Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
Ответ: Под классификацией понимают системное отношение соподчиненных групп объектов или отражаемых ими понятий. Классификация наук направлена на определение места той или иной из них в общей системе наук. Классификации, разрабатываемые на основе отражения объективных связей явлений и процессов, не только упорядочивают знания о них, но и создают предпосылки для прогноза новых состояний, свойств и качеств изучаемого. В соответствии с таким классификационным алгоритмом были предсказаны свойства еще неоткрытых элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.
Можно выделить три категории закономерностей, обусловливающих развитие человека, и соответственно три аспекта медицинских знаний:
1) общие для человека и животных биологические закономерности, относящиеся ко многим процессам, которые развертываются на уровне биологических молекул, клеток и отчасти тканей, а также к процессам раннего эмбриогенеза;
2) особые биологические закономерности, присущие только человеку;
3) законы развития общества (в той мере, в какой они влияют на состояние здоровья людей). С учетом объективного положения медицинских наук и их функционального назначения они подразделяются на три группы: медико-биологические, клинические и социально-гигиенические.
Нередко в самостоятельную группу так называемых профилактических наук выделяют такие дисциплины, как эпидемиология, микробиология, вирусология, общая и коммунальная гигиена и т.д. Вряд ли это правильно, поскольку профилактическая направленность (правда, не в одинаковой степени) присуща всем медицинским наукам. Правильнее было бы говорить не о делении медицинских наук на профилактические и непрофилактические, а о наличии большого удельного веса в той или иной дисциплине профилактического или лечебного, клинического начала.
При изучении взаимодействия и взаимоперехода различных форм движения материи особое значение приобретает методологический аспект проблемы редукции и редукционизма. Болезни классифицируются по этиологическому, органно-локалистическому, морфологическому, функциональному и другим критериям. Нынешняя классификация является смешанной (идеальной является этиологическая); степень ее внедрения зависит от уровня развития и зрелости медицины.
Серьезной вехой в становлении классификации наук было учение Анри де Сен-Симона (1760—1825), утверждающее необходимость основывать суждения на наблюдаемых фактах. Подчеркивая многообразную связь общего с целым, пытался перенести приемы естественно научных дисциплин на область общественных явлений.
Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт (1798—1857) основой классификации наук сделал закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. По его мнению, классификация должна отвечать двум основным условиям — догматическому (расположение наук согласно их последовательной зависимости, в связи с чем каждая из наук опирается на предыдущую и подготовляет последующую) и историческому (расположение наук сообразно их действительному развитию, от более древних к более новым). Иерархия наук по степени уменьшения абстрактности и увеличения сложности такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология, рассматриваемая как социальная физика. Удобно группировать науки по две, представляя их в виде трех пар: начальная — математико-астрономическая, конечная — биолого-социологическая и промежуточная — физико-химическая. Технические науки сформировались как опосредующее звено между естествознанием и производством, статус технического знания повышался и свидетельствовал об успешности практического применения науки; общественные науки выявляют специфику исторически развивающихся социальных систем.
Родначальник эмпирической науки Френсис Бэкон предложил классификацию наук, в основу которой были положены основополагающие способности человеческой души: память, воображение, разум. В его классификации памяти соответствует история; воображению— поэзия; разуму— философия. Ф. Бэкон предлагал посмотреть на поэзию как на изображение действительности в зависимости от сознания и эмоций человека, на историю как на описание реальных единичных фактов и событий.
В классификации наук родоначальника рационализма Рене Декарта используется метафора дерева. Корневищем системы является человечество.
В основу классификации наук, предложенной Ф. Энгельсом (1820—1895), положена классификация форм движения материи по восходящей линии — от низшего к высшему, от простого к сложному. Переход механики в физику, последней — в химию, той — в биологию и социальные науки (механика — физика — химия — биология — социальные науки) стал известен как принцип субординации. Можно сказать, что Энгельс предугадал переход одной формы движения материи в другую, так как к моменту возникновения его классификации наука изучила лишь переходы между механической и тепловыми формами. Он предположил, что выдающиеся открытия будут возникать на стыке наук, в пограничных областях.
Дальнейшая классификация наук, предпринятая Вильгельмом Дильтеем (1833—1911), привела к отделению наук о духе и наук о природе Он различает науки прежде всего по предмету: предмет наук о природе — внешние по отношению к человеку явления; предмет наук о духе — анализ человеческих отношений. В первом случае ученых интересуют наблюдения, во втором — внутренние переживания, окрашенные эмоциями, «природа в них молчит, словно чужая». Дильтей уверен, что обращение к «переживанию» является единственным основанием наук о духе.
Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) предлагал различать науки не по предмету, а по методу и разделял научные дисциплины на номотетические (от греч. nomothetike — законодательное искусство), направленные на установление общих законов, регулярности предметов и явлений, и идеографические (от греч. idea — понятие, grapho — пишу), направленные на изучение индивидуальных явлений и событий.
Однако внешняя противоположность природы и духа не дает исчерпывающего объяснения многообразия наук. Поэтому Генрих Риккерт (1863—1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о существовании номотетических и идеографических наук, приходит к выводу, что различие обусловлено разными принципами отбора и упорядочивания эмпирических данных. Деление наук на науки о природе и науки о культуре отражает противоположность интересов, разделяющих ученых на два лагеря: естествознание направлено на выявление общих законов, история же занимается неповторимыми единичными явлениями; естествознание свободно от ценностей, а культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство ценностей. Риккерт различает сферы действительности, ценности и смысла, которым соответствуют три метода: объяснение, понимание, истолкование.
Выделение номотетического и идеографического методов стало важным шагом в деле классификации наук.
В современной методологии в связи с новыми данными естествознания различают шесть основных форм материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную. Классификация форм движения материи мыслится как основа классификации наук.
Существует подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным и комплексным. К основным относятся наиболее широкие формы движения материи — физическая, химическая, биологическая, социальная. Все объекты, объединяемые понятием «физический», обладают двумя наиболее общими физическими свойствами — массой и энергией. Для всего физического мира характерен общий всеохватывающий закон сохранения энергии.
Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Мегага-лактику.
К комплексным формам материи и движения следует отнести астрологическую (метагалактика — галактика — звезды — планеты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая.
- Медицина как наука и искусство, теория и практика. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.
- Философские основания медицины. Смена парадигм в истории медицины.
- Современная (научная) медицина и традиционная (альтернативная) медицина.
- Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Дифференциация и интеграция медицинских знаний.
- Биологическая модель болезни и ее основные принципы. Критика биологической модели болезни. Биопсихосоциальная модель болезни.
- Понятия «здоровье» и «болезнь», их значение для медицины. Объективный и ценностный подходы к определению понятий здоровья и болезни.
- 1. Современная концепция здоровья
- Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Диалектика общего и специфического в медицине.
- Проблема души и тела в философии. Современные подходы к решению психофизической проблемы в философии (бихевиоризм, теория тождества, функционализм, дуализм).
- Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности.
- Психическое отображение действительности - начало сознания
- Эволюция представлений о связи психического и соматического (теория конверсии з.Фрейда, теория специфического конфликта ф.Александера, теория стресса г.Селье и др.)
- Возникновение психосоматической медицины
- Три стадии общего адаптационного синдрома:
- Психосоматический подход в современной медицине. Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических заболеваний. Болезнь и личность больного.
- Доказательная медицина
- Категории «целое и часть», структура и функции в медицине. Системный подход в медицине.
- Диалектика социального и биологического в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезни человека. Болезни цивилизации.
- Проблема истины в философии. Классическая теория истины и ее современные альтернативы (когерентная, конвенциональная, прагматическая и марксистская теории).
- Цель научного познания - достижение истины
- Диагностика как специфический познавательный процесс. Распознавание типичного. Принцип индивидуального подхода. Роль интуиции в диагностике. Компьютеризация диагностического процесса и ее значение.
- Логическая структура диагноза. Основные этапы диагностического процесса, их цели и правила, причины возможных врачебных ошибок.
- Эксперимент и моделирование. Их роль в медицинском познании