logo
Интенсивная терапия (В

Глава 34 программа обучения по сердечно-легочной реанимации

Статистика свидетельствует, что более 20 % жизней могли бы быть спасе­ны, если человек, оказавшийся на месте происшествия, владел бы приема­ми первой помощи и СЛР. За рубежом в настоящее время насчитывается 50 млн человек, обученных приемам СЛР. Сколько же людей обучены этим приемам в России? Таких данных мы не имеем, но полагаем, что в лучшем случае 10—20 тыс. человек. Обучение основам СЛР проводится в РФ на кафедрах медицинских институтов, в крупных научных центрах, Институте общей реаниматологии АМН и отдельных регионах (Иркутск). Сложности с организацией такого обучения в РФ заключаются прежде всего в отсутствии средств, необходимых для организации курсов по СЛР. Поэтому обучение в отдельных регионах проводится за счет организаций, которые заинтересованы в этом. Почти полностью отсутствуют техничес­кие средства обучения (тренажеры, манекены, аудиовидеотехника). При­обретаемые за рубежом манекены стоят очень дорого. Полагаем, что орга­низация постоянных курсов по оказанию первой помощи и СЛР должна быть введена в ранг государственной политики, т.е. приоритетных меро­приятий, направленных на уменьшение последствий травматизма, различ­ных несчастных случаев и экологических катастроф в нашей стране. Мно­гие, не получив своевременной помощи, становятся инвалидами до конца жизни. Даже если травма нетяжелая, ее влияние на здоровье, социальные и экономические проблемы огромно.

Действительно, можно спасти людей с остановкой сердца или потерей сознания в общественном месте или далеко за городом, если кто-то быстро окажет первую помощь для поддержания жизни, а затем вызовет машину скорой помощи. Многие жизни могли бы быть спасены, если бы первый человек, пришедший на помощь, владел приемами СЛР. Базисная под­держка жизни означает не только поддержку признаков жизни, но и выиг­рыш времени до приезда машины скорой помощи. Чтобы эффективно рас­пространять мастерство СЛР в обществе, надо иметь программу обучения в широких масштабах. Программа обучения по СЛР должна включать в себя два аспекта: 1) обучение лиц, не имеющих медицинского образова­ния; 2) обучение студентов медицинских институтов и училищ, врачей и всего медицинского персонала. В настоящем варианте программы исполь­зованы материалы других известных программ (фирма «Лаердал» и др.).