснительная записка
- Рецензия
- 1. Мировоззрение, его структура. Виды мировоззрения.
- 2. Глобальные проблемы современности: экологические, экономические, спид.
- 3. Международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения.
- 1. Предмет, методы и функции философии. Основные направления философии.
- 2. Глобальные проблемы современности: войны, демографические.
- 3. Основные этические проблемы современной медицины.
- 1. Философия Древнего Востока
- 2. Философия культуры.
- 3. Истрия гкб им. Боткина и медколледжа.
- 1. Античная философия раннего периода.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны.
- 1. Классическая античная философия.
- 2. Философия истории, философские концепции исторического развития.
- 3. История сестринского дела.
- 1. Античная философия эпохи эллинизма и Древнего Рима
- 2. Философия и искусство.
- 1. Философско-религиозная мысль средних веков.
- 2. Мировые религии.
- 3. Медицина Новейшего времени: основные направления развития и их характеристика.
- 1. Философия эпохи Возрождения.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Философские идеи и.П. Павлова, и.М.Сеченова, и.И.Мечникова.
- 1. Философия Нового времени (17-18 вв.; рационализм и эмпиризм).
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Медицина Нового времени: гигиена и общественная медицина.
- 1. Философия французского Просвещения.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: хирургия.
- 1. Немецкая классическая философия 18-19 в. Гносеология и аксиология и. Канта.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: психиатрия.
- 1. Г.Гегель и его идеалистическая диалектика.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: педиатрия, акушерство и гинекология.
- 1. Иррационализм в философии XIX — хх в. Шопенгауэр и Ницше.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: терапия и эпидемиология.
- 1. Философия марксизма
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Клиническое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Позитивизм в философии хх века. Неопозитивизм и Постпозитивизм.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Гистология, эмбриология и микробиология Нового времени.
- 1. Прагматизм в философии хх века.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Анатомия, физиология и патология Нового времени.
- 1. Экзистенциализм.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Медико-биологическое направление медицины Нового времени: общая характеристика.
- 1. Неотомизм и герменевтика в философии хх века.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Философские идеи медицины Нового времени.
- 1. Технократическая философия.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Медицина в эпоху Возрождения.
- 1. Психоанализ и философия
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Медицина в Средние века у народов Востока.
- 1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина в Средние века в Западной Европе.
- 1. Философия Руси домонгольского периода.
- 2. Религия как феномен человеческой культуры.
- 3. Медицина в Московском государстве: источники информации и особенности развития.
- 1. Идеи патриотизма, вопросы морали и власти в философии России XIV — XVI вв.
- 2. Диалектика: законы категории и принципы.
- 3. Врачевание в Древнерусском государстве и у народов, проживавших в древности на территории России.
- 1. Философия в России XVII в.
- 2. Философия и научная картина мира.
- 3. Развитие медицины в Византии.
- 1. Философия эпохи петровских реформ.
- 2. Научное познание и его методы.
- 3. Учение Клавдия Галена (галенизм).
- 1. Философия м.В.Ломоносова и а.Н.Радищева.
- 2. Философская проблема истины.
- 3. Медицина в Древнем Риме: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия п.Я.Чаадаева и декабристов. Спор славянофилов и западников.
- 2. Сущность и процесс познания.
- 3. Гиппократ о природе человека, его жизни и здоровье.
- 1. Консервативно-монархическая и религиозная философская мысль XIX в.
- 2. Философские учения о познании: гностицизм, агностицизм, скептицизм.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Греции: источники информации и особенности развития.
- 1. Философия ф.М.Достоевского и л.Н.Толстого.
- 2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.
- 3. Врачевание и медицина в Древней Индии и Древнем Китае.
- 1. Философия революционных демократов России XIX в.
- 2. Природа сознания. Теория отражения.
- 3. Врачевание в странах Древней Месопотамии и Древнего Египта.
- 1. Либеральная и религиозная философия конца XIX — начала хх вв.
- 2. Проблема сознания в философии.
- 3. Врачевание в Древнем мире: основные направления, их характеристика.
- 1. Философия русского космизма.
- 2. Категории человеческого бытия.
- 3. Народное врачевание — исток научной медицины.
- 1. Естественнонаучная философия России конца XIX — середины хх вв.
- 2. Деятельность человека. Социальные нормы.
- 3. Врачевание в первобытном мире.
- 1. Советская философия. Ее этапы, особенности и видные представители.
- 2. Личность и индивидуальность. Качества, потребности, интересы личности.
- 3. Современные теории происхождения человека.
- 1. Философия русского зарубежья.
- 2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 3. Медицина и философия, их взаимодействие.
- 1. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.
- 2. Логика и стадии исторического процесса. Русская идея.
- 3. История медицины как наука и предмет преподавания.
- Критерии оценок: критерии оценки устного ответа по основам философии
- Литература По предмету Основы философии Основная:
- Дополнительная: