Глава 17. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей Требования к отпуску готовой пищи
Готовую пищу и изделия перед реализацией необходимо проверять на качество. Контроль за качеством продукции общественного питания осуществляет ежедневно бракеражная комиссия, в состав которой входят: руководитель предприятия, заведующий производством, санитарный врач, представитель общественных организаций. Кроме того, контроль за качеством пищи постоянно проводят районная санитарно-эпидемиологическая станция (сэс) и ведомственная санитарная служба. Качество готовой пищи бракеражная комиссия определяет органолептическим методом. Результаты проверки записывают в специальный бракеражной журнал. Блюда оценивают по четырехбалльной системе. Оценку «отлично» получает продукция, качество которой по всем показателям соответствует техническим требованиям. На . «хорошо» оценивают изделия, имеющие незначительное отклонение, а «удовлетворительно» дается блюдам, вкусовые качества которых не отвечают всем техническим требованиям. Блюда, имеющие «неудовлетворительное» качество, снимают с реализации, направляют на переработку или, исправление.
Работники сэс и ведомственной санитарной службы Периодически проверяют правильность составления меню, химичёский состав и энергетическую ценнЬсть пищи, нормы вложения сырья и выхода готовых блюд. Все виды контроля имеют большое значение для повышения качества продукции предприятий общественного питания
.Главной задачей при реализации готовой пищи является доведение ее до потребителя доброкачественной, с нормальными орга- нолептическими свойствами, в максимально короткие сроки. Для выполнения этой задачи необходимо соблюдать, ряд- санитарных требований. Большое значение имеет правильная организация работы раздаточных, предупреждающая возможность загрязнения готовой пищи при отпуске. С гигиенической точки зрения наиболее приемлемой в этом случае считают универсальную раздачу с расстановкой мармитов первых и вторых блюд перпендикулярно фронту раздачи (рис. 16). Важное значение-имеют условия и сроки хранения пищи на раздаче. Пищу на раздачу подают в небольших количествах, запас которой должен быть реализован в течение 0,5—1 ч с сохранением качества. Температура блюд должна быть: супов, горячих напитков 75°С, вторых горячих блюд и гарниров 65°С, холодных блюд; компотов, кис.елей 7—14°С. Особое внимание уделяют соблюдению сроков реализации блюд, нарушение которых является основной причиной пищевых отравлений. . Все горячие блюда должны быть реализованы в течение 3 ч, а овощные — в течение 1 ч. В случае необходимости хранения горячей пищи больше установленных сроков ее охлаждают до8°С и хранят не более 12 ч. Перед использованием определяют органолептически ее качество и подвергают вторичной тепловой обработке: жидкие блюда кипятят, вторые прогревают до 90°С в жарочном шкафу. Срок реализации пищи пос^е повторной тепловой обработки — не более 1 ч, смешивать ее со свежеприготовленной пищей нельзя.
Холодные блюда должны быть реализованы в максимально короткие сроки в целях предупреждения размножения в них микробов. Салаты и винегреты в заправленном виде нужно реализовать в течение 1 ч; рубленую сельдь — 24 ч, студень, заливные блюда — 12 ч, бутерброды — 1 ч. Все эти бюда в процессе отпуска должны храниться при температуре 6°С. При раздаче готовых блюд повара обязаны пользоваться разливательными ложками, специальными лопатками, Щипцами, вилками.
Продажу полуфабрикатов на предприятии общественного питания ^организуют отдельно от раздачи блюд для предупреждения вторичного обсеменения микробами готовой пищи.
Для отпуска обедов на дом предусматривают специальные помещения, которые оборудуют раковинами с подводом горячей и холодной воды для ополаскивания посуды покупателей. Обеды следует отпускать только в чистую посуду, но не стеклянную.
Филиалы столовой, раздаточные пункты, буфеты, реализующие готовую пищу, должны быть оборудованы плитами для тепловой обработки пищи, мармитами для ее подогрева, холодильными шкаА фами, охлаждаемыми прилавками, моечными ваннами для столовой посуды и инвентаря. Пищу на эти предприятия доставляют в термосах, кастрюлях и лотках с плотно закрывающимися крышками, в которых ее хранят не более 2—3 ч. При более длительном хранении пищу передираздачей вновь подвергают тепловой обработке.
Требования к обслуживанию посетителей
Основные санитарные требования к обслуживанию посетителей направлены на создание условий приема пищи, способствующих повышению аппетита, улучшению настроения, а следовательно, и лучшему усвоению пищи. С этой целью предприятиях общественного питания должна быть хорошо организована работа гардероба, умывальника, обеспеченного мылом и электрополотенцем. Обеденный зал должен быть просторным, светлым, чистым, иметь современный вид. Проходы между столами должны быть шириной не менее 1,2—1,5 м. Обеденные столы в столовых, кафе должны иметь гигиеническое покрытие (пластик, лак), а в ресторанах — скатерти. На столах ставят закрытые приборы для специй, салфетки, графины с водой, чистые стаканы.
Уборку столов производят уборщицы после каждого посетителя влажной, а затем сухой салфеткой, предназначенной только для этой цели. По окончании работы столы моют моющими средствами. Столовую посуду собирают на специальные тележки или транспортеры. Зал убирают в перерывы и после окончания работы предприятия, используя моющие и дезинфицирующие средства.
При самообслуживании должны быть обеспечены свободный доступ посетителей к фронту раздачи, четкая организация выбора и отпуска блюд, полная укомплектованность раздачи хорошо промытой столовой посудой, приборами и подносами. Во избежание загрязнения и обсеменения готовой пищи следует разливать и раскладывать ее на тарелки перед отпуском. При раздаче комплексных обедов все блюда одного комплекса устанавливают на подносе заранее.
Чистота на раздаче; опрятность поваров-раздатчиков, вежливое обслуживание, разнообразие, привлекательный внешний вид и хороший вкус блюд — необходимые условия для организации питания на научно-гигиенических основах.
Вопросы для повторения: 1. Как на предприятиях общественного питания, организуют проверку качества готовой продукции? 2. Какой запас пищи допустим на раздаче? 3. Как обрабатывают готовую пищу после вынужденного длительного хранения? 4. Какие санитарные правила следует соблюдать повару- раздатчику при обслуживании посетителей?
- 3. П. Матюхина
- Основы физиологии
- Питания, санитарии и гигиены
- (В общественном питании)
- Глава 1. Пищевые вещества и их значение
- Глава 2. Пищеварение и усвояе/иость пищи
- — Тонкие кишки; 12 — толстые кишки; 13 — прямая кишка
- — Кровеносные сосуды в ворсинке;
- Глава 3. Обмен веществ и энергии Общее понятие об обмене веществ
- Глава 4. Питание различных групп взрослого населения
- Глава 5. Особенности питания детей и подростков Возрастные особенности и нормы питания детей и подростков
- Глава 6. Лечебное питание
- Глава 7. Понятие о микроорганизмах
- 5. Формы клеток дрожжей:
- Глава 8. Пищевые инфекции
- Глава 9. Пищевые отравления
- Раздел III. Основы гигиены и санитарии
- Глава 11. Основные сведения о гигиене и санитарии труда
- Рациональная организация трудового процесса
- Предупреждение производственного травматизма и оказание доврачебной помощи
- Глава 12. Личная гигиена работников предприятий общественного питания
- Глава 13. Санитарные требования к устройству
- Глава 14. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре
- Глава 15. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов
- — Стеллажи (а — потолочные, б — клеточные сборные);
- — Закром; 3 — ларь; 4 — подтоварник; 5 — шкаф; 6 —
- Глава 16. Санитарные требования к кулинарной обработке
- Глава 17. Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей Требования к отпуску готовой пищи
- Глава 18. Санитарно-пищевое за кон ода 1ьл ьство и организация санитарно-пищевого надзора
- 24; При температуре не выше 20°с-не более 6 ч 12 12 3
- 24; При температуре не выше 20° с—не более б.Ч ,
- 12 (З незаправленном виде)