logo search
Экзам_билет_ОФ-ИМ_СД

3. Медицина в Средние века у народов Востока.

Являясь продолжением древней культуры, арабская медицина в значительной степени определила уровень европейской науки. Энциклопедические труды, созданные на Востоке, были переведены на европейские языки, сыграв важную роль в развитии латинской медицины. Обобщающие энциклопедические труды восточных теоретиков способствовали осмыслению практического опыта и абстрактных концепций античных врачей.

В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или нарушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или перемены погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была организована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегонный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl — «алкоголь». В терапии арабы обращали внимание на соблюдение правильного режима, используя лекарства только в самых опасных случаях.

«Отцом больничного дела» можно с уверенностью назвать султана Ахмада ибн Тулуна (868–884 годы). Наместник Аббасидов в Египте прославился организацией благотворительных лечебниц, предназначенных только для бедных. Начиная с 1282 года жители Каира лечились в самой знаменитой больнице исламского мира — «Аль-Мансури», названной по имени ее создателя, халифа Аль-Малика аль-Мансур Калавуна. Самым ранним из сохранившихся произведений арабских медиков является трактат «Альтерация глаза». Труд написал врач Хунайн ибн Исхак ал-Ибади (809–877 годы), предпочитавший специализацию по болезням глаз. Приблизительно в X веке работал еще один замечательный окулист, каирский врач Аммар ибн Али аль-Маусили. Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865–925 годы) преуспел в лечении оспы. Энциклопедист и философ, рационалист и бунтарь остался в истории под именем Рази. Из 184 сочинений ученого сохранилось только 61. Главный труд — обширный свод медицинских знаний, по мнению специалистов, лишен систематизации. Славу Рази составил небольшой трактат, где имелось описание оспы и кори, а также указывалось на различия между этими болезнями. Здесь же был представлен способ оспопрививания.

Египетский еврей Исаак Бен Соломон Израэли (845 — 940) создал книги о правильном питании, лекарственных средствах, описал клинику лихорадки и пытался установить ее природу.

Самым выдающимся хирургом Средневековья считался Абуль-Касым Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасис) (936 — 1013). Предложил средство остановки кровотечения в ходе операции — прижигание ран раскаленным железом. Подробно описав способы грыжесечения и удаления камней мочевого пузыря, он не забыл глазные процедуры. Одним из немногих заблуждений Абуль-Касыма стала гипотеза о том, что воздух является основной причиной нагноения ран. Для их лечения он, подобно Гиппократу, использовал вино, но позже первым применил спирт.

Авиценне (980 — 1037) принадлежит попытка внедрения эмпирического метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественнонаучной сути медицины: предположение о невидимых существах, вызывающих лихорадочные заболевания и способных распространяться через воздух, воду и почву. Главным медицинским трудом Авиценны является знаменитый «Канон врачебной науки». Подлинно медицинская энциклопедия представляет все древние и современные автору знания, касающиеся профилактики и лечения заболеваний. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, созданной восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был основным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы. В то время передовые деятели науки безрезультатно выступали против господства суеверий, резко отвергали астральные представления, высмеивали «целебные» им свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. В Средние века «Канон врачебной науки» издавался чаще Библии. В течение 500 лет энциклопедия восточного мыслителя служила настольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы.

РАССМОТРЕНО на заседании

ЦК ОГиСЭД

Протокол № ____

от «_____»__________________

Председатель _____________

ГОУ СПО Московский медицинский колледж

им. С.П. Боткина

Департамент здравоохранения города Москвы

Дисциплина: Основы философии

По специальности: Сестринское дело, 2-й курс

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

Усатенко Е.В.__________________

«_____»_____________ 20____ г.

Билет №21

1. Особенности, характерные черты и этапы развития русской философии.

2. Двойственная природа человека. Теории происхождения человека.

3. Медицина в Средние века в Западной Европе.

Эталоны ответов

Билет № 21