logo
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

2. Мышление, его истоки и сущность. Процесс мышления. Роль языка в мышлении.

Мышление — это внутреннее, активное стремление человека овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли,

воспоминаниями, ожиданиями.

Сфера мышления — это совокупность всех возможностей мышления, которыми располагает человек, группа людей, народ.

Факторы мышления:

  1. Знания. Мыслящий человек пытается как-то сгруппировать возникшие в его сознании ассоциаций закрепить предполагаемую, угаданную или обнаруженную связи между ними.

  2. Эмоции. Мотивируют процесс мышления. Мыслителя подсознательно влечет переживание удовольствия от постижения истины. Сказывается в выборе предмета мышления. Когда человек мыслит, то, что и как он думает в данный момент, в значительной мере зависит от его настроения.

Мышление как процесс — это уточнение некоего содержания сознания, когда оно принимает все более определенную форму, называется мыслью.

Мысль — продукт и единица процесса мышления. Мыслящий субъект движется от одной мысли к другой.

Абстрактное и конкретное мышление

Предпосылка мышления — способность человека удваивать реальность. Восстанавливать в сознании образы и понятия объектов, которых вокруг нет и проводить над ними мыслительные операции.

Мышление, направленное на реальные предметы, называется конкретным. Конкретное и абстрактное мышление в реальности не разделены нерушимыми границами. Вы легко переходите от конкретного предмета к абстракции, скажем, от картины известного художника к изобразительному искусству вообще.

Постоянные переходы мысли от конкретного к абстрактному и наоборот, свидетельствуют о том, что сфера мышления постоянно меняет свой объем и содержание.

Абстракция обозначает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достичь научно объективного познания.

Прогресс мышления связан с развитием языка. Язык позволяет проводить первичные обобщения, сходства между предметами, явлениями, действиями, отделять качества от предмета, которому они принадлежат. Например, у племен, находящихся в первобытном состоянии нет обобщенных понятий — растение, животное и т.п. Он хорошо знает местность при передвижении, но описать ее, нарисовать план не может. Это показывает, что абстрактное мышление формировалось у людей постепенно.

Если у вас в руках вещь, и вы умеете правильно, т.е. с практической пользой, обращаться с ней, то это еще не означает, будто вы имеете полное представление об этой вещи. Нужно выработать общую концепцию данной вещи, определить ее бесчисленные взаимосвязи с другими объектами, и в то же время понять и специфические отличия от них, т.е. понять ее глубинный смысл, ее суть, и особое место среди прочих вещей. Это и есть путь теоретического мышления.

Звуковые выражения, которые ранее были лишь выкриками, невольной разрядкой сильных эмоций, теперь направлены на решение совершенно иной задачи. Они используются в качестве символов, передающих определенное значение.