1. Представление об уровнях саморегуляции человека. Уровни регуляции. Виды ощущений, регулирующих движения.
Саморегуляция рассматривается как один из самых общих и существенных признаков, характеризующих личность как субъекта деятельности. Регуляторика раскрывается как процесс сугубо внутренней активности субъекта, в котором задействованы психологические средства, осуществляющие частные регуляторные функции и процессы переработки информации - целеполагание, моделирование, программирование, планирование, принятие решений, коррекцию. В таком качестве регуляторные процессы и их структурные компоненты не совпадают с составляющими психологической структуры деятельности.
Структурно-функциональный подход претендует на выработку концептуальной абстрактно-логической модели саморегуляции. Такая модель позволяет универсализировать функциональные блоки и информационные звенья, реализующие регуляторные процессы. «Модель описывает в первую очередь информационный аспект процессов саморегуляции, абстрагируясь от специфики конкретных психических процессов и явлений, в которых отражена и зафиксирована информация и в которых она презентирована в сознании, т.е. от той специфики, которая маскирует общие закономерности регуляции».
Так, считается, что важнейшим, центральным, системообразующим звеном процесса осознанного регулирования является принятая субъектом цель деятельности. Исходной структурой, активирующей всю систему осознанной саморегуляции, является динамическая смысловая система личности, которая функционирует в роли собственного «мотива» реализуемой деятельности. Не только релевантная деятельность, но также система осознанной саморегуляции поставлена «на службу» динамической смысловой системе личности.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
Человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.
Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.
Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение встречается у любителей и исполнителей современной музыки.
Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.
Кожная чувствительность, или осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи.
Далеко не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение»,- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.
Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.
Ощущение как элементарный познавательный процесс. Процесс познания окружающего мира осуществляется на 2-х уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятие и представления и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Они считаются самыми простыми из всех психических явлений.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды. С одной стороны ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Процесс раздражения заключается в появлении в нервных тканях потенциала действия и проникновение его к чувствительному нервному волокну. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Специализированная часть анализатора, посредством которой определенный вид энергии трансформируется в процесс нервного возбуждения, называется рецептором. Т.е рецепторы преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс. Информация поступает в Анализатор. Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:
- зрительные ощущения, которые являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.
- слуховые ощущения. Ухо человека в отличие от глаза реагирует на механическое воздействие, связанное с изменением атмосферного давления воздуха, следующее с определенной частотой и воспринимается нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в сек. – герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебания давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Громкость воспринимаемого нами звука зависит от силы или интенсивности, т.е. разности давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления звука. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. (от 16-18 до 120дц).
- обонятельные ощущения являются отражением запахов. Одно из наиболее жизненно важных ощущений. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.
- вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств, вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют 4 основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные разновидности вкусовых веществ представляют собой разнообразное сочетание четырех основных.
- осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода, для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее t° воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на 1-м участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода. t° рецепторы имеют, как правило, 2 пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.
Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи ее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.
- 1.1. Дисциплина: «Теория и методика физической культуры и спорта»
- Принципы оздоровительной тренировки.
- 2 Методика составления реабилитационных программ.
- 7 Вопрос. Структура обучения двигательному действию: цель, задачи и результативность методики обучения на каждом из его этапов.
- 9 Билет требования к образовательному учреждению с позиции здоровье сбережения.
- 11 Вопрос. Планирование нагрузок в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
- 12 Дыхательные упражнения в физкультурных занятиях.
- 1.2.Дисциплина: «Теория и организация адаптивной физической культуры»
- 1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание».
- 2. Основные опорные концепции, лежащие в основе теории организации адаптивной физической культуры, концепция «целостность» организма и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
- 3.Принципы адаптивной физической культуры, их значение в организации работы специалиста по афк.
- 4.Профессиональные знания и черты характера, необходимые для успешной работы специалиста по афк.
- 5.Смысл терминов «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни».
- 6.Цель адаптивной физической культуры, приоритетные задачи, их связь с традиционными задачами физической культуры.
- 7.Эволюция отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, сущность трех аксиологических концепций.
- 8 Современный подход к развитию специального образования и комплексной реабилитации инвалидов, роль афк.
- 9.Понятие о реактивности организма и ее роль в адаптации и компенсации функций.
- 10.Отличительные признаки адаптивного спорта, виды адаптивного спорта, значение в комплексной реабилитации пациентов.
- 11. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, роль афк в этом процессе.
- 12.Особенности работы специалиста по афк с пациентами различных видов патологии.
- 2. Дисциплины вторых вопросов билета
- 2.1. Дисциплина: «Психология и педагогика
- 2.3.. Дисциплина: «Психология болезни и инвалидности»
- 1. Представление об уровнях саморегуляции человека. Уровни регуляции. Виды ощущений, регулирующих движения.
- 2. Интроцептивные ощущения, их место в формировании внутренней картины болезни. Иатрогенные заболевания, механизмы их происхождения.
- 4. Стресс, его роль в регуляции поведения и возникновения заболеваний. Критические ситуации в жизни человека и способы реагирования на них (ф.Е. Василюк). Проблема критической ситуации
- Фрустрация
- Конфликт
- 5. Депрессия, ее психологические истоки и следствия. Инвалидность и ее психологические последствия для личности. Суицидальные попытки, их различные формы и смысл для личности. Депрессия и мания
- Ненасильственный суицид
- Насильственный суицид
- 3. Дисциплины третьих вопросов билета
- 3.1. Дисциплина: «Общая и частная патология, тератология»
- Факторы болезни
- 3.3 Дисциплина: «Лечебная физическая культура»
- 1.Содержание и формы занятий лечебной физической культурой (лфк). Формы контроля по переносимости нагрузок. Основные показания и противопоказания при занятиях лфк.
- 2.Характеристика двигательных нарушений при дцп. Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп. Физическое воспитание в дошкольном и школьном возрасте.
- 1. Спастическая диплегия.
- 2. Двойная гемиплегия.
- 3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).
- 4. Гиперкинетическая форма.
- 5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).
- Лфк в системе двигательной реабилитации детей с дцп.
- Адаптивное физическое воспитание в дошкольном возрасте
- 3.Основные и специфические задачи методов афк с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.
- 4. Методические особенности афк в дошкольном и школьном возрасте при врожденных, ампутационных дефектах и дефектах нижних конечностей.
- Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте.
- Содержание и направленность подвижных игр для детей с дефектами верхних и нижних конечностей
- 3.5 Дисциплина: «Реабилитология»
- 1. Предмет реабилитология. Цели и задачи реабилитологии. Аспекты реабилитологии: медицинский, физический, психологический, педагогический, социальный и профессиональный.
- 2. Этапы реабилитационных мероприятий: стационарный, поликлинический, санаторный.
- 3. Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий: теплолечение, водолечение, бальнеологические курорты.
- 4. Адаптация инвалидов к условиям деятельности, которые создает для него внешняя и внутренняя среда.
- 5. Организация медико-социальной реабилитации. Общая характеристика воздействия методов лфк на организм лиц с отклонениями в состоянии здоровья: тонизирующее, трофическое, компенсаторное.