Информационные материалы
Как уже определялось, безопасность жизнедеятельности человека изучают, используя системный подход, путем анализа прямых и обратных связей в системе «человек - жизненная среда». Эта система состоит из двух компонентов: человек и жизненная среда, которые находятся в постоянных взаимоотношениях между собой.
Человек, как живое существо, имеет две составных: организм и психику.
Организм человека - это совокупность телесных (соматических) и физиологических систем: нервной, сердечно-сосудистой, кровообращения, пищеварения, дыхания, сенсорной, опорно-двигательной и т.п.
Психика человека - это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представления, мыслей и вторых субъективных образов объективного мира. Итак, психика является субъективным отображением объективного мира.
К процессу жизнедеятельности человека в зависимости вот вида ее деятельности, привлекаются те или иные органы и физиологические системы организма: мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие и т.п., мобилизуются физиологические функции, активизируется психическая деятельность, тратится нервная и мышечная энергия.
Чрезвычайно важной физиологической функцией (особенностью) человеческого организма есть его большие потенциальные и часто невостребованные жизнью возможности. Организм человека имеет морфологические, биохимические, физиологические, психологические резервы.
Морфологические резервы характеризуются особенностями строения тканей и органов, излишком полных структурных элементов по сравнению с потребностью. Например, некоторые исследователи считают, что возможности человеческого мозга используются всего на 2-3% от потенциальных возможностей. Относительно крови, то она содержит в 500 раз больше протромбина, чем необходимо для ее свертывания.
Биохимические резервы связаны с запасом энергетических веществ в организме.
Физиологические резервы определяются функционально по состоянию отдельных органов и организма вообще. Запас прочности «конструкции человека» имеет коэффициент 10, то есть организм человека может выдерживать нагрузку в 10 раз больше чем то, что нужно в практической деятельности.
Психологические резервы связанны с психологическими функциями человека и определяются высокой стойкостью к неблагоприятным факторам внешней среды.
Человек получает разную информацию об окружающей среде, окружающем мире, воспринимает его с помощью сенсорной системы или органов чувств. Органы чувств воспринимают информацию и сигнализируют в разных видах об уровне опасности. Полученная информация передается в мозг человека, он ее анализирует, синтезирует и выдает соответствующие команды исполнительным органам. В зависимости от характера полученной информации, ее ценности и определяется следующее действие человека.
Для представления отображения в сознании человека объектов и процессов, которые происходят во внешней среде, необходимо знать, как устроены органы чувств, иметь представления об их взаимодействии.
Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые воспринимают и анализируют информацию в явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и в самом организме.
Любой анализатор состоит из трех частей: периферической (или рецепторной), проводниковой и центральной, где завершаются аналитические-синтетические процессы по оценке биологической значимости раздражителя.
В современной физиологии различают восемь анализаторов: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный (тактильный), вестибулярный, двигательный и висцеральный (или анализатор внутренних движений). Однако в системе взаимодействия человека с объектом окружающей среды главным, или доминирующим в случае выявления опасности выступают зрительный, слуховой, кожный и висцеральный.
Все анализаторы структурно однотипные. Они имеют рецепторы, в которых происходят преобразования энергии раздражителя в энергию возбуждения. От рецепторов за чувствительными нейронами и синапсами эти импульсы доходят до центральной нервной системы, ее наивысшего отдела - коры головного мозга, где и формируются ощущения. Различают такие основные виды рецепторов: механорецепторы, которые воспринимают механическую энергию: к ним принадлежат рецепторы - слуховой, вестибулярный, двигательный, частично висцеральной чувствительности; хеморецепторы - обонятельный, вкусовой; терморецепторы, которые имеет кожный анализатор; фоторецепторы - зрительный анализатор и другие виды.
Все анализаторы благодаря своему однотипному строению имеют общие психофизиологические свойства:
-
чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям;
-
наличие абсолютной, дифференцированной и оперативной границы к раздражителю;
-
способность к адаптации;
-
способность определенное время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя;
-
постоянное взаимодействие друг с другом.
Чувствительность анализаторов близка к теоретической границе и в современной технике пока что не достигнута. Абсолютная граница имеет верхний и нижний уровень. Нижняя абсолютная граница чувствительности - это минимальный размер раздражителя, который вызывает чувствительность. Верхняя абсолютная граница - максимально допустимая величина раздражителя, который не вызывает у человека боль. Дифференциальная чувствительность определяется наименьшей величиной раздражителя, которая дает возможность ощутить его минимальное изменение. Это положение было впервые внедрено немецким физиологом А. Вебером, количественно описано немецким физиком Г. Фехнером и положено в основу психофизиологического закона физиологии - Закона Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Согласно закону Вебера-Фехнера:
-
ощущения меняются непропорционально интенсивности раздражителя;
-
существуют количественные отношения между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя;
-
интенсивность ощущения растет намного медленнее, чем сила раздражителей.
- «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда».
- Цель изучения дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»
- Тема 1. Теоретические основы безопасности
- Контрольные вопросы для самопроверки
- В процессе самостоятельной работы дайте ответы на нижеприведенные тестовые задачи:
- Тема 2. Человек в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Характеристика основных анализаторов
- Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека
- Тема 3. Значение внешней среды в системе «человек - внешняя среда» Вид учебного занятия
- Учебные задачи
- Учебно-материальное обеспечение
- Опасности жизненной среды
- Вопросы для самоконтроля
- Практическое занятие (2 ч)
- Тема 4. Обеспечение безопасности
- Вид учебного занятия
- Учебно– целевые задачи
- Учебно – материальное обеспечение
- Информационные материалы Медико-биологические и социальные проблемы здоровья человека в его жизнедеятельности.
- Факторы снижения жизнедеятельности человека. Механизм вредного влияния на организм человека наркотиков, алкоголя, курения.
- Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Tестовые задачи:
- Тема 5. Безопасность питания как составляющая безопасной жизнедеятельности человека Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать:
- Учебно-методическое обеспечение
- Информационные материалы
- Питание в условиях радионуклидного загрязнения
- Экологические проблемы питания
- Классификация загрязняющих веществ в зависимости от химической
- Энергетика питания
- Составление диет
- Tестовые задачи:
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6: правовой и организационный вопросы охраны
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 3. Организация охраны труда.
- Раздел 4. Государственное управление охраной труда
- Раздел 7 . Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.
- Раздел 8. Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
- Вопрос для самоконтроля
- Информационные материалы
- Перечень вредных и опасных факторов, которые влияют на выполнение функциональных обязанностей медицинских работников
- 2. Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания медицинских работников
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8. Опасные инфекционные заболевания в практике медицинского работника Вид учебного занятия
- Цель самостоятельной работы
- Студент должен знать
- Учебно-материальное обеспечение
- Информационные материалы
- Контрольные вопросы для самопроверки
- Тестовые задачи: