73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
Профилактика - составная часть медицины, система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни.
Социальная профилактика – меры государства по социально-экономическому развитию общества (повышение экономики, реальной зароботной платы, развитие общественных фондов потребления, повышение культурного уровня населения, меры по охране окружающей среды, условий труда и быта, жилища, питание.
Медицинская профилактика – комплекс мероприятий, имеющих целью устранение непосредственных причин и условий, порождающих заболевания.
Виды профилактики:
а) индивидуальная - включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека
б) общественная - система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья
в) государственная - законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня.
По состоянию здоровья различают:
1. Первичную профилактику - система мер наступательного характера, направленных на устранение условий и причин, вызывающих заболевание. Ее задачи: активизация защитных сил организма, предупреждение отрицательных воздействий факторов риска на здоровье человека.
2. Вторичную профилактику - комплекс медицинских мероприятий оборонительного характера, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирование патологического процесса.
3. Третичная профилактика - элемент вторичной, реабилитация больных, инвалидов, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности.
Принципы профилактики:
1) непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде)
2) дифференцированный характер профилактических мероприятий
3) массовость профилактики
4) научность профилактики
5) комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)
Уровни профилактики:
а) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня
б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда.
в) семейный
г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье.
Направления профилактики:
1) поведенческое
2) санитарно-гигиеническое
3) функционально-биологическое
4) лечебно-оздоровительное
Современные проблемы профилактики:
1) должна быть направлена не только на охрану здоровья, но главным образом на укрепление здоровья, на охрану здоровья здоровых людей. Формула здоровья - здоровье зависит от:
а) образа жизни (50%);
б) состояния окружающей среды (20%);
в) генетических факторов (20%);
г) лечебных мер, медицины (10%)
Саналогия - наука о здоровье здоровых.
2) активное участие населения в профилактике
3) усиление общественной направленности профилактики
Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:
1) изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический
2) неблагоприятное течение вирусной патологии
3) неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов
4) ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского).
ВОЗ: "Здоровье нации - в чреве беременных женщин"; "Больные родители не могут родить здорового ребенка"; "Каждые последующие поколения более больные, чем предыдущие".
5) повышение агрессивности окружающей среды
Образ жизни (ВОЗ) - совокупность принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье. Образ жизни характеризует жизнь в целом, основан на взаимодействии условий жизни и особенностей индивидуального поведения, определяется социально-культурными факторами и личностными характеристиками.
Национальные программы профилактики. Роль их в укреплении здоровья населения.
Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики.
Комплексная национальная программа профилактики принята Советом Министров, она основана на мерах по преодолению факторов риска, формированию здорового образа жизни. Финансирование программ профилактики идет за счет бюджета здравоохранения.
Программы делятся на: а) территориальные б) отраслевые
Требования к программам:
а) определение темы программы;
б) определение ее конечной цели;
в) постановка задач программы;
г) контроль за выполнением программы.
Структура программы:
1) Мероприятия по охране окружающей среды – здоровье и окружающая среда:
2) Производство, условия труда и здоровье человека;
3) Образ жизни и здоровье человека;
4) Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствование управления.
Сейчас реализуется 14 программ профилактики:
1. Государственная программа (ГП) РБ "О преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС".
2. Президентская программа "Дети Беларуси" (до 2005 г.)
3. ГП "Укрепление материально-технической базы учреждений ЗО РБ"
4. ГП "Туберкулез"
5. ГП "Профилактика ВИЧ-инфекции"
6. ГП "Здоровье народа"
7. ГП по преодолению инвалидности и реабилитации инвалидов
8. ГП национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма
9. ГП комплексных мер преодоления злоупотребления наркотическими веществами и их незаконному обороту
10. ГП по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
11. ГП демографической безопасности РБ
12. ГП "Сахарный диабет"
13. ГП "Кардиология"
14. ГП "Онкология"
Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют:
1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов здравоохранения, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств
2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне
3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом
74. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни и здоровье населения. Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни. Приказ Минздрава Беларуси № 335 от 31.03.2011 г. "Об утверждении Концепции реализации государственной политики ФЗОЖ РБ на период до 2020 года и отраслевого плана мероприятий по ФЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья населения РБ на период до 2015 г.»
до 60-х г.г. 20 в. подход: главное - излечить болезнь, позднее - профилактика болезней, к 90-м г.г.: получение максимума здоровья в любом возрасте, сохранение активного долголетия.
Профилактическая направленность- один из основополагающих принципов ЗО, ее важнейший раздел - формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).
Образ жизни, способствующий сохранению здоровья, направлен на то, чтобы
- укреплять здоровье человека;
- предупреждать и предотвращать болезни, несчастные случаи и преждевременную смерть;
- вести адекватный образ жизни при острых и хронических заболеваниях, инвалидности, в соответствии с возрастом.
Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на укрепление здоровья, на оптимальное использование природных условий.
Элементы ЗОЖ:
1) Медико-социальная активность населения – отношение к своему здоровью, к медицине, установка на ЗОЖ – это основа работы по формированию ЗОЖ
2) Трудовая деятельность людей;
3) Хозяйственно-бытовая деятельность человека - материально-бытовые условия, время, которое затрачивается на хозяйственно-бытовую деятельность
4) Социальная деятельность семьи - уход и воспитание за детьми, больными, пожилыми, планирование семьи, взаимоотношение в семье
5) Деятельность, направленная на восстановление физических сил.
Проблемы ЗОЖ (социальные и медицинские аспекты ЗОЖ):
- медико-социальная активность населения (выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении труда, быта, окружающей среды, оказание само – и взаимопомощи, умение использовать средства нетрадиционной медицины)
- изучение общественного мнения и управление им по отношению к собственному здоровью;
- уровень культуры населения;
- учет взаимодействия объективных и субъективных факторов (полное совпадение, несовподение, неправильное знание населения и т.д.)
- выявление и оценка групп риска;
- активное участие населения;
- разработка научных основ ЗОЖ (разработка физиологических и гигиенических основ ЗОЖ, детальное знание направленности факторов риска, мероприятия по профилактике отдельных заболеваний).
Принципы формирования ЗОЖ:
- сознательный личный образ жизни - индивидуальный режим жизни для формирования ЗОЖ, включающий физвоспитание, питание, личную гигиену, сексуальное поведение и т.д.
- научность - содержание пропаганды медицинских и гигиенических знаний должно соответствовать современному состоянию науки и практики.
- массовость - участие в работе по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию ЗОЖ всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу.
- доступность - при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть яркой, образной, доступной для понимания.
- целенаправленность - выражается в выборе содержания основного направления, а также в том, что работа должна проводиться дифференцирование с учетом различных групп населения.
- оптимистичность - следует подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания даже по профилактике тяжелых заболеваний
- актуальность - выбор направления работы должен соответствовать тем конкретным проблемам, которые актуальны в данный момент времени.
Служба формирования ЗОЖ:
1) республиканские, областные, городские, районные центры здоровья (дома санпросвещения)
2) врачебно-физкультурные диспансеры, отделения, кабинеты
3) кабинеты ЗОЖ территориальных поликлиник
4) кабинеты санитарного просвещения ЦГиЭ.
Служба возглавляется зам. министра ЗО, главным государственным санитарным врачом. Руководство службой осуществляется Главным управлением гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства ЗО.
Основные задачи службы:
- координация деятельности различных органов и учреждений ЗО, направленной на утверждение принципов ЗОЖ населения; участие в реализации территориальных и отраслевых программах по укреплению здоровья населения;
- вовлечение всех медицинских работников, специалистов всех заинтересованных министерств , ведомств и общественных организаций в воспитательную работу с населением по пропаганде здорового образа жизни;
- постоянное повышение эффективности и интенсивности работы по обучению населения принципам ЗОЖ с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;
- предоставление адекватной информации, позволяющей населению делать выбор с позиции укрепления здоровья; формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;
- организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.
75. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требование к средствам ФЗОЖ (лекции, санитарному бюллетеню и т.д.). Ситуации и соответствующие им средства медико-гигиенического обучения и воспитания.
Гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ) - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни.
ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.
Приказ ГОВ, 1992 г.:
1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главрач ЛПУ
2) каждый лечебник на приеме должен проводить профработу
3) в школе введены в биологию 6 часов материала по данному направлению
Объекты ГОВ: общество в целом, семья, отдельная личность.
Цели ГОВ: создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.
Основные принципы работы по ГОВ:
- научность
- актуальность тематики
- настроенность на конкретную аудиторию
- массовость работы
- доступность для аудитории.
Методы и средства формирования ЗОЖ:
1. устная пропаганда
а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция
б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение
2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета
3. наглядная пропаганда
а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд
б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)
4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка
Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца
Требования к лекции: а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) быть готовым перейти на другой вариант общения с аудиторией.
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- 2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- 4. Номенклатура организаций здравоохранения
- 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
- 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
- 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
- 15. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
- 23. Интенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения.
- 24. Экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе организаций здравоохранения
- 25. Показатели наглядности и соотношения. Методика расчета, использование в работе организаций здравоохранения.
- 26. Динамические ряды, их виды.
- 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
- 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
- 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
- 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
- 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
- 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
- 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
- 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
- 38. Динамика населения, ее виды.
- 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- 40. Как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
- 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
- 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
- 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
- 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
- 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
- 60. Методика изучения заболеваемости.
- 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- Показатели общей и первичной заболеваемости.
- 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
- Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
- Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
- 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
- Тенденции инвалидности в рб.
- 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения.
- 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.
- 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
- 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
- 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
- 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
- 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
- 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
- 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
- II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- 86. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- Основные показатели деятельности поликлиники.
- 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
- 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
- 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
- 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
- 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
- 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
- 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
- 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
- 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
- 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
- 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
- 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
- 111.Организация патологоанатомической службы, ее структура и функции.
- 112.Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- 113.Годовой отчет лечебно-профилактической организации. Структура, порядок составления (ф. 30).
- Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- 114.Структура, организация, содержание работы женской консультации.
- 115. Задачи женской консультации.
- 116. Организация медицинской помощи беременным на амбулаторно-поликлиническом этапе.
- 117. Организация амбулаторно-поликлинической гинекологической помощи женщинам.
- 118.Формирование групп резерва родов.
- 119.Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
- 120.Медико-генетическое консультирование, основные организации. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- 121.Задачи медико-генетической консультации. Связь медико-генетического кабинета с другими организациями здравоохранения.
- 122.Показания к медико-генетическому консультированию.
- Раздел I. Деятельность женской консультации.
- Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- Раздел III. Материнская смертность
- Раздел IV. Сведения о родившихся
- 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
- 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
- 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
- 148. Основные задачи и понятия медико-социальной экспертизы.
- 149. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- 150. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы.