134. Предмет и содержание гигиены детей и подростков.
Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий: условия среды обитания и деятельности детей, влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Разделы гигиены детей и подростков: дошкольная гигиена-гигиена детей младшего возраста в годы, предшествующие поступлению в школу; школьная гигиена- гигиена детей и подростков, учащихся образовательных школ ( в том числе школ-интернатов, школ с продлённым днём), а также ПТУ; гигиена молодёжи- учащихся в Высшей школе (студентов) и работающих на производстве.
135. Содержание и методы работы врачей детских дошкольных учреждений и детских подростковых учреждений
Цели и задачи гигиены детей и подростков:
Цель-обеспечение роста и развития здорового подрастающего поколения
Задачи: 1.охрана и укрепление здоровья детей и подростков, 2.разработка научного обоснования условий воспитания и обучения, в том числе допустимых учебных нагрузок, производственном обучении детей; 3.нормирование факторов внешней среды, т. е. установление санитарно-гигиенических норм и требований для детских учреждений, предметов пользования, одежды, игрушек, учебников; 4.регулярный контроль за соблюдением гигиенических норм и требований в местах проживания и временного пребывания детей о подростков.
Основные направления исследований в области гигиены детей и подростков: 1. изучение и анализ состояния здоровья и физического развития детей и подростков; 2.разработка гигиенических норм, правил и стандартов физического воспитания детей и подростков; 3.разработка гигиенических норм, правил и стандартов учебного процесса в детских и подростковых учреждениях; 4. .разработка гигиенических норм, правил и стандартов трудовой деятельности детей и подростков; 5.разработка гигиенических норм и санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений.
Основными задачами медицинских сотрудников дошкольно-школьных учреждений являются организация и непосредственное оказание помощи воспитанникам ясель-садов, учащимся; снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов; обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий специфического и неспецифического характера.
Медицинская сестра работает непосредственно с врачом или под его руководством. Она ведет всю медицинскую документацию, учет правильности хранения медикаментов и медицинского инвентаря, следит за исправностью последнего. По указанию врача медицинская сестра проводит измерение всех показателей физического развития и заносит данные в специальные карты;после предварительного осмотра, проведенного врачом, по его указанию делает профилактические прививки, а также контролирует выполнение детьми назначений врача; при необходимости направляет детей на консультацию к специалистам или вызывает для повторного осмотра педиатром;оказывает помощь и содействие педагогическому коллективу по правильному рассаживанию детей за партами и столами;осуществляет повседневный контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений, за организацией и качеством питания детей, транспортировкой и хранением продуктов и готовой пищи; соблюдением режима дня, гигиенических требований к организации учебного процесса, физического и трудового воспитания; выполнением детьми и персоналом правил личной гигиены и т. д..Медицинские работники подростковых кабинетов ведут строгий учет всех подростков (старшеклассников, учащихся учебных заведений профтехобразования, средних специальных учебных заведений, работающих) и работают в тесном контакте со специализированными отделениями поликлиник и больниц, диспансерами, санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС), администрацией и общественными организациями учебно-воспитательных учреждений. Подростковый врач принимает участие в профессионально-ориентационной работе, определении профессиональной пригодности подростков к выбранной ими профессии и т. д.
136. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Основные закономерности роста и развития детей и подростков
Физическое развитие детей и подростков 1.Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств организма, а также уровень биологического развития — биологический возраст. 2.Физическое развитие ребенка в каждый период жизни - это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма. 3. В то же время, физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма. Закономерности роста и развития организма ребёнка:
1. Неравномерность темпа роста и развитая (чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы роста и развития и наличие скачков роста и развития, например, в период полового созревания). 2.Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). 3.Половой диморфизм - в процессе роста и развития наблюдаются половые различия. 4.Генетическая обусловленность роста и развития. 5 .Обусловленность средовыми факторами роста и развития. 6.Акселерация роста и развития.
Факторы, которые формируют здоровье человека: 1.здоровье родителей, т. к. наличие у них вредных привычек, неуравновешенный образ жизни, наличие хронических заболеваний может отрицательно сказаться на развитии плода в период его внутриутробного развиия.2. природно-климатические факторы, при этом особенности климата в значительной степени определяют и характер заболеваемости. Так в зоне холодного климата особенно в зимнее время возрастает количество простудных заболеваний. В жарких климатических зонах с высоким уровнем солнечной инсоляции увеличивается удельный вес кожных заболеваний.3.питание как фактор формирующий здоровье особенно наглядно проявляется в условиях экономического кризиса и расслоения населения подходам. При этом резко увеличивается количество подростков, имеющих пониженный пищевой статус, что особенно заметно проявляется при массовых медицинских обследованиях.
137. Возрастная периодизация. Цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием и состоянием здоровья детей и подростков. Группы здоровья детей.
«Возрастной период». Созревание человека делится на несколько возрастных периодов. В понятие «возрастной период» входит отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. В то же время возрастной период — это время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.
Схема возрастной периодизации
Выделяет 7 периодов в онтогенезе человека:1.Период новорожденности 1-10 дней;2.Грудной возраст 10 дней - 1 год; 3.Раннее детство - 1 - 3 года;4.Первое детство -4-7 лет;5.Второе детство - мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет;6.Подростки - мальчики 13 - 16 лет; девочки 12-15 лет;7.Юношеский возраст- юноши - 17 - 21 год; девушки - 16 - 20 лет.
Для оценки состояния здоровья детского населения используют 3 группы показателей: 1 медицинские показатели -физическое развитие, заболеваемость, общая и детская смертность, инвалидность. 2.показатели социального благополучия- демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи. 3.показатели психического благополучия- заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий
Выделяют пять групп здоровья детского населения:
Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).
Вторая группа — не страдающие хроническими заболеваниями (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа — имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
Четвертая группа — дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состоянии к самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.
Пятая группа — больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей.
Для детей и подростков, входящих в первую группу здоровья:
1.Учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений.2.Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки.3.Врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто - 4 раза в год и более, или длительно болеющие - более 25 дней по одному заболеванию.)
1.Требуют более пристального внимания врачей.2.Нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:в оптимальной двигательной активности;
закаливании естественными факторами природы; рациональном режиме дня; дополнительной витаминизации продуктов питания. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья ( больные в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации.) 1.Находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации.
2.В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др.3.При необходимости направляются в специальные детские и подростковые учреждения., где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
138. Современные представления об акселерации физического развития и решения практических вопросов, связанных с ней.
Акселерация роста и развития.
Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений получило название акселерация. 1.Установлено, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего. Ускорение развития детей наблюдается с самого раннего возраста. Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте.2.Помимо ускорения развития, произошли и другие изменения: увеличилась продолжительность жизни, стали больше репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд».
Основные теории, объясняющие причины акселерации
Физико-химические:1.гелиогенная (влияние солнечной радиации);2.радиоволиоьая, магнитная (влияние эмекгромагнитного поля);3.космическая радиации;4.повышенная концентрация углекислого газа, связанная с ростом производства; генетические:1.циклических биологических изменений;2.гетерозиса (смешения популяций); влияния отдельных Факторов условий жизни: алиментарная; нутритивная; повышенной информации.
теории влияния комплекса факторов условий жизни:1.урбанического влияния;2.комплекса социано-биологических факторов.
139. Методы оценки физического развития детских коллективов
Методы индивидуальной оценки физического развития:
1.Метод определения сигнальных отклонений основных показателей физического развития от средних значений для данной возрастно-половой группы с графическим изображением профиля (графика) физического развития 2. комплексная оценка физического развития 3. Метод оценки физического развития по оценочным таблицам-шкалам регрессии
Оценка физического развития
По показателям массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно установить, является ли морфофункциональное состояние: гармоничным ,дисгармоничным или резко дисгармоничным.1.Гармоничное - масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от стандарта в пределах 1 сигмы (М ± 1а).2.Дисгармоничное - масса тела и окружность грудной клетки отличаются от стандарта более чем на 1 сигму (М ± 1,1 - 2,0а).3.Резко дисгармоничное - масса тела и окружность грудной клетки отличаются от стандарта более чем на 2 сигмы (М ± 2,1 -3,0а).
Оценка здоровья детских и подростковых коллективов.
Для оценки здоровья групп детей рекомендуется использовать следующие показатели:
1.Общая заболеваемость.2.Инфекционная заболеваемость.3.Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих.4.Распространенность и структура хронических заболеваний. 5.Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии. 6.Распределение по группам здоровья.
140. Медицинские группы физической подготовки и контроль за физическим воспитанием детей и подростков,функциональная готовность детей к систематическому обучению
1.С точки зрения гигиены, педагогики и психологии от правильности определения функциональной готовности детей к регулярным занятиям в учебном заведении зависят успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам.2.Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом дошкольного образовательного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад) по медицинским и психофизиологическим показателям.3 Готовность детей к школе определяется врачами в 2 этапа, во время которых составляется программа и проводится оздоровление дошкольников и коррекция развития функций организма ребёнка, необходимых для обучения.
Медицинские критерии готовности детей к обучению:1.уровень биологического развития;2.состояние здоровья в момент осмотра;3.острая заболеваемость за предшествующий год.
Психофизиологические критерии развития:1.результаты выполнения теста Керна — Иразека, состоящего из трех заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу («Он ел суп»), срисовать группы точек
2. качество звукопроизношения (наличие дефектов):3.результаты выполнения манометрического теста «вырезание круга».
Оценка готовности детей к систематическому обучению в Республике Беларусь1.Первое углубленное медицинское обследование детей (плановая диспансеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике, в октябре — ноябре, то есть, практически за год до поступления в школу. 2.В те же сроки врачом детского образовательного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое исследование развитии: школьно-необходимых функций.3. Детям, у которых имеются нарушения в состоянии здоровья, или выявлено отставание в развитии необходимых движений, особенно мелких движений кисти, плохо развита речь, имеются нарушения в произношении отдельных звуков, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции.4.Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляют врачи — специалисты детской поликлиники. 5. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводит врач-логопед.6.Упражнения или занятия но развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и др.) проводят воспитатели детских садов или родители. 7. Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролируют выполнение назначенных мероприятий.
Медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста
Начнёт ребёнок своевременно учиться в школе или нет, решается при повторном медицинском осмотре, который проводят перед поступлением детей в школу (в апреле — мае).1.Отсрочку получают дети 6-летнего возраста, если они на протяжении последнего года перенесли острое заболевание (инфекционный гепатит, пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит, миокардит, менингит, туберкулез, ревматизм, болезни крови).2.Дети, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации (вегетососудистая дистония, порок сердца, хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония, язвенная болезнь, анемия, гипертрофия небных миндалин или аденоидные вегетации III степени, неврозы, эндокринопатии, и т.д. При других заболеваниях вопрос о поступлении в школу решает комиссия.3.Дети с отставанием биологического развития (длина тела ниже М-lo по местным стандартам физического развития; прибавка в длине тела за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов).5.Дети, не выполняющие тест Керна — Иразека.
141. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места, планирования, застройки и благоустройству детских дошкольных учреждений
Гигиенические требования к территории детского дошкольного учреждения:
1.Детские ясли-сады проектируют на различное количество групп (2 - 24) с числом мест от 25 до 660.
2. Радиус обслуживания в условиях города не должен превышать 0,3 км, при этом наилучшим вариантом размещения является внутриквартальное. 3.В детских дошкольных учреждениях соблюдается принцип групповой изоляции, на участке он предполагает изоляцию отдельных групп детей друг от друга с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний, поэтому на участке, соответственно количеству групп, выделяются групповые игровые площадки. 4. На территории участка процент застройки не должен превышать 10 - 12 %, а площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 50 %.
Гигиенические требования к зданию детского дошкольного учреждения
Здание дошкольного учреждения - блочной (или павильонной) планировки, не более 2-х этажей. 2.Принцип групповой изоляции в здании - каждая группа должна быть обеспечена полным набором помещений (групповая ячейка), для организации воспитательного процесса и удовлетворения всех бытовых потребностей воспитанников. Допускается использование одного входа для 2 — 3 групп. 3 Современные проекты предусматривают расширенный набор помещений общего пользования: помещение для музыкальных занятий, бассейн, зимний сад. 4.Пищеблок обязательно располагается на 1 этаже и имеет отдельный вход. 5. Медицинский пункт располагается на 1 этаже здания и сострой г из медицинского кабинета и комнаты заболевшего ребенка. 6 Кроме принципа групповой изоляции в детских дошкольных учреждениях соблюдается принцип индивидуальной изоляции: каждый ребенок должен иметь свой шкафчик для верхней и сменной одежды, кровать с постельными принадлежностями, горшок в туалетной комнате, полотенце, зубную щетку, расческу в соответствующей ячейке шкафчика.
142. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места, планирования, застройки и благоустройству детских подростковых учреждений
Гигиенические требования к территории общеобразовательной школы
1. Для образовательного учреждения выделяется земельный участок с расстоянием от здания школы до дороги не менее 25 м2. Размеры участка определяются типом учреждения и его вместимостью, при этом на 1 учащегося должно приходиться не менее 40-50 м2 общей площади. 3. На участке должны быть выделены следующие основные зоны: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, зона отдыха, хозяйственная,
4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории. 5. Здание должно иметь блочную планировку несколько 2 - 3-этажных зданий, соединенных между собой теплыми переходами.
Гигиенические требования к зданию общеобразовательной школы
1. Учащиеся 1 ступени (младшие классы) должны заниматься в закрепленных за каждым классом помещениях. 2. Учащихся 2 и III ступени (средние и старшие классы) должны заниматься по классно-кабинетной системе, которая предусматривает обучение в классе- кабинете, оборудованном пособиями и техническими средствами обучении. 3. Площадь кабинетов определяется из расчета 2,5 м2 на 1 учащегося. Кабинет информатики и вычислительной техники должен иметь площадь 6 м2 на I рабочее место у дисплея.
4. Спортивный зал следует размещать на 1 этаже. При спортивны залах должны быть: снарядные, раздевальные мальчиков и девочек с душевыми и туалетными, комната для инструктора.
В школах должны быть две мастерские либо допускается устройство одного комбинированного помещения, оборудованного станками для обработки дерева и металла. Площадь мастерских определяется из расчета б м2 на 1 учащегося.5 К вспомогательным школьным помещениям относятся гардеробы, рекреационные помещения, библиотека и актовый зал, столовая, медицинский пункт, санитарные узлы и административно-хозяйственные помещения.
143. Гигиенические требования к школьной мебели и рассаживанию учащихся. Профилактика близорукости, нарушений осанки и нервно-психических заболеваний у детей
Для оборудования учебных кабинетов в основном необходимы два номера мебели. Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. В школах на 22 класса и более предусмотрено оборудование соответствующей мебелью учебных кабинетов отдельно для учащихся 4—5-х, 6—8-х и 9—10-х или 4—5-х и 6—10-х классов. В кабинетах физики, химии и биологии используют комплекты двухместных ученических лабораторных столов со стульями: для лаборатории физики — 20% В, 70% Г, 10% Д; химии - 15% В, 75% Г, 10% Д; биологии — 30% В, 60% Г, 10% Д. Кабинеты черчения и рисования оборудуются специальными одноместными столами с подъемной крышкой, которой придается соответствующий наклон: 30° для черчения и 60° для рисования.
При подборе мебели измеряют рост школьников в классе. Для этой цели удобно иметь в каждом учебном помещении рядом с дверью мерную линейку, на которой нанесены цветные полоски шириной 15 см соответственно группе мебели. Для правильного рассаживания школьников желательно в начале учебного года заполнить листок здоровья. В нем указывают фамилию, рост, состояние зрения и слуха школьника, а также необходимую группу мебели. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми столами в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха; школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами. Школьников, часто болеющих простудными заболеваниями, сажают дальше от окон. С целью профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту детей. Физиологическими исследованиями установлено, что наиболее высок уровень зрительной работоспособности учащихся при работе с классной доской темно-зеленого цвета при написании текста ярко-желтым мелом: видимость повышалась на 11%, а при работе с черной доской — на 0,1%.Нижний край классной доски над полом устанавливается для учащихся подготовительных классов на высоте 70—75 см, для учащихся 1—3-х классов — 75—80 см, для учащихся 4—10-х классов — 80— 90 см.
144. Гигиенические требования к школьным учебникам
Должны соответствовать возрасту ученика, печать чёткая, интенсивная чёрного цвета, равномерная, высота букв не менее 1.75 мм для старших и 2.1-2.4 мм- для младших школьников, бумага белая, матовая, информация не должна просвечиваться с противополдожной стороны листа, учебные пособия для младших школьников должны быть с цветными иллюстрациями, иллюстрации чёткие, ширина строкм для старших школьников-98-113 мм, для младших-126-130 мм ,масса учебника для младших школьников-не более 300гр
145. Закаливание детей и подростков. Основные гигиенические принципы закаливания
Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей и подростков, обеспечивая тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание – направленное развитие устойчивости организма посредством разработанных методических приемов для увеличения способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним раздражителям.
Принципами закаливающих мероприятий являются: можно начинать и проводить только при полном здоровье; необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий; систематичность применения закаливающего воздействия; индивидуализация закаливающих воздействий с учетом возраста и пола; принцип комплексности; закаливающие мероприятия начинать предпочтительно в теплое время года; оптимальное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность; возобновление занятий после перерыва только с разрешения врача. Важное значение имеет постепенное увеличение силы закаливающего агента – тренировка приспособительных механизмов. Это достигается разными путями – снижением температуры раздражителя или увеличением площади на которую воздействует, или удлинением времени воздействия. Необходимо обеспечить постепенность перехода к более сильным раздражителям и при этом обязательно контролировать реакцию ребенка. Существует две группы закаливающих мероприятий: общие и специальные. Общие мероприятия проводятся в повседневной жизни ребенка: правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценный сон, рациональная одежда детей, воздушный и тепловой комфорт в помещении. Специальные мероприятия: воздушные, солнечные ванны, водные процедуры – обтирание, обливание (обливание из душа, обливание ног), купание, рефлексотерапия, гимнастические упражнения, массаж, сауны и бани. Специальные меры закаливания должны быть адаптированы к возрасту, состоянию здоровья и степени закаленности детей. Можно выделить 3 группы детей: 1 – здоровые, закаленные; 2 – имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья и здоровые, но не закаленные; 3 – страдающие хроническими заболеваниями и реконвалесценты после длительных заболеваний. Закаливание детей 1 группы нужно начинать с индифферентных раздражителей. Для воздушных ванн – это комфортные показатели температуры воздуха, для местных и общих водных процедур – температура кожи в состоянии теплового комфорта. Для общих водных процедур (обливание, купание) температура воды должна быть на 1-20 С выше, чем температура кожи груди в состоянии комфорта. При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-40 С выше, чем для детей 1 групп, а темп ее снижения более медленный. Этой же тактики следует придерживаться в случае заболевания ребенка и в период реконвалесценции.
146. Особенности развития и формирования ЦНС у детей. Адаптация детей к школе
Адаптация-приспособление детей 6-7 лет к школе, в процессе которого резко меняется привычный образ жизни детей и расценивается как « кризисное состояние». Классификация адаптаций :1.физиологическая адаптация-приспособление всех органов и систем ребёнка к новым условиям внешней среды. 2.социально-психологическая адаптация-приспособление ребёнка к коллективу и преподавателю, усвоение норм поведения в учебном заведении, налаживание социальных контактов с учителями и одноклассниками.
Признаки физиологической адаптации:1. Вегетативные расстройства ( дети жалуются на усталость, головные боли, боли в области сердца, приступообразные боли в животе, тошноту, снижение аппетита) 2. Астено-невротические проявления ( нарушение дневного и ночного сна, раздражительность, иногда застенчивость, подавленность, плаксивость)
Степень адаптации зависит от времени исчезновения признаков:1.к дошкольному учреждению:лёгкая-до 14 дней, средняя-до1 месяца, тяжёлая-до 3 месяцев, дезадаптация-более 3 месяцев 2. К школе: легкая-до 1 месяца, средняя-до 3 месяцев,яжёлая-до 6 месяцев, дезадаптация-более 6 месяцев .
Факторы влияющие на успешность адаптации: подготовленность детей к школе или « школьной зрелости», состояние здоровья ребёнка, роль учителя и методики обучения, микросоциальные условия в семье. Для определения школьной зрелости в сентябре-октябре за год до поступления в школу дети должны проходить углубленный медицинский осмотр и педагогическое тестирование, по результатам которых оценивается состояние здоровья, физического и умственного развития ребёнка. Специалисты участвующие в комиссии по определению школьной зрелости: педиатр, психолог, педагог. Медицинские критерии оценки школьной зрелости: уровень биологического развития, состояние здоровья на момент осмотра, острая заболеваемость за предыдущий год.
147. Гигиенические требования к школьному режиму, продолжительности школьного дня, урока и перемен, расписанию учебных занятий. Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях: 1.Соответствие учебных нагрузок: возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка. 2.Научная организация учебного процесса. 3.Обеспечение оптимальных условий обучения. Соблюдение этих требований продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления у учащихся и предотвращает развитие переутомления
Гигиенические требования к проведению урока стандартная схема построения урока условно делит его на 3 части — вводную, основную и заключительную. Гигиенические нормы устанавливают длительность урока и продолжительность отдельных видов учебной деятельности на уроке (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др.). 1. Дли учащихся средних и старших классов оптимальная продолжительность урока - 45 минут, для учащихся младших классов - 35 минут. 2. Продолжительность непрерывного письма для детей 6-летнего возраста не должна превышать 2 минут, а у 14—15-летних длительность непрерывного письма может быть 20 мин. 3. В начальных классах на уроках следует проводить кратковременные физкультурные занятия для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.
- 128. Законодательные, административные и организационные профилактические мероприятия на промышленных предприятиях. Профилактика утомления.
- 134. Предмет и содержание гигиены детей и подростков.
- Распределение недельной учебной нагрузки (расписание занятий
- Принципы построения режима дня ребёнка:
- 148. Определение и содержание военной гигиены. Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск в военное время
- 162. Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей
- 163. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов.
- 173. Качество и безопасность мяса различных животных и птицы, их использование в питании различных возрастных групп населения.
- 174. Качество и безопасность мяса рыбы, использование в питании различных возрастных групп населения. Рыба.
- 176. Особенности рациональной организации питания спортсменов.
- 177. Качество и безопасность молока и молочных продуктов. Гигиеническая характеристика стерилизованного, пастеризованного и восстановленного молока.
- 178. Рациональное питание беременных и кормящих матерей.
- 187. Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции и инвазии).
- 188 Классификация факторов риска ухудшения качества пищи. Основные принципы, гарантирующие санитарную и эпидемиологическую безопасность пищи.
- 195. Правила оформления документации при диагностике пищевых отравлений.
- 196. Гигиенические требования к устройству и содержанию помещений объектов общественного питания.
- 197. Государственный санитарный надзор за предприятиями питания и торговли продовольствием.
- 198. Гигиенические требования к условиям труда и личной гигиене персонала объектов общественного питания. Противопоказания к приёму на работу в сфере питания.
- 199. Гигиенические основы организации диетического питания. Лечебно-профилактическое питание.