logo search
Пацлаф Р

Двенадцать минут разговора в день

Тысячелетиями речь была для людей столь же естественной средой, как воздух, а дети овладевали ею совершенно спонтанно, и это казалось природной способностью. Если бы кому-то взбрело в голову поучать родителей , что они должны говорить со своим ребенком не меньше такого-то времени, те сочли бы это шуткой, инструкцией типа «надо дышать». Но то, что некогда само собой разумелось, сегодня уже не таково, и когда недавно одна из ведущих немецких больничных касс решила издать для родителей книгу под названием«Поговори со мной!», призванную побуждать их говорить с ребенком, она вовсе не шутила124. Причина такого поступка очевидна: расходы на обучение каждого третьего или четвертого ребенка в специальной школе для детей с нарушениями речи оказались бы непомерно высокими для страховой больничной кассы, не говоря уж о том, что для обслуживания такого наплыва не хватило бы никаких специалистов. Поэтому все наблюдатели единодушны в мнении: необходима профилактика!

А для этого надо знать, чем вызвано данное явление, и оказывается, что причин тут множество. В интервью для прессы125, а также в приложении к упомянутой книге специалисты, к примеру фониатр Манфред Хайнеман и Тео Борбонус(руководитель школы для детей с нарушениями речи в Вуппертале), настойчиво указывают, что рост нарушений развития речи следует связывать не столько с медицинскими факторами, сколько с

изменившимися

социокультурными

условиями, в

которых

растут

нынешние .

дети

Нарушения слуха,

вызванные медицинскими причинами, конечно, немного возросли,

 

считает Хайнеман, но все же главной причиной врачи единодушно называют растущее

молчание в семьях.

 

 

 

 

 

 

У

родителей «сегодня все

меньше времени для детей: в

среднем

у

матери

для

нормального разговора с ребенком остается лишь примерно

двенадцать

минут в», день

сообщает

Борбонус. «Высокая

безработица, усилившееся

давление

конкуренции

и

рационализации, болезненные сбои систем социального страхования, — продолжает он, —

все это делает

человека более подавленным, бессловесным,

равнодушным». Учителя и

родители, считает и Хайнеман, уже не справляются

с внезапными социальными

изменениями, со

стрессами и конфликтами по поводу разводов, с неполными семьями и

профессиональными проблемами.