30. Периодизация и гетерохронность онтогенеза.
Под развитием понимают три основным процесса: рост – увеличение числа клеток и их размеров, дифференциирование органов и тканей, формообразование – качественные изменения. С учетом количественных и кач. Изма-ний различают следющие возрастные периоды: 1-10 дней- новорожденный, 10 дней-1 год – грудной, 1-3 – раннее детство, и т.д.
Особо отмечают период полового созревания, происхоит сущетвенная гормональная перестройка, развитие вторичных половы признаков, отмечается неуравновешенность поведения, скачок роста. Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность, т.е. неравномерность и разновременность роста и развития.
Важной особенностью в настоящее время является акселерация. Эпохальная акселерация - ускорение роста, физического развития, полового созревания и психического развития организма, которое наблюдается с конца 19-на. 20 века. За последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 1 см, вес на 100-150 гр., подобные увеличения отмечают и в других возрастах. Ускорилось половое созревание, раньше формирнуются вторичные половые признаки. Раньше форм-ся физические качества у подростков. В результате акселерации изменяются стандарты одежды, обуви, сроки начала обучения в школе и спорте.
Индивидуальная акселерация - явление ускорения развития отдельнеых дете и подростков в отдельных возрастных группах. Реальный уровень развития организма человека не всегда соответствует его паспортному возрасту, в связи с этим возникло понятие – биологический возраст – отражает реальное состояние развития органов и систем организма в целом.
По степени соотношения био и паспорт. возраста отмечают: акселератов – высокий рост, больше сила, объем сердца, более раннее созревание. Но чрезмерное ускорение созревания не всегда положително сказывается на состоянии ряда функций: рост и развитие сердца отстает от роста тела, избыточное выделение гормона роста сопровождается недостаточностью половых гормонов; мадиантнов – соответствуют паспортному возрасту; ретардантов - отстаютв половом созревании, замедлен рост длины и массы тела, что создает преимущество в развитии относительнй силы и прыгучести.
В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардантов может оказатся больше, чем у акселерантов, более медленное созревание мозга приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям.
- 1. Стресс или общий адаптационный синдром.
- 2. Генотипическая адаптация - изменение генофонда вида путем естественного отбора по показателю максимальной устойчивости неравновесного термодинамического состояния.
- 3. Стадии адаптации у спортсменов. Цена адаптации у спортсменов.
- 4. Изменения функций центральной нервной системы, эндокринной системы и мышц при физических нагрузках.
- 5. Изменения в функциях системы крови, дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной систем при физических нагрузках.
- 6. Потребление кислорода при мышечной деятельности. Максимальное потребление кислорода и факторы, его определяющие.
- 7. Современная классификация физических упражнений и критерии, положенные в ее основу.
- 8. Физиологическая характеристика стандартных циклических движений.
- 9. Физиологическая характеристика стандартных ациклических движений.
- 10. Физиологическая характеристика нестандартных (ситуационных) движений.
- 12. Физиологическая характеристика разминки, врабатывания и устойчивого состояния.
- 13. Утомление и физиологические механизмы его развития. Факторы, вызывающие утомление. Признаки утомления.
- 14. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 15. Предутомление, хроническое утомление и переутомление.
- 16. Восстановительный период после работы и физиологические механизмы его развития. Три периода восст-ых процессов.
- 17.Физиологические закономерности восстановительных процессов и мероприятия по повышению их эффективности.
- 18. Физическая работоспособность спортсмена, ее прямые и косвенные показатели. Оценка физической работоспособности с помощью теста pwc 170 и Гарвардского степ-теста.
- 19. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития силы.
- 20. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития быстроты.
- 21. Формы проявления, физиологические механизмы и резервы развития выносливости
- 22. Механизмы и закономерности развития гибкости и ловкости.
- 23. Двигательные умения и навыки. Физиологические механизмы формирования дн.
- 24. Стадии формирования двигательных навыков и их физиологические закономерности. Физиологические основы соврешенстования двигательных навыков.
- 25. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности. Принципы тренировки.
- 28. Наслественные влияния на морфофункционалные особенности и физические качества человека. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.
- 26. Показатели тренированности в состоянии покоя и при нагрузках. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
- 1.Прекращение роста спортивных рез-тов, плохое самочувствие, снижение адаптивности реакций организма на нагрузку.
- 2.Прогрессирующие снижение спорт.Рез-тов, затруднение процессов восст-я, дальнейше ухудшение.
- 3.Стойкое нарушениефункций ссс, дс и двигательной системы, резкое снижение работоспособности, нарушение сна, отсутствие аппетита.
- 27. Морфофункциональные особенности женского организма.
- 29.Учет физиолого-генетических особенностей в спортивном отборе.
- 30. Периодизация и гетерохронность онтогенеза.