logo
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

1. Философия французского Просвещения.

В 18 вв. во Франции сформировалось антифеодальное общественное движение «Просвещение», объединившее прогрессивно мыслящих ученых-естествоиспытателей, философов, представителей искусства, юристов и пр. Смысл Просвещения: его сторонники полагали, что действия людей проистекают из заблуждений, и поэтому знание играет решающую роль в социальном развитии.

Они возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против засилья церкви, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества.

В онтологии склонялись к деизму: они принимали идею божественного творения мира, но на этом роль божества заканчивалась — созданный мир самостоятельно существует и изменяется.

Родоначальники Просвещения — Вольтер и Монтескье.

1. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694 — 1778) Принимает атомистическую концепцию, считает важнейшими характеристиками природных явлений протяженность, плотность, тяготение, закономерность, причинность.

Защищал принцип активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни. Считал возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого, потому что их ум засорен ложными идеями о верховной власти, а главный источник ложных идей — церковь, которая внушила монархам ложную идею о том, что их власть от Бога, ответственны только перед самими собой и игнорируют ответственность перед людьми. Он был резким противником клерикализма («Убейте гадину!») но видел и положительные стороны религии в обуздании человека функцию моральной опоры («Если бы Бога не было, его следовало бы придумать»).

2. Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755)

В онтологии выступал с позиций деизма, видел в Боге создателя, но отрицал его возможность вмешиваться в дела людей и в процессы природы. Видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. Отвергал идею бессмертия души, критиковал Церковь за претензию на власть в обществе. Считал, что история делается людьми. Обосновывал влияние климата и географии на устройства общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские — периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).

Считал, что до появления государства люди находились в «естественном состоянии»: т.е. беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное состояние стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Выдвинул идею «разделения властей», т.е. разделения государственной власти с целью ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на законодательную, исполнительную и судебную. Выступал за верховенство закона (закон един для всех, ему подчиняются даже короли).

3. Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделил социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Видел в Боге мировую волю и мировой разум. Онтология: считал, что материя несотворима и объективно существует всегда, человек состоит из смертного дела и бессмертной души. Гносеология: был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (сущность вещей и явлений). Выступал против религии как таковой, но из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию».

Был сторонником эмпирического (опытного) познания. Социальная философия: Считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность. Обосновал право народа на восстание. В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность должна равномерно распределяться между всеми гражданам в размерах, необходимых для жизни.

Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно — через собрания, сходы (прямая демократия).

Руссо — один из реформаторов педагогики нового времени. Он выдвинул идею естественного воспитания. Нужно способствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), изолировать от дурных влияний, готовить человека к самостоятельности, активности, честности.