Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
Связь человека с окружающей средой оказывается в определенной зависимости от изменений характера и интенсивности ее биологической активности, которая называется биологическими ритмами.
Все материальные объекты во Вселенной осуществляют циклическое движение. Так, месяц оборачивается вокруг Земли приблизительно за 28 дней, а Земля вокруг Солнца - за 365. Период обращения Солнца вокруг центра Галактики составляет близко 200 млн. лет.
Ритмы присущи также всем объектам микромира и человеку в частности. Они пронизывают все живое на Земле на клеточном, тканевом, функциональном уровнях.
Выдающийся хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы:
-
ритмы высокой частоты с периодом, который не превышает получасовой интервал. Это ритмы сокращения сердечных мышц, дыхание, биотоков мозга, перистальтики кишечника;
-
ритмы средней частоты с периодом от получаса до 7 суток. Сюда входят: изменение сна и бодрости, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебание температуры тела, артериального давления, частоты деления клеток, состава крови;
- низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные месячные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности принадлежат эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы.
Наименьший отрезок времени, на которое может реагировать мозг человека и его нервная система, представляет от 0,5 до 0,8 с. Поэтому не случайно, что сокращение нашего сердца в среднем достигает 0,8 с. Приблизительно такой же темп движения наших ног, рук во время походки. Интервал времени 0,5 - 0,7 соответствует скорости реакции наших слуховых и зрительных рецепторов.
Кроме этих малых ритмов, установлена еще одна распространенная периодичность, которая равняется 3О мин. Сюда принадлежит цикл сна, сокращение мышц желудка, колебание внимания и настроения.
Экспериментально установлено, что существуют еще и суточные ритмы. Для примера: образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня образовывается больше желчи, а во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду; в утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника; вечером у почек более всего выраженная функция выделения, минимум ее приходится между 2 часами ночи и 5 часами утра; установлено, что с 5 до 6 часов утра происходит самый большой подъем и потенциально наивысшая трудоспособность человека; после 12 часа дня наступает первый период дневной активности. Ощущается усталость, реакции человека замедляют; в 16 часов начинается новый суточный подъем, организм испытывает потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает, организм становится более чувствительным до боли; после 18 часа возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко начинаем ссориться из-за мелочей; после 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это состояние лучшее для заучивания текстов, поскольку улучшается память, можно приводить и много других примеров. Суточный ритм физиологических функций есть биологическим и уместным. Человек, учитывая это, может напряженно работать в часы оптимального состояния организма и использовать периоды сравнительно низкого уровня активности функций для возобновления сил.
Контрольные вопросы
-
Дайте определение понятия «жизнь».
-
Проанализируйте основные отличия между человеком и животным миром.
-
Дайте определение понятия «усталость», «работа».
-
Назовите и дайте оценку значению анализаторов для безопасности жизнедеятельности человека.
-
Какая роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности человека?
-
Определите сущность понятия «здоровья , назовите основные признаки здоровья.
-
Дайте характеристику биоритмам и определите их значение для жизнедеятельности человека.
Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма.
Структура анализатора
Рецептор (воспринимающий образование) Чувствительные нейроны Участок кори головного мозга
У всех людей с момента их рождения действуют ритмы: 23 - суточный физический, 28 - суточный эмоциональный. Именно от этих ритмов зависит вероятность заболевания или смерти. Колебаниям с 23 - суточным периодом подвергаются такие проявления человека, как храбрость, стойкость, воля, физическая сила; колебаниям с 28 - суточным периодом - чувствительность, эмоциональная возбужденность, интуиция.
Инженер с Инсбрука Фридрих Тельчер, анализируя результаты экзаменов в высшем учебном заведении, где он излагал, и сравнивал с датой рождения, установил, что успехи студентов колеблются с 33 - суточным периодом.
Ведь у каждого человека наблюдаются три ритма - физический (период 23суток), эмоциональный (период 28 суток) и интеллектуальный (период 33суток), начальные фазы которых совпадают с его рождением.
Каждый цикл делится на 2 равные части: первая часть называется положительным периодом, вторая – отрицательным периодом. В положительном наполпериоде физического ритма человек характеризуется приливом сил, энергией, выносливостью, повышением трудоспособности. В негативном наполпериоде - наоборот.
В так называемые критические дни цикл «меняет» знаки, то есть изменение наполпериодов. В такие дни вероятность непринужденных ошибок, неадекватных действий и неверных решений будет максимальной.
Строгая математическая определенность ритмов позволяет по известной дате и времени рождения человека высчитать положительную, негативную фазу, критические дни. В такие дни человек должен воздержаться от принятия сложных решений, обходить опасные места и т.п. Поэтому теория биоритмов предупреждает человека от непринужденных ошибок, уменьшает риск деятельности и др.
Особенности состояния человека в положительном и негативном наполпериоде всех трех циклов, а также в критические дни приведены в таблице.
Виды, циклы и объяснения биоритмичных циклов (дне)
Цикл | Сферы влияния | Положительная фаза | Критические дни | Негативная фаза |
Физический (23 времени) | Двигательная активность, физическая сила, выносливость, стойкость к болезням и влиянию неблагоприятных физических факторов
| 2-11 | 1 и 12 | 13-23 |
Максимальная сила, выносливость, наивысшая стойкость к влиянию экстремальных факторов. | Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострений хронических заболеваний, головной боли. | Сниженный физический тонус, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. | ||
Эмоциональный (28 суток) | Настроение, сила, богатство и стойкость, творческое настроение, интуиция | 2-14 | 1 и 15 | 16-28 |
Наиболее благоприятное время для общения, контактов, прохождение тестов и испытаний. | Эмоциональная нестойкость, склонность к снижению реакций, плохого чувства, ссор. | Повышенная напряженность, часто плохое настроение. | ||
Интеллектуальный(33 времени) | Мышление, память, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума | 2-16 | 1 и 17 | 18-33 |
Творческие дни, благоприятное время для решения сложных вопросов, изобретений. | Склонность к снижению внимания, ошибочных выводов, ухудшение памяти. | Процесс мышления вялый, прерывчатый. |
Определите, пользуясь таблицей, свой биоритм по состоянию на «_» 2010 года.
Пример решения задачи
Необходимо определить биоритм лица, которое родилось 6 марта 1981 года по состоянию на 1 октября 2001 года.
1. Определяем количество дней, которые прожил данный индивидум на 1.10.2001. Искомая продолжительность прожитых дней составляет 7514
2. Определяем количество полных биоритмичных циклов с начала жизни до последнего цикла:
-
эмоциональный 7514 : 28 = 268,357; продолжительность последнего цикла: 0,357 * 28 = 10 дней.
-
физический 7514 : 23 = 326,696; продолжительность последнего цикла 0,696 * 23 = 16 дней.
-
интеллектуальный 7514 : 33 = 227,697;продолжительность последнего цикла 0,697 * 33 = 23 дня.
Таким образом интеллектуальный цикл приходится на 23 день с 33, эмоциональный на 10 с 28, физический, на 16-му с 23. По информации таблицы полученные значения дают возможность попутно оценить состояние человека.
Полученные результаты показывают, что физические и интеллектуальные способности рассмотренного лица 1 октября 2001 года слабые, а эмоциональные на довольно высоком уровне.
- «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
- Цель изучения дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
- Тема 1. Теоретические основы безопасности
- Контрольные вопросы для самопроверки
- В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи:
- Тема 2. Человек в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Характеристика основных анализаторов
- Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- Тема 3. Значение внешней среды в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Учебные задачи
- Учебно-материальное обеспечение
- Опасности жизненной среды
- Вопросы для самоконтроля
- Практическое занятие (2 ч)
- Тема 4. Обеспечение безопасности
- Вид учебного занятия
- Учебно– целевые задачи
- Учебно – материальное обеспечение
- Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
- Факторы снижения жизнедеятельности человека. Механизм вредного влияния на организм человека наркотиков, алкоголя, курения.
- Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Tестовые задачи:
- Тема 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать:
- Учебно-методическое обеспечение
- Информационные материалы
- Питание в условиях радионуклидного загрязнения
- Экологические проблемы питания
- Классификация загрязняющих веществ в зависимости от химической
- Энергетика питания
- Составление диет
- Tестовые задачи:
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6: правовой и организационный вопросы охраны
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 3. Организация охраны труда.
- Раздел 4. Государственное управление охраной труда
- Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.
- Раздел 8. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
- Вопрос для самоконтроля
- Информационные материалы
- Перечень вредных и опасных факторов, которые влияют на выполнение функциональных обязанностей медицинских работников
- 2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинского работника Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тестовые задачи: