Цель изучения дисциплины
Обеспечить в соответствии с современными требованиями знания студентов об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, сформировать необходимые в будущей практической деятельности специалиста умения и практические навыки для защиты людей и окружающей среды.
По изучению курса дисциплины студент должен ЗНАТЬ:
-
Основные положения, определения и терминологию безопасности жизнедеятельности.
-
Характеристику среды жизнедеятельности человека.
-
Источники опасностей и их классификацию.
-
Законодательные акты и нормативные документы по вопросам безопасности жизнедеятельности человека.
-
Основные положения Закона Украины « Об охране труда».
-
Механизм вредного влияния на организм человека алкоголя, курения, наркотиков.
-
Влияние питания на жизнедеятельность человека; следствия загрязнения пищевых продуктов пестицидами, гербицидами, радионуклидами и токсичными веществами.
-
Профессиональные вредности при выполнении функциональных обязанностей врачами, фармацевтическими работниками.
-
Основные понятия об опасных инфекционных заболеваниях (ВИЧ и СПИД, туберкулез, гепатит С), возможные пути попадания инфицированного биологического материала в организм человека.
Студент должен УМЕТЬ:
-
Анализировать и оценивать опасные ситуации.
-
Оценивать среду пребывания относительно личной безопасности, безопасности коллектива.
-
Самостоятельно принимать решение о принятии срочных мер в случае возникновения экстремальных ситуаций.
-
Использовать нормативно-правовую базу для защиты личности и окружающей среды, прав человека на безопасную работу, медицинское обеспечение, защиту в чрезвычайных ситуациях и т.п.
-
Разрабатывать средства и меры защиты от воздействия опасных , вредных и поражающих факторов.
-
Прогнозировать и предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения, принимать решительные меры, направленные на их ликвидацию.
-
Использовать в своей практической деятельности общественно-политические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и просветительно-воспитательные меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде.
ЛИТЕРАТУРА
-
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учеб. Пособ./В.В. Березуцкий, А.А. Васьковец, Н.П. Вершинина и др.; под ред. проф. В.В. Березуцкого. - Х.: Факт, 2005.-384с.
-
Безопасность жизнедеятельности. Ученик для вузов, С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козяков и др. М. :Высш.шк., 1999-448с
-
Желибо Є.П., Заверуха Н.М., Зацариный В.В. «Безопасность жизнедеятельности» Учеб. пос. Для студентов высших учебных заведений образования I-Iv уровня аккредитации, К. «Каравелла», Львов «Новый мир 2000», 2007
-
Пистун І.П., Кот Ю.В. Безопасность жизнедеятельности (психофизические аспекты), практические занятия, Львов: «Афиша», 2000-239с.
-
Пистун І.П., Кот Ю.В., Березовский А.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности, Сумы: издательство «Университетская книга», 2000-232с.
-
Шабатов В.М., гражданская оборона, учебное пособие. – Киев, «Центр», 2001.
-
Которым Р.С. Безопасность жизнедеятельности человека, учебное пособие, Львов, издательство «Бескид Бит», 2005.
-
Ярошевская В.М. Безопасность жизнедеятельности, учебник, К., издательство «Профессионал», 2004.
-
Ярошевская М.М., Ярошевская В.М., Диновский Д.М.Словарь терминов и понятий по безопасности жизнедеятельности, учеб. пос., Киев, 2004.
-
Конституция Украины, Ведомости Верховной Рады Украины,.1996,
№30, 141с.
- «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
- Цель изучения дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
- Тема 1. Теоретические основы безопасности
- Контрольные вопросы для самопроверки
- В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи:
- Тема 2. Человек в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Характеристика основных анализаторов
- Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- Тема 3. Значение внешней среды в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Учебные задачи
- Учебно-материальное обеспечение
- Опасности жизненной среды
- Вопросы для самоконтроля
- Практическое занятие (2 ч)
- Тема 4. Обеспечение безопасности
- Вид учебного занятия
- Учебно– целевые задачи
- Учебно – материальное обеспечение
- Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
- Факторы снижения жизнедеятельности человека. Механизм вредного влияния на организм человека наркотиков, алкоголя, курения.
- Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Tестовые задачи:
- Тема 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать:
- Учебно-методическое обеспечение
- Информационные материалы
- Питание в условиях радионуклидного загрязнения
- Экологические проблемы питания
- Классификация загрязняющих веществ в зависимости от химической
- Энергетика питания
- Составление диет
- Tестовые задачи:
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6: правовой и организационный вопросы охраны
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 3. Организация охраны труда.
- Раздел 4. Государственное управление охраной труда
- Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.
- Раздел 8. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
- Вопрос для самоконтроля
- Информационные материалы
- Перечень вредных и опасных факторов, которые влияют на выполнение функциональных обязанностей медицинских работников
- 2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинского работника Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тестовые задачи: