logo
шпаргали по физиологии 5 семестр

24. Стадии формирования двигательных навыков и их физиологические закономерности. Физиологические основы соврешенстования двигательных навыков.

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуще-мый ассоциативными зонами коры больших полушарий. На втором этапе начинается непосредственно выполнение разучиваемого движения. Стадии формирования двигательного навыка:

1.с. Генерализации – созданная модел становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. Идет широкая иррадиация возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций – их генерализацией. Характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, приводит к излишним энергозататам. Требуются многократные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совершенствования.

2.с.концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для осуществления навыка корковых зон. В посторонних зонах активность подавляется дифференцировочным торможением. Включаются лишь необходимые мышцы и только в нужные моменты движения. Навык на этой стадии уже сформирован, но ещё непрочен.

3.с. Стабилизации и автоматизации – в результате многократного повторения появляется стабильность навыка, снижается сознательный контроль, т.е. возникает автоматизация навыка. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.

Особое значение в обработке моторных программ имеют обратные связи. Инфа поступает в нервные центры по ходу движения ислужит для сравнения с эталоном. При их несовпадении возникают импульсы рассогласования и в программу носятся поправки – сенсорные коррекции. Имеет значение речевая регуляция движений (указания тренера, внутренняя речь).

В экстрим.ситуациях при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга.

При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, но теряется способность эффективного выполнения тонких его элементов.