logo
Otvety_na_voprosy_k_ekzamenu_po_gigiene_2011_1

197. Государственный санитарный надзор за предприятиями питания и торговли продовольствием.

Забота о здоровье граждан – обязанность каждого государства, в том числе и нашего. Для этого оно устанавливает определенные требования, способствующие созданию безопасной санитарной обстановки на предприятиях. Особую роль в поддержании нормальных санитарно-эпидемиологических условий играют торговые предприятия, особенно те, которые реализуют продовольственные товары, поэтому к ним предъявляются особые требования. Основной документ, регулирующий осуществление санитарно-эпидемического контроля, Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (НРПА РБ от 16.03.2001, № 2/411) В соответствии с Законом каждое предприятие обязано выполнять требования санитарного законодательства, в частности, соблюдать условия хранения, транспортировки и реализации продукции и осуществлять контроль, в том числе лабораторный, за качеством продукции и условиями реализации. Контроль за соблюдением санитарного законодательства осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь с помощью Главного управления гигиены и эпидемиологии (Госсаннадзор). Для предприятий продовольственной торговли разработаны специальные санитарные правила, в которых определены нормативы и санитарные требования к товарам, торговым помещениям и работникам торговли.

Требования к условиям приемки, хранения и реализации товаров Согласно ст. 26 Закона на все торговые организации возлагается обязанность по четкому соблюдению стандартов качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также санитарных правил в процессе их изготовления, хранения, транспортировки и реализации. Все эти требования перечислены в <<< Основных правилах ведения торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.1992 № 666 (НРПА РБ от 25.09.2001, № 5/8514), а также в соответствующих санитарных правилах. В частности, Основные правила среди других требований обязывают продавца иметь санитарный журнал. Он должен поддерживать в надлежащем санитарном состоянии помещения для продажи и хранения товаров и прилегающую к торговому объекту территорию и т.п.

Приемка товаров Приемка товаров – важнейший элемент торгово-технологического процесса, от которого непосредственно зависит их качество при конечной реализации. Приемка осуществляется материально-ответственными лицами. В ее ходе должна быть обеспечена сохранность товара и произведен полный контроль принимаемого товара по качеству и количеству. В процессе приемки по качеству выясняется соответствие товаров стандартам, техническим условиям и сопроводительным документам (сертификатам, ветеринарным свидетельствам, удостоверениям о качестве и т.п.) Магазин не должен принимать на хранение товары с истекшими сроками годности (хранения), а также товары, не прошедшие обязательную для них сертификацию или гигиеническую регистрацию. При обнаружении таких нарушений составляется акт, в котором указываются количество проверенного товара и характер выявленного несоответствия качеству. Срок приемки при исправной таре, по общему правилу, должен составлять 10 дней с момента доставки, а по скоропортящимся товарам – 24 часа. Одним из элементов санитарного контроля приемки является экспертиза Министерства здравоохранения, которая осуществляется на основе соответствующего договора или гарантийного письма заказчика. Срок проведения экспертизы – 14 дней. Ее результаты оформляются соответствующим актом.

Хранение товаров Хранение товаров включает в себя несколько операций:– размещение товаров на хранение;– их укладку в местах хранения;– создание соответствующих режимов хранения;– наблюдение и поддержание условий хранения.Размещение товаров на хранение предполагает их группировку по режимам хранения с учетом потребительских свойств. Одинаковые или близкие между собой по режиму хранения товары размещаются по ассортиментному признаку рядом (мука – крупа, ткани – белье и т.п.), но с соблюдением товарного соседства. Несовместимо соседствующее хранение товаров с резкими запахами (рыба, парфюмерия и т.д.), различной степенью гигроскопичности (соль, сахар, мука и т.д.).В камерах хранения за разными группами товаров закрепляются постоянные места хранения. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать его длительность, а также сроки поступления и подачи товаров в торговый зал. В глубине помещений складывают товары с замедленной оборачиваемостью, вблизи от входа – громоздкие или быстрой реализации.Товары хранят в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способом укладки, навалом или в подвешенном состоянии. Каждый из способов хранения имеет свои специфические правила, которые продавцы должны соблюдать.Наблюдение за товаром и поддержание условий его хранения должно возлагаться на материально ответственных лиц.

Реализация товаров После принятия на хранение товары должны быть отправлены на продажу в установленные сроки. Для продовольственных товаров это 2 дня, для непродовольственных – 3, а для плодоовощной продукции – 1 день. Перед реализацией товар соответствующим образом подготавливается: освобождается от тары, оберточных и увязочных материалов, удаляется смазка, пыль, проверяется комплектность изделий, у продовольственных товаров удаляются загрязненные части, осуществляется нарезка, предварительная фасовка и т.д. Без этих операций реализовывать товар нельзя. Для текущего хранения и реализации товаров продавец должен располагать помещениями, оборудованием и инвентарем, которые необходимы для сохранения качества и безопасности продукции (весы, совки и т.п.). Правила розничной продажи товаров существенно различаются в зависимости от метода их реализации: самообслуживание; продажа по предварительным заказам; продажа по образцам; индивидуальное обслуживание.

Условия труда на торговых предприятиях Еще одна категория санитарных требований к торговым предприятиям связана с соблюдением условий труда продавцов. К санитарно-гигиеническим факторам, влияющим на условия труда, относятся: микроклимат, состояние воздушной среды, освещения, уровень шума и др.Законодательством установлены достаточно жесткие требования к этим факторам в торговом зале, подсобных и административных помещениях. Например, температура в торговом зале магазина должна быть не ниже 17–22оС, относительная влажность воздуха в пределах 55–75%, наименьшая освещенность 300–400 лк при люминесцентных лампах и 100–200 лк при лампах накаливания, нормальный уровень шума – до 55 дБ и т.д.

Обязательные санитарные мероприятия Кроме требований, предъявляемых непосредственно к состоянию продаваемой продукции, существуют обязательные для торговых предприятий процедуры, проведение которых также контролируется санитарно-эпидемической службой. Сюда можно отнести обязательные медицинские осмотры работников, имеющих дело с пищевыми продуктами; обязательную медицинскую подготовку соответствующих работников; ведение санитарного журнала; контроль за наличием сертификатов, личных медицинских карточек и документов, подтверждающих качество и безопасность продукции. Обязательность медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, к числу которых относятся и работники торговли, предусмотрена ст. 36 Закона. Осмотры должны проводиться предварительно, при поступлении на работу и затем периодически в течение трудовой деятельности. <<< Порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работников утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.08.2000 № 33 (НРПА РБ от 17.08.2000, № 8/3914). >>> Все результаты медицинских осмотров заносятся в личную медицинскую книжку работника. Работники торговли, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, также должны пройти профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Порядок прохождения гигиенической подготовки указанных работников проводится в соответствии с действующим до сих пор <<< приказом Министерства здравоохранения БССР от 26.12.1973 № 210 «О Порядке организации и проведения обязательного санитарного минимума и курсовой гигиенической подготовки работников: торговой продовольственной сети, общественного питания, коммунальных предприятий и учреждений, санитарок и нянь детских дошкольных и лечебно-профилактических учреждений» (НРПА РБ от 28.09.2001, № 8/7323) >>>. Обучение должно проходить только на специально организованных курсах по обучению санитарному минимуму и курсовой гигиенической подготовке работников торговой продовольственной сети. Оплачиваются курсы организацией, направляющей сотрудников на обучение. Работники сначала проходят обучение санитарному минимуму (программа состоит из 18 часов обучения), а затем каждые 2 года – переподготовку. Даты и результаты зачетов по санитарному минимуму и последующей санитарной подготовке заносятся в санитарные книжки работников. Обязательным для продовольственных торговых предприятий также является ведение санитарного журнала, в который заносятся все сведения о санитарном состоянии объекта. Требования о ведении санитарного журнала на объектах розничной торговли и общественного питания утверждены <<< приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 29.06.1995 № 40 (НРПА РБ от 10.05.2001, № 8/5918) >>>. Санитарный журнал должен быть на всех объектах, осуществляющих торговлю продовольственными товарами и торгово-производственную деятельность. Он хранится у руководителя торгового объекта или (по его поручению) у другого должностного лица и предъявляется по требованию санитарно-эпидемиологической службы, а также других контролирующих органов в пределах их компетенции. Обеспечивать предприятия санитарными журналами обязаны органы управления торговли исполкомов или другие уполномоченные ими органы. Санитарные журналы выдаются в пронумерованном и прошнурованном виде, заверенные подписью руководителя и печатью выдавшего его органа.

Санкции за нарушение санитарного законодательства В случае обнаружения нарушений санитарного законодательства проверяющие органы вправе применить к нарушителям определенные санкции. В соответствии со ст. 42 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов влечет наложение штрафа на виновных лиц. Для должностных лиц он составляет от 5 до 50 базовых величин. Если же такие нарушения повлекли заболевания, отравление или смерть человека, то нарушитель будет отвечать уже в соответствии со ст. 336 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) и рискует при этом попасть «за решетку» на срок до 7 лет. За реализацию недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей, или загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, должностные лица могут получить наказание в виде штрафа до 20 базовых величин с конфискацией такой продукции. Кроме того, могут быть конфискованы товары, которые реализуются без документов, подтверждающих их безопасность. В случае повторения нарушения в течение года после наложения административного взыскания нарушитель будет нести уже уголовную ответственность в соответствии со ст. 337 УК. Ответственность по этой статье наступает и тогда, когда выпуск недоброкачественной продукции повлек причинение телесных повреждений или смерть человека.