Вопрос 57. Эпистаз. Полимерия и плейотропия
/. Эпистаз
2. Открытие полимерии
3. Плейотропия
Взаимодействие генов, противоположное комплементарному, получило название эпистаза. Под эпистазом понимают подавление неаллельным геном действия другого гена. Например, у кур доминантный аллель гена С обусловливает развитие пигмента, но доминантный аллель другого гена J является его супрессором (подавителем). В результате этого куры, даже имеющие в генотипе доминантный аллель гена окраски, в присутствии су-прессора оказываются белыми. Следовательно, особи с генотипом JC — белые, а с генотипом jjcc и jjCc — окрашенные. Таким образом, белая окраска у кур может быть обусловлена, с одной стороны, отсутствием доминантного аллеля гена, вызывающего образование пигмента (jjcc), а с другой — наличием доминантного аллеля гена — подавителя окраски (J).
Если скрестить двух белых птиц с генотипами (JJCC) и (jjcc), все особи F] окажутся тоже белыми (JjCc), но в F2 при родственном скрещивании особей первого поколения произойдет расщепление по фенотипу в отношении 13 : 3:
- из 16 птиц 3 будут окрашенные (iJCC и jjCc), так как все они имеют ген-супрессор в рецессиве и доминантный ген окраски;
• два класса фенотипов (9 + 3) окажутся белыми, так как у них присутствует доминантный аллель гена-супрессора;
• рецессивные дигомозиготы (ccjj) тоже будут белыми. Сходный фенотип трех классов (9 + 3 + 1) привел к необычному расщеплению по фенотипу в соотношении 13 : 3. Обнаружено много примеров комплементарного и эпистатического действия генов у микроорганизмов, растений, животных и человека. В основе взаимодействия неаллельных генов лежит биохимическое отношение между белками-ферментами, которые кодируются комплементарными или эпистатическими генами.
2. Различные неаллельные гены могут оказывать действие на один и тот же признак, усиливая его проявление. Такие гены получили название полимерных. Поскольку от таких генов зависит реализация одного и того же признака, принято обозначать их одной и той же буквой латинского алфавита с указанием индекса для разных неаллельных пар, например SiSi, sisi и т. д. Полимерные факторы были открыты шведским генетиком Г. Нильсеном-Эле в 1908 г. При изучении наследования окраски семян у пшеницы установлено, что этот признак зависит от двух однозначных факторов (неаллельные гены). При скрещивании доминантной и рецессивной дигомогозигот, т. е. окрашенной формы (А1А1А2А2) с неокрашенной (а^^аг), в Fi все растения дают окрашенные семена, хотя они заметно светлее, чем родительский экземпляр, имевший красные семена. В F2 при родственном скрещивании особей первого поколения обнаруживается расщепление по фенотипу в соотношении 15 : 1, так как бесцветными являются лишь рецессивные дигомозиготные формы (a1a1a2a2). У пигментированных экземпляров интенсивность окраски варьируется в зависимости от гена полученных ими доминантных аллелей этих генов. Позже Нильсен-Эле обнаружил такие расы пшениц, у которых цвет семян обусловлен тремя парами однозначных факторов. В таком случае в F2 при родственном скрещивании тригетерозигот расщепление возникает в отношении 63 : 1 по фенотипу.
Вскоре было установлено, что полимерными факторами определяются практически все хозяйственно-ценные количественные признаки домашних животных и культурных растений.
3. Зависимость нескольких признаков от одного гена носит название плейотропии. Обнаружено, что у овса окраска чешуи и длина ости семян определяются одним геном. У человека аномалия, известная под названием "паучьи пальцы", обусловлена геном, с которым связаны также нарушения в строении хрусталика глаза.
Надо полагать, что каждый ген оказывает какое-то основное действие, но, обладая плейотропностью, изменяет, модифицирует проявление других генов, в связи с чем и введено понятие о генах-модификаторах. Последние усиливают или ослабляют развитие признаков, кодируемых "основным" геном. Возможно, каждый ген является одновременно геном основного действия для "своего" признака и модификатором для других признаков. Таким образом, фенотип - результат взаимодействия генов и генотипа с внешней средой в онтогенезе особи.
- Вопрос 1. Введение в биологию
- Вопрос 2. Методы биологических наук
- Вопрос 3. Этапы развития биологии
- Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования
- Вопрос 5. Обмен веществ и энергии
- Вопрос 6. Раздражимость
- Вопрос 7. Репродукция. Наследственность и изменчивость
- Вопрос 8. Индивидуальное развитие
- Вопрос 9. Учение об организации живого
- Вопрос 10. Молекулярный, клеточный, тканевый уровни
- Вопрос 11. Организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни
- Вопрос 12. Клетка как структурная единица. Строение клетки
- Вопрос 13. Неклеточные формы жизни
- Вопрос 14. Клеточные формы жизни
- Вопрос 15. Эукариотические и прокариотические клетки
- Вопрос 16. Цитоплазма. Рибосомы и плазм иды
- Вопрос 17. Мембраны, их молекулярная структура
- Вопрос 18. Плазматическая мембрана
- Вопрос 19. Система эндомембран.
- Вопрос 20. Система Гольджи
- Вопрос 21. Пузырьки, эндо-и экзоцитоз
- Вопрос 22. Лизосомы
- Вопрос 23. Микротельца
- Вопрос 24. Вакуоли. Параплазматические (эргастические) включения
- Вопрос 25. Структура и функции митохондрий
- Вопрос 26. Генетическая система митохондрий
- Вопрос 27. Пластиды. Структура и функции хлоропластов
- Вопрос 28. Пластиды. Лейкопласты и хромопласты
- Вопрос 29. Развитие пластид
- Вопрос 30. Филогенез митохондрий и пластид
- Вопрос 31. Микрофиламенты и внутриклеточные движения
- Вопрос 32. Трубчатые (тубулярные) структуры
- Вопрос 33. Центриоли и базальные тельца. Жгутики и реснички
- Вопрос 34 Веретено деления
- Вопрос 35. Строение клеточного ядра. Нуклеоплазма
- Вопрос 36. Хромосомы
- Вопрос 37. Хроматин. Хромосомная днк
- Вопрос 38. Набор хромосом
- Вопрос 39. Ядрышко и ядерная оболочка
- Вопрос 40. Размножение. Бесполое размножение одноклеточных
- Вопрос 41. Вегетативное (бесполое) размножение многоклеточных
- Вопрос 42. Половое размножение одноклеточных
- Вопрос 43. Половое размножение многоклеточных. Строение половых клеток (гамет)
- Вопрос 44. Гаметогенез
- Вопрос 45. Мейоз
- Вопрос 46. Оплодотворение
- Вопрос 47. Моноспермия и полиспермия. Партеногенез
- Вопрос 48. Андрогенез и гиногенез
- Вопрос 49. Биологическая роль полового размножения
- Вопрос 50. Понятие о наследственности и изменчивости
- Вопрос 51. Закономерности наследования
- Вопрос 52. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения
- Вопрос 53. Правило расщепления
- Вопрос 54. Гипотеза "чистоты" гамет и анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
- Вопрос 55. Полигибридное (дигибридное) скрещивание. Правило независимого комбинирования признаков
- Вопрос 56. Взаимодействие генов. Комплементарное действие
- Вопрос 57. Эпистаз. Полимерия и плейотропия
- Вопрос 58. Множественные аллели. Наследование групп крови у человека
- Вопрос 59. Наследование пола. Признаки, сцепленные с полом
- Вопрос 60. Сцепление генов и кроссинговер
- Вопрос 61. Линейное расположение генов. Генетические карты
- Вопрос 62. Трансформация. Трансдукция
- Вопрос 63. Основы молекулярной генетики. Структура гена. Коллинеарность
- Вопрос 64. Репарация
- Вопрос 65. Особенности передачи наследственной информации у про- и эукариот
- Вопрос 66. Генная инженерия. Современное состояние теории гена
- Вопрос 67. Нехромосомная наследственность
- Вопрос 68. Наследственность и среда. Фенотипическая (ненаследственная) изменчивость
- Вопрос 69. Генотипичоская (наследственная) изменчивость
- Вопрос 70. Хромосомные и генные изменения
- Вопрос 71. Химический и радиационный мутагенез. Гомологические ряды в наследственной изменчивости
- Вопрос 72. Особенности генетики человека. Методы изучения наследственности у человека
- Вопрос 73. Популяционно-статистический метод. Биохимический метод
- Вопрос 74. Хромосомные болезни
- Вопрос 75. Наследование резус-фактора
- Вопрос 76. Генные мутации как причина наследственных болезней
- Вопрос 77. Генокопии и фенокопии в патологии человека. Критика представлений о фатальности наследственных заболеваний. Евгенетика
- Вопрос 78. Влияние факторов внешней среды в онтогенезе организма. Основные закономерности эмбрионального развития
- Вопрос 79. Гистогенез и органогенез
- Вопрос 80. Ассимиляция и фотосинтез. Преобразование энергии при фотосинтезе
- Вопрос 81 Фотосистемы I, II. Линейный (нециклический) фотоперенос электронов. Фотолиз воды и фотофосфорилирование
- Вопрос 82. Превращение веществ при фотосинтезе (темновой процесс)
- Вопрос 83. Хемосинтез. Гетеротрофная ассимиляция. Обмен жиров и белков
- Вопрос 84. Регуляция активности ферментов