Глава 5. Особенности питания детей и подростков Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков
Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Так, ткани организма детей на 25% состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей, и на 75% из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5—2 раза быстрее, чем у взрослого человека. В организме детей и подростков, в связи с их ростом и развитием, процесс ассимиляции преобладает над диссимиляцией.
В связи с усиленной мышечной активностью у них повышены общие энергетические затраты.
Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет:
до 1 года - 100 11—13 лет — 70 — 65
от 1 до 3 лет — 100 — 90 14—17 лет — 65 — 45
4—6 лет — 90 — 80 Взрбслые люди — 45
7—10 лет — 80 —#70
I
Для нормального физического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учетом его возраста. Энергетическая ценность суточного рациона питания детей и подростков должна быть на 10% выше их энергетических затрат, так как часть питательных, веществ неббходима для обеспечения процессов роста и развития организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в питании детей старше 1 года и подростков должно составлять 1:1:4. Суточные физиологические нормы питания детей разных возрастов показаны в табл. 4.
Таблица 4. Физиологические нормы питания детей | Белки, Г | Жиры, г | и | г Энергети | ||||
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| § | ческая | ||
Возраст |
| в том чис |
| в том чис | О | ценность | ||
| 'всего | ле живот* | всего | ле расти | г | рациона, | ||
1 |
| ные |
| тельные | г >> | ккал | ||
1—3 года | 53 | 37 | 53 | 5 | 212, | 1540 | ||
4—6 лет | 68 | 44 | 68 | 10 | 272 | 1970 | ||
7—10 лет | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 | 2300 | ||
11—13 лет (мальчики) | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 | 2700 | ||
11—13 лет (девочки) | 85 | 51 | 85 | 17 | 340 | 2450 | ||
14—17 лет( юноши) | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 | 2900 | ||
14—17 лет (девушки) | 90 | 54 | 90 | 18 | 360 | 2600 |
Потребность в пищевых веществах у детей обратно пропорциональна их возрасту (чем меньШе ребенок, тем потребность больше), так как особенно усиленно ребенок растет в первые годы жизни.
Особое внимание в питании детей и подростков уделяют содержанию б^лка и его аминокислотному составу как основному пластическому материалу, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пцще у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.
Суточная потребность в белке зависит от возраста детей. На I кг массы тела детей и подростков необходимо белка (в г): в воздаете от 1 года до 3 лет—4 г; 4—6 лет — 4—3,5 г; 7—10 лет — Зг; 11—13 лет — 2,5—2 г; 14—17 лет — 2—1,5 г.
| Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65—70%, школьного — 60% суточной нормы эт<^го пищевого вещества.
По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл, а школьного возраста — не менее 500 мл молока. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца, крупы — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами А, Ь, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жир^ ными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особённо рекомендуют сливки, сливочное масло, рыбий жир, растительное масло (5—10,%' от общего количества). Суточная потребность в жирах такая же, как и в белке. Энергетическая ценность жиров в суточном рационе должна быть не менее 30%. При недостаточном потреблении жиров у детей снижается сопротивляемость к болезням, замедляется рост организма.
У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10—15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются: фрукты, ягоды, соки, молоко,, сахар, печенье, конфеты, варенье. Количество Захаров должно составлять 25,% от общего количества углеводов. Однако избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, к ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.
В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена (табл. 5).
Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины А, В как факторы роста. Источниками этих витаминов являются молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С вместе с витаминами групп В стимулирует процесс роста, повышает сопротивляемость организма к инфекцйонным заболеваниям.
Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканёй, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет: Са — 0,5—1,2 г, Р — 0,4—1,8 г. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген. Суточная потребность в железе и других минеральных веществах у детей и подростков указана в табл. 6.
Возраст детей | В|, мг | В2, мг | В,, мг | В|2, МКГ | Вд, МКГ | РР, МГ | С, мг | А, мкг | Е, МЕ | 0,/МЕ / |
0—29 ДН | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 40 | 4 | 30 | .400 | 5 | 400 |
1—3 мес | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 40 | 5 | 30 | 400 | 5 | 400 |
4—6 мес | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 40 | 6 | 35 | 400 | 5 | 400 |
7—12 мес | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 60 | 7 | 40 | 400 | 6 | 400 |
1—3 года | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1 | 100 | 10 | 45 | 450 | 7 | 400 |
4—6 лет | 1,0 | 1,3 | 1,3 |
| 200 | 12 | 50 | 500 | 10 | 110 |
7—10 лет | 1,4 | 1,6 | 1,6 | 200 | 15 | 60 | 700 | 10 | 100 | |
11-13 лет | 1,6 | 1,9 | 1,9 | 3 ч | 200 | 18 | 70 | 1000 | 12 | 100 |
(мальчики) |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
11-13 лет | 1,5 | 1,7 | 1,7 | 3 | 200 | 16 | 60 • | 1000 | 10 | 100 |
(девочки) |
|
| 19 |
|
|
|
| |||
14—17 лет | 1,7 | 2,0 | 2,0 | 3 * | 200 | 75 | 1000 | 15 | 100 | |
(юноши) |
|
|
|
|
|
|
| |||
14—17 лет | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 3 | 200 | 17 | 65 | 1000 | 12 | 100 |
(девушки) |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6. Суточная потребность детей в минеральных веществахФосфор, г Кальций, г Магний, г Железо, мг Возраст
29 дн
3 мес 4—6 мес 7—12 мес
3 года 4—6 лет 7—10 лет
1,5 5 7 10 10 15 18 18 18 18 18
0,2 0,5 0,5 0,6 0,8 1,2 1.1 1,2 1,1 1,2 1,1
0,05 0,06 0,06 0,07 0,15 0,3 0,25 0,35 0,3 0,3 0,3
0,1 0,4 0,4 0,5 0,8 1,4 1,6 1,8 1,6 1,8 1,6
13 лет 11-13 лет 14—17 лет 14—17 лет
(мальчики) (девочки) (юноши) (девушки
)
Магний участвует в формировании ферментных систем, в углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, йод способствует нормальной функции щитовидной железы, а фтор — построению зубов.
Потребность в воде у детей и подростков большая, чем у взрослых, и составляет на 1 кг массы тела: 1—Згода—100 мл, 4—6 лет— 60 мл, 7—17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).
Санитарные требования к кулинарной обработке блюд , и режиму питания детей и подростков
Особенности сырья и кулинарной обработки блюд. В питании детей и подростков следует обращать внимание на разнообразие пищи. Особенно рекомендуются молоко и молочные продукты, говядина, телятина, куры, печень, рыба, яйца, икра, кар
-
трфель, овощи, фрукты, овсяная, гречневая и манная крупы, рис, макаронные изделия.
\ В раннем возрасте запрещают, а в старшем ограничивают: баранину, свинину, уток, гусей, хрей, редьку, консервы, копчености. Д^я детей ясельного возраста рекомендуют продукты детского пи- тайия: молочно-крупяные смеси, сухие кисели, фруктовые и овощные} пюре и соки.
В детском питании большое внимание следует уделять вкусовым качествам пищи. Учитывая возраст, нужно использовать соответствующую кулинарную обработку пищи. Детям до 1,5 лет блюда готовят в протертом и мелкорубленом виде, паровые, отварные.
По мере роста ребенка кулинарная обработка пищи должна из меняться и постепенно, к 16—17 годам, приблизиться к способам приготовления блюд для взрослых.
Учитывая повышенную потребность детей и подростков в питье, следует в рационе питания предусматривать напитки в виде чая, кофе, какао, соков, молока, кисломолочных продуктов, киселей, компотов.,
Режим питания детей и подростков. Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуется принимать пищу 4 раза в день, через- каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15%-, ужин — 25%.
В школьном возрасте целесообразно 4-разовое питание с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25%, второй завтрак — 20%, обед — 35%, ужин — 20%. Важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся является правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50—70% суточной нормы. Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей.
Учащиеся ПТУ в зависимости от вида государственного обеспечения получают по месту учебы или полный рацион, или 2-разовое питание, или горячий обед. Энергетическая ценность дневного рациона этих подростков составляет в среднем 3000 ккал, из которых на завтрак и обед приходится 60—70%.
Четырехразовый режим питания школьников и учащихся ПТУ устанавливается в зависимости от распорядка школьных занятий. Для младших школьников завтраки организуют во вторую, а для старших в третью перемену.
Вопросы для повторения: 1. Почему у детей потребность в пищевых веществах больше, чем у взрослых? 2. Какие продукты рекомендуются для питания детей? 3. Какое значение для детей и подростков имеет ^ежим питания?
- 3. П. Матюхина
- Основы физиологии
- Питания, санитарии и гигиены
- (В общественном питании)
- Глава 1. Пищевые вещества и их значение
- Глава 2. Пищеварение и усвояе/иость пищи
- — Тонкие кишки; 12 — толстые кишки; 13 — прямая кишка
- — Кровеносные сосуды в ворсинке;
- Глава 3. Обмен веществ и энергии Общее понятие об обмене веществ
- Глава 4. Питание различных групп взрослого населения
- Глава 5. Особенности питания детей и подростков Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков
- Глава 6. Лечебное питание
- Глава 7. Понятие о микроорганизмах
- 5. Формы клеток дрожжей:
- Глава 8. Пищевые инфекции
- Глава 9. Пищевые отравления
- Раздел III. Основы гигиены и санитарии
- Глава 11. Основные сведения о гигиене и санитарии труда
- Рациональная организация трудового процесса
- Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи
- Глава 12. Личная гигиена работников предприятий общественного питания
- Глава 13. Санитарные требования к устройству
- Глава 14. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
- Глава 15. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов
- — Стеллажи (а — потолочные, б — клеточные сборные);
- — Закром; 3 — ларь; 4 — подтоварник; 5 — шкаф; 6 —
- Глава 16. Санитарные требования к кулинарной обработке
- Глава 17. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей Требования к отпуску готовой пищи
- Глава 18. Санитарно-пищевое за кон ода 1ьл ьство и организация санитарно-пищевого надзора
- 24; При температуре не выше 20°с-не более 6 ч 12 12 3
- 24; При температуре не выше 20° с—не более б.Ч ,
- 12 (З незаправленном виде)