Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
Изучение разных аспектов здоровья как качественной ценности человека и общества, изучение сложных взаимосвязей между факторами окружающей среды и здоровьем людей является важной задачей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Для человека нет большей ценности, чем жизнь и здоровье. Представители разных наук и специальностей делали попытки постигнуть их тайну, определить их сущность для того, чтобы научиться умело руководить ими, экономно использовать здоровье на протяжении всей жизни и изыскивать средства для его сохранения.
Ныне существует свыше 200 разных по косвенной структуре и содержанию определений понятия «Здоровье».
Здоровье – это естественное состояние организма, которое характеризуется его равновесием с окружающей средой и отсутствием любых болезненных изменений. Оно определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов. Эти факторы имеют очень важное значение в поддержке состояния здоровья или в появлении и развитии болезни, поэтому в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) определено:
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Такое определение есть наиболее четким, понятным и полным, и содержит прежде всего биологические, социальные, экономические, научные, этические аспекты этой проблемы.
Понятие «Здоровье» содержит биологические признаки и рассматривается как естественное состояние. Первые признаки его передаются ребенку от родителей. С развитием человека определенной мерой меняется и его здоровье. Биологические признаки его предусматривают физиологическое нормальное состояние и функционирование организма, то есть такое состояние, которое в процессе формотворческих, физиологических и биологических процессов в организме подчиняется целесообразным биологическим ритмам. Здоровье является своеобразным зеркалом социально – экономического, экологического, демографического и санитарно- гигиенического благополучия страны, одним из социальных индикаторов общественного прогресса, важным фактором, который влияет на качество и эффективность трудовых ресурсов.
Оценивая здоровье, необходимо помнить, что дефицит его может проявиться из-за третьего состояния, отличного от понятий «Здоровье» и «болезнь». Оно характеризуется тем, что организм, казалось бы есть здоровым, но работает в измененном, условно нормальном на данное время режиме. В этом состоянии отмечается неуверенность в самочувствии: нет болезни, но нет и полного здоровья. Третье состояние, в основном, характерно для проявления таких изменений в организме, которые предшествуют болезни. Каждый второй человек имеет проявления третьего состояния, как особого физиологического состояния. Если болезнь длится какое-то ограниченное время, то предпатологическое состояние, состояние неуверенного здоровья, напряжения, адаптации – годами, десятилетиями, а то и на протяжении всей жизни. В таком состоянии человек реализует часть своих психофизиологических возможностей и потому нередко не может достичь главной цели своей жизни.
Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечения продуктами питания и их ценности, социально – экономических условий, а также состояния медицины.
Доказано, что приблизительно на 50% здоровье человека определяет образ жизни. Факторами, которые отрицательно влияют на здоровье, есть вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия работы, моральная и психическая нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласия в семье, одинокость, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.
Отрицательно отражается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, грунта, а также сложные естественно – климатические условия (на эти факторы приходится до 20% здоровье).
Существенное значение имеет состояние генетического фонда популяции, склонность к наследственным болезням. Это еще приблизительно 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.
Непосредственно от здравоохранения с ее низким качеством медпомощи, неэффективности медицинских профилактических мер, зависит всего 10% того уровня здоровья населения, что мы имеем ныне.
На здоровье человека влияет биологический компонент окружающей среды в виде метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибки и т.п.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.
Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, грунт, вода, продукты промышленного производства.
Существенное влияние на здоровье населения оказывают факторы социального среды: демографическая и медицинская ситуация, духовный и моральный уровень, культурный уровень, материальное состояние, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и т.п.
На фоне действия негативных факторов окружающей среды в организме человека возникают такие заболевания как сердечно –сосудистые, онкологические, дистрофические изменения, аллергия, сахарный диабет, гормональные дисфункции, нарушения в развитии плода, повреждение наследственного аппарата клетки.
Человек, который имеет крепкое здоровье, справедливо считает, что ему повезло. Но, когда речь идет о заболеваемости и смертности населения, то суть здесь в другом. Социальные и экономические условия, которые не обеспечивают людей нормальным питанием, чистой водой и удовлетворительными санитарно-гигиеническими нормами, наконец, отражаются на состоянии здоровья населения. Не меньшее влияние оказывают на него производственные процессы, при которых происходит загрязнение окружающей среды разными опасными отходами.
Перечисленные условия определяют состояние здоровья населения. Там, где доминируют голод и грязь, инфекционные болезни и высокая детская смертность – явления обычные. Переедание, малоподвижный образ жизни и курение тоже отражаются на здоровье среднего поколения, способствуют развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы и опухолей.
Человеческую жизнь можно охарактеризовать двумя основными показателями – продолжительностью и качеством. Первый из них определяется конкретным количеством прожитых человеком на земле лет, месяцев, дней. Качество жизни невозможно охарактеризовать так однозначно, поскольку оно во многом определяется потребностями человека и общества.
Условия жизни, качество ее и безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, уровень безопасности жизнедеятельности – это один из показателей, которые определяют качество жизни. С другой – качество жизни и отдельные составляющие этого качества – в значительной мере определяют степень безопасности. Итак, безопасность жизни и ее деятельности – это один из главных показателей качества жизни.
Некачественные продукты питания вызывают разного рода заболевания и отравления. Некачественные изделия, которыми люди пользуются в быту, служат причиной бытового травматизма, а от качества производственного оборудования в значительной мере зависит количество травматизма на производстве. Низкий уровень человеческих отношений и взаимоотношений в коллективе вызывает в нем напряженность, приводит к конфликтам, нервным и психическим расстройствам у членов этого коллектива. Качество окружающей среды, где находятся люди, существенно влияет на их самочувствие, здоровье, безопасность, продолжительность жизни.
- «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
- Цель изучения дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
- Тема 1. Теоретические основы безопасности
- Контрольные вопросы для самопроверки
- В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи:
- Тема 2. Человек в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Характеристика основных анализаторов
- Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- Тема 3. Значение внешней среды в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Учебные задачи
- Учебно-материальное обеспечение
- Опасности жизненной среды
- Вопросы для самоконтроля
- Практическое занятие (2 ч)
- Тема 4. Обеспечение безопасности
- Вид учебного занятия
- Учебно– целевые задачи
- Учебно – материальное обеспечение
- Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
- Факторы снижения жизнедеятельности человека. Механизм вредного влияния на организм человека наркотиков, алкоголя, курения.
- Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Tестовые задачи:
- Тема 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать:
- Учебно-методическое обеспечение
- Информационные материалы
- Питание в условиях радионуклидного загрязнения
- Экологические проблемы питания
- Классификация загрязняющих веществ в зависимости от химической
- Энергетика питания
- Составление диет
- Tестовые задачи:
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6: правовой и организационный вопросы охраны
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 3. Организация охраны труда.
- Раздел 4. Государственное управление охраной труда
- Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.
- Раздел 8. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
- Вопрос для самоконтроля
- Информационные материалы
- Перечень вредных и опасных факторов, которые влияют на выполнение функциональных обязанностей медицинских работников
- 2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинского работника Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тестовые задачи: