24. Стадии формирования двигательных навыков и их физиологические закономерности. Физиологические основы соврешенстования двигательных навыков.
На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуще-мый ассоциативными зонами коры больших полушарий. На втором этапе начинается непосредственно выполнение разучиваемого движения. Стадии формирования двигательного навыка:
1.с. Генерализации – созданная модел становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. Идет широкая иррадиация возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией. Характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, приводит к излишним энергозататам. Требуются многократные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совершенствования.
2.с.концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для осуществления навыка корковых зон. В посторонних зонах активность подавляется дифференцировочным торможением. Включаются лишь необходимые мышцы и только в нужные моменты движения. Навык на этой стадии уже сформирован, но ещё непрочен.
3.с. Стабилизации и автоматизации – в результате многократного повторения появляется стабильность навыка, снижается сознательный контроль, т.е. возникает автоматизация навыка. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.
Особое значение в обработке моторных программ имеют обратные связи. Инфа поступает в нервные центры по ходу движения ислужит для сравнения с эталоном. При их несовпадении возникают импульсы рассогласования и в программу носятся поправки – сенсорные коррекции. Имеет значение речевая регуляция движений (указания тренера, внутренняя речь).
В экстрим.ситуациях при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга.
При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, но теряется способность эффективного выполнения тонких его элементов.
- 1. Стресс или общий адаптационный синдром.
- 2. Генотипическая адаптация - изменение генофонда вида путем естественного отбора по показателю максимальной устойчивости неравновесного термодинамического состояния.
- 3. Стадии адаптации у спортсменов. Цена адаптации у спортсменов.
- 4. Изменения функций центральной нервной системы, эндокринной системы и мышц при физических нагрузках.
- 5. Изменения в функциях системы крови, дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной систем при физических нагрузках.
- 6. Потребление кислорода при мышечной деятельности. Максимальное потребление кислорода и факторы, его определяющие.
- 7. Современная классификация физических упражнений и критерии, положенные в ее основу.
- 8. Физиологическая характеристика стандартных циклических движений.
- 9. Физиологическая характеристика стандартных ациклических движений.
- 10. Физиологическая характеристика нестандартных (ситуационных) движений.
- 12. Физиологическая характеристика разминки, врабатывания и устойчивого состояния.
- 13. Утомление и физиологические механизмы его развития. Факторы, вызывающие утомление. Признаки утомления.
- 14. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 15. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.
- 16. Восстановительный период после работы и физиологические механизмы его развития. Три периода восст-ых процессов.
- 17.Физиологические закономерности восстановительных процессов и мероприятия по повышению их эффективности.
- 18. Физическая работоспособность спортсмена, ее прямые и косвенные показатели. Оценка физической работоспособности с помощью теста pwc 170 и Гарвардского степ-теста.
- 19. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития силы.
- 20. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития быстроты.
- 21. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития выносливости
- 22. Механизмы и закономерности развития гибкости и ловкости.
- 23. Двигательные умения и навыки. Физиологические механизмы формирования дн.
- 24. Стадии формирования двигательных навыков и их физиологические закономерности. Физиологические основы соврешенстования двигательных навыков.
- 25. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Принципы тренировки.
- 28. Наслественные влияния на морфофункционалные особенности и физические качества человека. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.
- 26. Показатели тренированности в состоянии покоя и при нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
- 1.Прекращение роста спортивных рез-тов, плохое самочувствие, снижение адаптивности реакций организма на нагрузку.
- 2.Прогрессирующие снижение спорт.Рез-тов, затруднение процессов восст-я, дальнейше ухудшение.
- 3.Стойкое нарушениефункций ссс, дс и двигательной системы, резкое снижение работоспособности, нарушение сна, отсутствие аппетита.
- 27. Морфофункциональные особенности женского организма.
- 29.Учет физиолого-генетических особенностей в спортивном отборе.
- 30. Периодизация и гетерохронность онтогенеза.