logo search
Ответы_по_философским проблемам_медицины

Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.

Ответ: Под классификацией понимают системное отношение соподчи­ненных групп объектов или отражаемых ими понятий. Классификация наук направлена на определение места той или иной из них в общей системе наук. Классификации, разрабатываемые на основе отражения объективных связей явлений и процессов, не только упорядочивают знания о них, но и создают предпосылки для прогноза новых состояний, свойств и качеств изучаемого. В соответствии с таким классификационным алгоритмом были предсказаны свойства еще неоткрытых элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.

Можно выделить три категории закономерностей, обусловливаю­щих развитие человека, и соответственно три аспекта медицинских знаний:

1) общие для человека и животных биологические законо­мерности, относящиеся ко многим процессам, которые развертыва­ются на уровне биологических молекул, клеток и отчасти тканей, а также к процессам раннего эмбриогенеза;

2) особые биологические закономерности, присущие только человеку;

3) законы развития общества (в той мере, в какой они влияют на состояние здоровья людей). С учетом объективного положения медицинских наук и их функционального назначения они подразделяются на три группы: медико-биологические, клинические и социально-гигиенические.

Нередко в самостоятельную группу так называемых профилакти­ческих наук выделяют такие дисциплины, как эпидемиология, мик­робиология, вирусология, общая и коммунальная гигиена и т.д. Вряд ли это правильно, поскольку профилактическая направленность (прав­да, не в одинаковой степени) присуща всем медицинским наукам. Правильнее было бы говорить не о делении медицинских наук на про­филактические и непрофилактические, а о наличии большого удель­ного веса в той или иной дисциплине профилактического или лечеб­ного, клинического начала.

При изучении взаимодействия и взаимоперехода различных форм движения материи особое значение приобретает методологический аспект проблемы редукции и редукционизма. Болезни классифициру­ются по этиологическому, органно-локалистическому, морфологичес­кому, функциональному и другим критериям. Нынешняя классифи­кация является смешанной (идеальной является этиологическая); степень ее внедрения зависит от уровня развития и зрелости медицины.

Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Анри де Сен-Симона (1760—1825), утверждающее необхо­димость основывать суждения на наблюдаемых фактах. Подчеркивая многообразную связь общего с целым, пытался перенести приемы естественно научных дис­циплин на область общественных явлений.

Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт (1798—1857) ос­новой классификации наук сделал закон трех стадий интеллек­туальной эволюции человечества. По его мнению, классифика­ция должна отвечать двум основным условиям — догматическо­му (расположение наук согласно их последовательной зависимости, в связи с чем каждая из наук опирается на преды­дущую и подготовляет последующую) и историческому (распо­ложение наук сообразно их действительному развитию, от бо­лее древних к более новым). Иерархия наук по степени умень­шения абстрактности и увеличения сложности такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология, рассматрива­емая как социальная физика. Удобно группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: начальная — математико-астрономическая, конечная — биолого-социологическая и промежу­точная — физико-химическая. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производством, статус технического знания повышался и свидетельствовал об успешности практического применения науки; общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных систем.

Родначальник эмпирической науки Френсис Бэкон предложил классификацию наук, в основу которой были положены основополагающие способности человеческой души: память, вообра­жение, разум. В его классификации памяти соответствует исто­рия; воображению— поэзия; разуму— философия. Ф. Бэкон предлагал посмотреть на поэзию как на изображение действительности в зависимости от сознания и эмоций человека, на историю как на описание реальных единичных фактов и событий.

В классификации наук родоначальника рационализма Рене Декарта используется метафора дерева. Корневищем системы является человечество.

В основу классификации наук, предложенной Ф. Энгельсом (1820—1895), положена классификация форм движения материи по восходящей линии — от низшего к высшему, от простого к сложному. Переход механики в физику, последней — в химию, той — в биологию и социальные науки (механика — физика — хи­мия — биология — социальные науки) стал известен как прин­цип субординации. Можно сказать, что Энгельс предугадал переход одной фор­мы движения материи в другую, так как к моменту возник­новения его классификации наука изучила лишь переходы между механической и тепловыми формами. Он предположил, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях.

Дальнейшая классификация наук, предпринятая Вильгельмом Дильтеем (1833—1911), привела к отделению наук о духе и наук о природе Он различает науки прежде всего по предмету: предмет наук о природе — внеш­ние по отношению к человеку явления; предмет наук о духе — анализ человеческих отношений. В первом случае ученых инте­ресуют наблюдения, во втором — внутренние переживания, ок­рашенные эмоциями, «природа в них молчит, словно чужая». Дильтей уверен, что обращение к «переживанию» является един­ственным основанием наук о духе.

Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) предлагал различать на­уки не по предмету, а по методу и разделял научные дисципли­ны на номотетические (от греч. nomothetike — законодательное искусство), направленные на установление общих законов, ре­гулярности предметов и явлений, и идеографические (от греч. ideaпонятие, graphoпишу), направленные на изучение индивиду­альных явлений и событий.

Однако внешняя противоположность природы и духа не дает исчерпывающего объяснения многообразия наук. Поэтому Ген­рих Риккерт (1863—1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существовании номотетических и идеографических наук, приходит к выводу, что различие обусловлено разными прин­ципами отбора и упорядочивания эмпирических данных. Де­ление наук на науки о природе и науки о культуре отражает про­тивоположность интересов, разделяющих ученых на два лаге­ря: естествознание направлено на выявление общих законов, история же занимается неповторимыми единичными явлени­ями; естествознание свободно от ценностей, а культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство цен­ностей. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, по­нимание, истолкование.

Выделение номотетического и идеографического методов стало важным шагом в деле классификации наук.

В современной методологии в связи с новыми данными ес­тествознания различают шесть основных форм материи: субатом­но-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геоло­гическую, биологическую и социальную. Классификация форм движения материи мыслится как основа классификации наук.

Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основ­ным, частным и комплексным. К основным относятся наибо­лее широкие формы движения материи — физическая, химиче­ская, биологическая, социальная. Все объекты, объединяемые понятием «физический», обладают двумя наиболее общими фи­зическими свойствами — массой и энергией. Для всего физиче­ского мира характерен общий всеохватывающий закон сохране­ния энергии.

Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Мегага-лактику.

К комплексным формам материи и движения следует отнести астрологическую (метагалактика — галактика — звезды — плане­ты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); геогра­фическую (включающую в себя физическую, химическую, био­логическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенно­стей комплексных форм движения материи в том, что господ­ствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма ма­терии — физическая.