1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
2. Непрерывность реабилитации как основа ее эффективности.
3. Комплексный характер реабилитационных мероприятий. В реабилитации инвалидов должны участвовать не только медицинские работники, но и другие специалисты: психолог, социолог, представители органов социального обеспечения, юристы и т.п. Только совместная работа этих специалистов позволит вернуть человека в общество и заставит поверить в собственные силы.
4. Индивидуальность системы реабилитационных мероприятий. Учитывается течение процесса заболевания, характер людей в различных условиях их деятельности и жизни, что требует строго индивидуального составления реабилитационных программ для каждого пациента или инвалида.
5. Осуществление реабилитации в обществе пациентов (инвалидов). Это обусловлено тем, что цель реабилитации возвращение пострадавшего в коллектив.
6. Возвращение инвалидов к активному общественно-полезному труду.
Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталонам «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением способности инвалида к дальнейшей самореализации, саморазвитию. Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками. Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с инвалидом.
Реабилитация инвалидов - комплексный процесс, включающий различные направления и методы реабилитационной работы, рассмотренные во второй и третьей лекции.
Координация различных направлений социальной реабилитации инвалидов осуществляется специалистами социальной работы, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами; организует необходимые консультации; активизируют социальный потенциал семьи; содействуют финансовой и материальной помощи семье.
Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать результаты их реализации. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, социальных, профессиональных). Степень их эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.
Как считают специалисты, реабилитация инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации, но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
Реализация данных реабилитационных мероприятий осуществляется в реабилитационных центрах. Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Хотя в последние годы в нашей стране и открываются все новые и новые центры реабилитации, однако их количество не достаточно.
В перспективе государству необходимо уделять больше внимания повышению роли не только общественных организаций, но и неправительственных организаций, социальной политике, направленной на оказание социальной помощи и поддержки людям с ограниченными возможностями, так как многие из них помогают инвалидам с помощью различных реабилитационных мероприятий перейти к формированию независимой жизни.
- 1.2. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
- 7.Причины и факторы появления лиц «бомж»
- 3 Группа - лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
- 12. Заболеваемость — один из показателей здоровья населения.
- 2. Заболеваемость по данным медосмотров и диспансерного наблюдения.
- 3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в загСе документы — свидетельства о смерти).
- 1. Инфекционная заболеваемость — требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий
- 2. Госпитальная заболеваемость — сведения о ней используются для планирования коечного фонда
- 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности — определяет экономические затраты
- 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость — дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
- 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
- 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
- 1. Кабинет доврачебного приема.
- 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
- 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
- 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
- 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
- 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
- 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
- 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
- 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
- 4. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
- 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
- 2. Отметить количество сантиметров.
- 3. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
- 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
- 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
- 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
- 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
- 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
- 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
- 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
- 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
- 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
- 3. Определение типа наследования заболевания.
- 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
- 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
- 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
- 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
- 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
- 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
- 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
- 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
- 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
- 2) Нетрудоспособностьделится на:
- 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
- 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
- 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
- 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
- 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
- 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
- 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
- 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
- 1) Непосредственно в процессе труда;
- 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
- 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
- 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
- 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
- 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
- 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
- 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
- 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
- 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
- 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
- 1. Социально – бытовая реабилитация;
- 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
- 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
- 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
- 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
- 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
- 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
- 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
- 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
- III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
- 3. Фото-терапия в тренинговой работе
- 1) Формирование зож у населения.
- 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 1. Санитарная профилактика.
- 2. Специфическая профилактика.
- 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
- 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
- 2. Пути передачи
- 2.1 Половой путь передачи зппп
- 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
- 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
- 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
- 2.5 Другие пути передачи зппп
- 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
- 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
- 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
- 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
- 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).
- 2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника