Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования
1. Связь биологии с медициной. Учение Л. Пастера
2. Филогенетический принцип
3. Роль генетики в медицине
Важность изучения биологии для медика определяется тем, что биология — это теоретическая основа медицины. "Медицина, взятая в плане теории, — это прежде всего общая биология", -писал один из крупнейших теоретиков медицины И. В. Давыдовский. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы убедиться в тесной связи успехов медицины с открытиями, сделанными в чисто теоретических областях биологии.
Исследования Л. Пастера (1822-1895), доказавшие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях, открытие того, что гниение и брожение вызываются микроорганизмами, произвели переворот в медицине и обеспечили развитие хирургии.
В практику были введены сначала антисептика (предупреждение заражения раны посредством химических веществ), а затем асептика (предупреждение загрязнения путем стерилизации предметов, соприкасающихся с раной). Это же открытие послужило стимулом к поискам возбудителей заразных болезней, а с обнаружением их связаны разработка профилактики и рационального лечения инфекционных болезней. Открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволили глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали разработке методов диагностики и лечения.
Что касается физиологических и биохимических закономерностей, то изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных организмов способствовало объяснению явлений иммунитета. Его исследования по межвидовой борьбе среди микроорганизмов привели к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.
2. Человек выделился из животного мира. Структура и функции человеческого организма, в том числе защитные механизмы, — результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. В основе патологических процессов также лежат общебиологические закономерности. Необходимой предпосылкой для понимания сущности патологического процесса является знание биологии.
Филогенетический принцип, учитывающий эволюцию органического мира, помогает определить:
• правильный подход к созданию живых моделей для изучения заразных и незаразных болезней и для испытания новых лекарственных препаратов;
• правильное решение при выборе тканей для заместительной трансплантации;
• происхождение аномалий и уродств;
• наиболее рациональные пути реконструкции органа и т. д.
3. Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требуют знания генетики. Ненаследственные болезни протекают неодинаково, а их лечение проводится в зависимости от генетической конституции человека, чего не может не учитывать врач.
Многие врожденные аномалии возникают вследствие воздействия неблагоприятных условий среды. Предупредить их — задача врача, вооруженного знаниями биологии развития организмов. Здоровье людей в большой мере зависит от среды, в частности от той, которую создает человечество. Знание биологических закономерностей необходимо:
• для научно обоснованного отношения к природе;
• охраны и использования ее ресурсов, в том числе с целью лечения и профилактики заболеваний.
Как уже говорилось, причиной многих болезней человека являются живые организмы, поэтому для понимания патогенеза (механизма возникновения и развития болезни) и закономерностей эпидемического процесса (т. е. распространения заразных болезней) необходимо изучение болезнетворных организмов.
- Вопрос 1. Введение в биологию
- Вопрос 2. Методы биологических наук
- Вопрос 3. Этапы развития биологии
- Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования
- Вопрос 5. Обмен веществ и энергии
- Вопрос 6. Раздражимость
- Вопрос 7. Репродукция. Наследственность и изменчивость
- Вопрос 8. Индивидуальное развитие
- Вопрос 9. Учение об организации живого
- Вопрос 10. Молекулярный, клеточный, тканевый уровни
- Вопрос 11. Организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни
- Вопрос 12. Клетка как структурная единица. Строение клетки
- Вопрос 13. Неклеточные формы жизни
- Вопрос 14. Клеточные формы жизни
- Вопрос 15. Эукариотические и прокариотические клетки
- Вопрос 16. Цитоплазма. Рибосомы и плазм иды
- Вопрос 17. Мембраны, их молекулярная структура
- Вопрос 18. Плазматическая мембрана
- Вопрос 19. Система эндомембран.
- Вопрос 20. Система Гольджи
- Вопрос 21. Пузырьки, эндо-и экзоцитоз
- Вопрос 22. Лизосомы
- Вопрос 23. Микротельца
- Вопрос 24. Вакуоли. Параплазматические (эргастические) включения
- Вопрос 25. Структура и функции митохондрий
- Вопрос 26. Генетическая система митохондрий
- Вопрос 27. Пластиды. Структура и функции хлоропластов
- Вопрос 28. Пластиды. Лейкопласты и хромопласты
- Вопрос 29. Развитие пластид
- Вопрос 30. Филогенез митохондрий и пластид
- Вопрос 31. Микрофиламенты и внутриклеточные движения
- Вопрос 32. Трубчатые (тубулярные) структуры
- Вопрос 33. Центриоли и базальные тельца. Жгутики и реснички
- Вопрос 34 Веретено деления
- Вопрос 35. Строение клеточного ядра. Нуклеоплазма
- Вопрос 36. Хромосомы
- Вопрос 37. Хроматин. Хромосомная днк
- Вопрос 38. Набор хромосом
- Вопрос 39. Ядрышко и ядерная оболочка
- Вопрос 40. Размножение. Бесполое размножение одноклеточных
- Вопрос 41. Вегетативное (бесполое) размножение многоклеточных
- Вопрос 42. Половое размножение одноклеточных
- Вопрос 43. Половое размножение многоклеточных. Строение половых клеток (гамет)
- Вопрос 44. Гаметогенез
- Вопрос 45. Мейоз
- Вопрос 46. Оплодотворение
- Вопрос 47. Моноспермия и полиспермия. Партеногенез
- Вопрос 48. Андрогенез и гиногенез
- Вопрос 49. Биологическая роль полового размножения
- Вопрос 50. Понятие о наследственности и изменчивости
- Вопрос 51. Закономерности наследования
- Вопрос 52. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения
- Вопрос 53. Правило расщепления
- Вопрос 54. Гипотеза "чистоты" гамет и анализирующее скрещивание. Неполное доминирование
- Вопрос 55. Полигибридное (дигибридное) скрещивание. Правило независимого комбинирования признаков
- Вопрос 56. Взаимодействие генов. Комплементарное действие
- Вопрос 57. Эпистаз. Полимерия и плейотропия
- Вопрос 58. Множественные аллели. Наследование групп крови у человека
- Вопрос 59. Наследование пола. Признаки, сцепленные с полом
- Вопрос 60. Сцепление генов и кроссинговер
- Вопрос 61. Линейное расположение генов. Генетические карты
- Вопрос 62. Трансформация. Трансдукция
- Вопрос 63. Основы молекулярной генетики. Структура гена. Коллинеарность
- Вопрос 64. Репарация
- Вопрос 65. Особенности передачи наследственной информации у про- и эукариот
- Вопрос 66. Генная инженерия. Современное состояние теории гена
- Вопрос 67. Нехромосомная наследственность
- Вопрос 68. Наследственность и среда. Фенотипическая (ненаследственная) изменчивость
- Вопрос 69. Генотипичоская (наследственная) изменчивость
- Вопрос 70. Хромосомные и генные изменения
- Вопрос 71. Химический и радиационный мутагенез. Гомологические ряды в наследственной изменчивости
- Вопрос 72. Особенности генетики человека. Методы изучения наследственности у человека
- Вопрос 73. Популяционно-статистический метод. Биохимический метод
- Вопрос 74. Хромосомные болезни
- Вопрос 75. Наследование резус-фактора
- Вопрос 76. Генные мутации как причина наследственных болезней
- Вопрос 77. Генокопии и фенокопии в патологии человека. Критика представлений о фатальности наследственных заболеваний. Евгенетика
- Вопрос 78. Влияние факторов внешней среды в онтогенезе организма. Основные закономерности эмбрионального развития
- Вопрос 79. Гистогенез и органогенез
- Вопрос 80. Ассимиляция и фотосинтез. Преобразование энергии при фотосинтезе
- Вопрос 81 Фотосистемы I, II. Линейный (нециклический) фотоперенос электронов. Фотолиз воды и фотофосфорилирование
- Вопрос 82. Превращение веществ при фотосинтезе (темновой процесс)
- Вопрос 83. Хемосинтез. Гетеротрофная ассимиляция. Обмен жиров и белков
- Вопрос 84. Регуляция активности ферментов