§ 18. Сколиоз и плоскостопие
Сколиоз - боковое искривление позвоночника. Чаще всего приобретенное (5- 15 лет), но бывает и врожденное. Неправильная поза детей во время занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины.
Заболевание начинается со слабости мышц спины, плохой осанки, выступающей лопатки. В дальнейшем возникает изменение самих позвонков и их связок, т.е. образуется стойкое боковое искривление. Оно может быть следствием перенесенного рахита, длительных асимметричных нагрузок на мышцы спины. К сколиозу может привести перелом позвонка, его разрушение болезненным процессом (остеомиелит, туберкулез, сифилис). При укорочении одной ноги может наступить функциональный сколиоз.
Клинически можно выделить три стадии. Первая: при утомлении мышц спины появляется сколиоз, а после отдыха искривление исчезает. Вторая стадия: искривление делается постоянным, подвижность позвоночника резко уменьшается. Изменяется форма грудной клетки, лопатка выступает и становится выше на выпуклой стороне грудного сколиоза. При третьей стадии изменяется положение внутренних органов, затрудняется их функция.
Профилактика гораздо эффективнее лечения. Большое значение имеют физкультура и спорт, правильная осанка ребенка, соблюдение режима труда и отдыха.
В основном построено на общемобилизующих и специальных гимнастических упражнениях под наблюдением врача. Иногда рекомендуется ношение корсета, а в запущенных случаях - оперативное вмешательство.
Плоскостопие у детей и взрослых - следствие врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата, повышенной эластичности суставов и связок, слабости мелких мышц, поддерживающих поперечный и продольный свод стопы, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, деформирующего положения пальцев и вызывающего нарушения рессорной функции свода стопы.
Выделяют два вида плоскостопия - это поперечное плоскостопие, которое составляет 55 % от общего числа деформации стоп и продольное плоскостопие - 29 %. По происхождению плоскостопие различают: врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую. Врожденное плоскостопие можно установить только после 5-6 лет, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Травматическое плоскостопие - последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая стопа - результат паралича подошвенных мышц стопы. Статическое плоскостопие возникает в следствии слабости связочного аппарата мышц костей стопы и голени. Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки: стопа удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен и ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на внутреннем крае стопы, походка неуклюжая, носки сильно развернуты в сторону, иногда ограничен объем движений во всех суставов стоп. В случае прогрессирования продольного плоскостопия увеличивается длина стоп в основном в следствии опускания продольного свода. При развитии поперечного плоскостопия длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей и отклонения первого пальца к наружи.
Хотя при внешнем осмотре и определяют наличие плоскостопия, для более точного определения существует ряд методов. В частности такой метод: измеряют циркулем высоту стопы, то есть расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которое хорошо прощупывается приблизительно на палец кпереди от голеностопного сустава. Величину расхождения ножек циркуля определяют по измерительной линейке в миллиметрах, после этого измеряют длину стопы - расстояние от кончика первого пальца до задней округлости пятки миллиметрах, величину высоты стопы умножают на сто и делят на длину стопы. Полученная величина является «подометрическим индексом». Индекс нормального свода колеблется в пределах от 31 до 29. Индекс от 29 до 25 - указывает на пониженный свод (плоскостопие). Ниже 25 - на выраженное плоскостопие.
Снижение свода стопы, его уплощение ослабляет амортизацию вертикальных вибраций позвоночника при ходьбе и способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза. Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших нагрузках вследствие ухудшения кровоснабжения и лимфотока в мелких суставах стопы, мышцах голени. Статистические нагрузки на плоскую стопу еще более возрастают при избыточном весе. Нередко плоскостопие и лимфостаз (застой лимфы и венозной крови в нижних конечностях, отеки стопы и голеностопных суставов) вызывают болевые ощущения, ограничивают двигательную активность и усугубляют порочный круг взаимосвязанных причин общего нездоровья.
Для статического плоскостопия характерны определенные болевые участки: на подошве в центре свода и внутреннего края пятки; на тыле стопы в ее центральной части между ладивидной и таранной костями; под внутренней и наружной лодыжкой между головками предплюсневых костей; в мышцах голени в следствии их перегрузки; в коленном и тазобедренном суставах; в бедре; в области поясницы.
Профилактика: Необходимо выработать правильную походку, избегать разведение носков при ходьбе. Очень важно ношение обуви хорошо подобранной по ноге. Внутренний край ботинка должен быть прямым, чтобы не отводить к наружи первый палец. Носок просторный. Высота каблука должна быть 3-4 см. Подметка из упругого материала. В некоторых случаях рекомендуется применение специальных стелек.
Лечение: Выбор лечения зависит от происхождения, степени деформации и возраста больного. При легких формах специального лечения не требуется. Обычно назначают ЛФК, массаж, физиотерапию, ношение корригирующей обуви. У себя в центре мы применяем новейшие инструментальные методы лечения. К ним относятся:
адаптивное биоуправление мышц стопы;
электростимуляция мышц стопы;
вибрационный массаж нижних конечностей.
в качестве домашнего задания мы рекомендуем лечебную физкультуру.
Упражнения для детей при плоскостопии: 1 - зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его; 2 - сидя на полу упереться руками в пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч; 3 - положить на пол палку и пройти по ней босиком, заложив руки за голову; 4 - поднять пальцами ног с пола носовой платок; 5 - вращать на полу мяч ногой; 6 - сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши; 7 - подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок; 8 - ходьба попеременно на носках и пятках.
- Аннотация
- К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны знать:
- К окончанию изучения курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены студенты должны уметь:
- Программа курса
- 1. Общие закономерности роста и развития организма
- 2. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности
- 3. Высшая нервная деятельность, ее становление в процессе развития ребенка. Нейрофизиологические основы поведения человека
- 4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
- 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Гигиенические основы режима дня учащихся
- 6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции
- 7. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ
- 8. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания
- 9. Обмен веществ и энергии.
- 10. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Сердечно-сосудистая система. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
- 11. Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
- 12. Возрастные особенности органов выделения и кожи. Гигиена кожи ребенка. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
- 13. Состояние здоровья детей и подростков. Медико-гигиеническое и половое воспитание учащихся
- 14. Гигиена физического воспитания, трудового обучения и производительного труда
- 15. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка
- Предмет, содержание и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены Глава 1. Общие закономерности роста и развития организма § 1. Рост и развитие организма
- § 2. Показатели физического развития и методы их исследования
- Литература
- Глава 2. Анатомия и физиология нервной системы § 3. Строение и функции нервной системы
- § 4. Белое и серое вещество полушарий конечного мозга
- § 5. Развитие нервной системы
- § 6. Высшая нервная деятельность
- § 7. Возрастные особенности рефлекторной деятельности
- § 8. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов
- § 9. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков
- Литература
- Глава 3. Нейрофизиологические основы поведения человека §10. Особенности психики человека
- § 11. Мотивация и регуляция поведения
- § 12. Организованность сознания - внимание
- Литература
- Глава 4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
- Литература
- Глава 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе § 13. Гигиена как наука
- § 14. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе
- § 15. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса
- Литература
- Глава 6. Анатомия и физиология желез внутренней секреции (эндокринной системы)
- Литература
- Глава 7. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата § 16. Скелет человека
- § 17. Мышцы человека
- § 18. Сколиоз и плоскостопие
- § 19. Гигиенические требования к оборудованию школ
- Литература
- Глава 8. Анатомия и физиология органов пищеварения § 20. Анатомия пищеварительной системы
- § 21. Переваривание пищи
- § 22. Всасывание
- § 23. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта
- § 24. Гигиена питания
- Литература
- Глава 9. Обмен веществ и энергии § 25. Метаболизм
- § 26. Тканевое дыхание
- § 27. Механизм работы электронтранспортной цепи
- Литература
- Глава 10. Физиология крови § 28. Состав крови
- § 29. Плазма крови
- § 30. Клетки крови
- § 31. Гемостаз
- § 32. Группы крови
- Литература
- Глава 11. Физиология сердечно-сосудистой системы
- Литература
- Глава 12. Физиология органов дыхания § 33. Система органов дыхания: строение и функции
- § 34. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений
- Литература
- Глава 13. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка § 35. Кожа: строение и функции
- § 36. Терморегуляция
- § 37. Гигиена одежды и обуви
- Литература
- Глава 14. Здоровье детей и подростков
- Литература
- Глава 15. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
- Литература
- Глава 16. Гигиенические требования к планировке школьного здания, земельного участка
- Литература
- Список литературы, использованной при составлении кейса
- Тестовые задания и вопросы для контроля знаний по разделам Вопросы по теме: “физическое развитие детей и подростков”
- Тест «нервная система»
- Тест «сенсорная система».
- Тест «опорно-двигательная система».
- Тест «пищеварительная система».
- Тест «сердечно-сосудистая система».
- Эталоны ответов:
- Тест «органы дыхания».
- Тест «выделительная и репродуктивная система».
- Вопросы для контроля знаний по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
- Темы курсовых работ и рефератов
- Словарь терминов а