2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
а) Заболевание медицинских работников токсико-химической этиологии.
Некоторые профессиональные группы медицинских работников (лаборанты, члены хирургических бригад, анестезиологи, стоматологи, дезинфекторы, фармацевтические работники и др.) в процессе трудовой деятельности испытают неблагоприятное действие разных химических веществ. Чаще всего это влияние носит комбинированный, комплексный, объединенный характер.
Болезни верхних дыхательных путей. Чаще всего химические вещества попадаются в организм ингаляционным путем. Химические вещества раздражительного действия выявляют свой токсичный эффект путем прямого влияния на дыхательные пути. В медицине из раздражающих веществ довольно часто применяются соединения хлора (хлорная известь, хлорная кислота) и серы (сероводород, сульфатная кислота), нитратная, уксусная кислоты, формальдегид и т.д. Их используют в клинических и биохимических лабораториях, патологоанатомических и анатомических отделениях, при дезинфекции, дезинсекции и т.п.
В условиях профессиональной деятельности медицинских работников влияние раздражающих веществ имеет вообще хронический характер, хотя в некоторых ситуациях ( при дезинфекционных роботах хлорорганическими соединениями) могут возникать и острые отравления.
Поражение верхних дыхательных путей химическими веществами выявляют в форме неспецифичных воспалений слизистой оболочки, которые могут быть катаральными, реже – гипертрофическими. Это во многом зависит от стажа работы. Продолжительность работы влияет и на распространенность поражения: сначала развивается хронический ринит, потом хронические фарингиты и ларингиты. У работников со стажем чаще всего наблюдают комбинированные поражения слизистых оболочек носа, глотки и гортани.
б) Заболевания, обусловленные действием физических факторов.
Среди вредных производственных факторов (вибрация, шум, разные виды излучений и т.п.) потенциально этиологическими факторами развития профессиональных заболеваний у медицинских работников прежде всего являются разные виды ионизированного и неионизированного излучения, которые могут вызвать:
-
Лучевую болезнь, местные лучевые поражения,
-
Вегетативно-сосудистую дистонию, астенический, астено-вегетативный, гипоталамический синдром.
-
Местное поражение тканей лазерным излучением
-
Вегетативно-сенсорную поле невропатию рук
-
Опухоли кожи, лейкоз
Лучевая болезнь. Влияние ионизирующего излучения более всего испытают те медицинские работники, которые работают в рентгеновских кабинетах, радиологических лабораториях, а также некоторые категории хирургов (рентгенхирургические бригады).
Биологическое действие ионизирующего излучения, которое проявляются в тканях, прежде всего определяют величиной поглощенной дозы.
Хроническая лучевая болезнь – это полиорганная патология, которая характеризуется продолжительностью и волнообразностью хода с проявлениями радиационного поражения организма.
У медицинских работников при контакте с рентгенодиагностической, терапевтической аппаратурой вероятность патологического действия рентгеновского и гамма-излучение возрастает при условии плохой защиты трубки, пренебрежение средствами индивидуальной защиты, их изношенности или отсутствия, создание недостаточной изоляции персонала.
Профессиональные новообразования. Согласно этиологической классификации профессиональных новообразований у медиков чаще всего возникают опухоли кожи и лейкоз, которые развиваются под влиянием физических факторов – разных излучений и радиоактивных нуклидов.
Профессиональные новообразования не имеют определенных специфических клинических симптомов, хотя при решении вопроса о профессиональном генезе заболевания нужно учитывать такие особенности:
-
Избирательность поражения тем или другим канцерогеном, наличие так называемых органов – мишеней
-
Довольно продолжительная экспозиция профессионального канцерогенеза
-
Наличие фоновых и передопухолевых заболеваний
Частота случаев злокачественных образований, обусловленных онкогенными производственными факторами, составляет близко 5% всех злокачественных опухолей человека.
При несоблюдении правил противолучевой защиты у медицинских работников может развиваться рак кожи.
Опухоли кожи у медицинского персонала могут возникать как под влиянием рентгеновских лучей, так и вследствие контакта с радиоактивными соединениями. Заболевания выявляют в виде гиперкератозу, эпителиомы, папилломы, лейкокератоза, рака. Опухоль возникает на руках, преимущественно пальцах. Развитию рака предшествует хронический дерматит, характеризуется гиперкератозом на ладонях с появлением в дальнейшем трещин, участков атрофии, гипер- и депигментации, выпадением волос, ломкостью ногтей. Иногда рак кожи объединяется с лейкозом.
Влияние лазерного излучения. Патологическое действие лазерного излучения на человека зависит от специфических свойств структур, на которые действует луч. Пигментированные клетки и ткани характеризуются максимумом поглощения энергии. Это объясняет возможность локального поражения глаз и кожи, а также влияние на нервную систему с развитием вегетативно-сосудистой дистонии, астенического, астеновегетативного, гипоталамичнского синдромов.
Поражение глаз. Сетчатка является самой уязвимой частью глаза. Обусловлено это фокусирующими свойствами ее оптической системы. Роговица и хрусталик, например, могут сфокусировать лазерный луч, который попадается к глазу, на малой площади сетчатки так, что плотность потока мощности в фокальном пятне окажется намного высшей, чем плотность потока луча, который падает. Поэтому сетчатка может быть поражена при уровнях мощности лазерного пучка, которые являются безопасными для других частей тела.
Поражение глаз лазерной радиацией не имеет специфических проявлений. Ожоги хрусталика могут вызвать катаракту, ожоги радужки имитируют меланому, помутнение роговицы напоминают помутнение другой этиологии.
Патология, вызванная ультразвуком. Самыми типичными проявлениями патологического действия ультразвука есть развитие периферийных вегетативно-сосудистых разладов и нарушений чувствительности. Через 3-5 лет от начала работы появляются жалобы на онемение пальцев рук к холоду. При осмотре привлекает внимание цианоз, иногда бледность кистей, они холодные, влажные на прикосновенье. Формируется синдром вегетативно-сенсорного полиневрита, наблюдают снижение болевой чувствительности на руках по полиневротическому типу ( в виде « коротких перчаток», а позднее – « высоких перчаток»), паетозность кистей, также ломкость ногтей. Повышаются пороги вибрационной чувствительности. В условиях многолетнего контакта с ультразвуком у медработников возникают сенсомоторные полиневропатии (снижение мышечной силы и гипотрофия мышц кистей), остеопороз, остеосклероз дистальных отделов фаланг кистей. Считают, что в развитии моторных и трофических изменений у работников со стажем имеет значение объединенное влияние контактного ультразвука и статического мышечного напряжения.
- «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
- Цель изучения дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
- Тема 1. Теоретические основы безопасности
- Контрольные вопросы для самопроверки
- В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи:
- Тема 2. Человек в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Характеристика основных анализаторов
- Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- Тема 3. Значение внешней среды в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Учебные задачи
- Учебно-материальное обеспечение
- Опасности жизненной среды
- Вопросы для самоконтроля
- Практическое занятие (2 ч)
- Тема 4. Обеспечение безопасности
- Вид учебного занятия
- Учебно– целевые задачи
- Учебно – материальное обеспечение
- Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
- Факторы снижения жизнедеятельности человека. Механизм вредного влияния на организм человека наркотиков, алкоголя, курения.
- Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Tестовые задачи:
- Тема 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать:
- Учебно-методическое обеспечение
- Информационные материалы
- Питание в условиях радионуклидного загрязнения
- Экологические проблемы питания
- Классификация загрязняющих веществ в зависимости от химической
- Энергетика питания
- Составление диет
- Tестовые задачи:
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6: правовой и организационный вопросы охраны
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 3. Организация охраны труда.
- Раздел 4. Государственное управление охраной труда
- Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.
- Раздел 8. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
- Вопрос для самоконтроля
- Информационные материалы
- Перечень вредных и опасных факторов, которые влияют на выполнение функциональных обязанностей медицинских работников
- 2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинского работника Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тестовые задачи: