51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
Важнейшей составной частью единого реабилитационного процесса является профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя, тем самым, его социальной интеграции или реинтеграции.
Значимость профессиональной реабилитации определяется целым рядом экономических и психологических факторов. В первую очередь, необходимо учитывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, так как возникает необходимость в таких видах обслуживания как транспорт, специальное оборудование и др. И, несмотря на то, что государство помогает в решении многих проблем, полностью решить нужды семьи в расходах оно не может.
Общество, и государство дают высокую оценку труда каждого индивидуума. Если же инвалид не работает, он воспринимается как неадекватная личность и таким же становится его отношение к себе. Поэтому профессиональная реабилитация способствует интеграции инвалидов в общество, в нормальное течение жизни. Как указывает В.А. Сидоров (1998), семья, школа и рабочее место - вот та арена, на которой формируются социальные отношения, развиваются социальные связи и утверждается социальный статус. Без возможности принимать участие в таких процессах лицо являющееся инвалидом, встречает огромные трудности в вопросах интеграции его в общество. Очень важным в процессе профессиональной реабилитации является и психологический фактор, так как соответствующее трудоустройство создает человеку условия для регулирования. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устойчивый и позитивный характер.
По мнению многих зарубежных специалистов, профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так, согласно оценкам экспертов, в США на каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов, возвращается 9 долларов в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов или их продвижения по службе. Во многих странах ведется значительная работа в плане организации профессиональной реабилитации инвалидов и их последующего трудоустройства, (частичное или полное, в зависимости от возможностей инвалида и состояния этой работы в стране).
Используются следующие варианты профессиональной реабилитации:
- адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
- реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
- работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой специальностью, близкой к прежней, но отличающейся пониженной нагрузкой;
- полная переквалификация с последующим трудоустройствам на том же предприятии;
- переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.
Созданная в настоящее время в нашем государстве правовая база профессиональной реабилитации инвалидов обеспечивает социальную защиту в области получения специальности и занятости, адаптации и полноценной интеграции инвалидов в общество.
Для обеспечения возможностей профессиональной реабилитации инвалидов законодательством устанавливается:
- равенство возможностей инвалидов во всех сферах жизни общества;
- льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;
- квоты для приема на работу инвалидов с предоставлением специализированных рабочих мест;
- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирование предприятий к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- создание условий предпринимательской деятельности инвалидов;
- организация обучения инвалидов новым профессиям;
- ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов;
- порядок и условия признания инвалидов безработными;
- государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов и другое.
Развитие законодательно-нормативной базы по проблемам реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной, существенно изменило тенденции в данной области. Особенно значительным явилось принятие Закона “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов”, который определил дальнейшие пути развития системы профессиональной реабилитации не только взрослых, но и детей.
Профессиональная ориентация детей-инвалидов включает:
- профессиональное образование и просвещение;
- профессиональную диагностику;
- профессиональное воспитание;
- профессиональную консультацию; «профессиональный подбор».
Профессиональная ориентация детей-инвалидов осуществляется в общеобразовательных, специальных общеобразовательных школах-интернатах при участии центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования. Профессиональное просвещение должно осуществляться общеобразовательными школами в процессе изучения гуманитарных и естественно-математических предметов, предмета "Основы выбора профессии''. В профессиональном просвещении принимают участие государственные службы занятости, медицинские реабилитационные экспертные комиссии, а также учебные заведения профессионального образования.
Профессиональная диагностика и профессиональный подбор обеспечивают выбор профессии ребенка-инвалида, соответствующей его интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, состоянию здоровья, а также конъюнктуре рынка труда. Профессиональная диагностика осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и МРЭК и центрами профессиональной ориентации молодежи. Профессиональный подбор осуществляется центрами профессиональной ориентации молодежи.
Профессиональное воспитание предусматривает формирование профессиональных интересов, склонностей, профессиональной пригодности и осуществляется поэтапно дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, учебными заведениями профессионального образования, а профессиональная консультация осуществляется штатным психологом, медицинским работником учебного заведения с привлечением специалистов медико-реабилитационной экспертной комиссии, центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования.
В системе профессиональной реабилитации важнейшее место занимают вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь детей, подростков, которые являются или стали инвалидами с детства, имеют существенные физиологические ограничения некоторых функциональных и сенсорных систем, в результате чего, при неадекватной профессиональной деятельности, они могут стать инвалидами. Если для взрослых инвалидов профессиональная реабилитация теснейшим образом связана с проблемой максимального использования имеющегося багажа профессиональных знаний, навыков и умений, то для детей и подростков особенно остро стоит вопрос совмещения получения общеобразовательных знаний на доступном для них уровне и приобретения профессии (специальности, профессиональной подготовки), которая не является противопоказанной из-за состояния здоровья и не приведет к утяжелению инвалидности.
В условиях рыночной экономики профессиональное образование инвалидов должно предусматривать обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что обеспечивает равенство возможностей инвалидов в плане занятости. В настоящее время значительно расширены медицинские показания для профессионального обучения инвалидов, что позволяет проводить их обучение более широкому спектру профессий, в том числе и новым профессиям, появившимся на рынке труда.
Безусловно, профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, и лишь высокий профессиональный уровень делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с неинвалидами.
Система профессиональной реабилитации инвалидов строится на основе многоэтапного процесса получения инвалидом как общего, так и профессионального образования. Это обусловлено тем, что профессиональное образование может быть освоено инвалидом только при наличии у него того или иного уровня общего образования.
Одной из важнейших задач любого общества является создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации детей-инвалидов. Ведь только на такой базе можно говорить об их профессиональной реабилитации в дальнейшем.
Согласно статьи 31 Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» в Республике Беларусь создается система органов профессиональной реабилитации, которая включает организацию обучения и профессионально-техническое образование детей-инвалидов и детей с недостаточным умственным и физическим развитием, осуществляемую органами образования, профессиональную ориентацию, осуществляемую ими совместно с центром профессиональной ориентации молодежи.
Возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования, подготовку научных и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации инвалидов обеспечивают Министерство образования и науки Республики Беларусь, а также иные учебные заведения. Оказание профессионально-ориентационных услуг, профессиональную подготовку и трудоустройство инвалидов в трудоспособном возрасте, детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет, зарегистрированных в качестве безработных, организует Государственная служба занятости.
В то же время для детей и подростков, имеющих существенные отклонения в состоянии психики, зрения и слуха, значимые недостатки в физическом развитии, перенесших полиомиелит или детский церебральный паралич, действуют специальные образовательные учреждения, в которых обучают детей определенному кругу специальностей.
Исходя из вышеизложенного профессиональная реабилитация осуществляется посредствам тесной взаимосвязи между учреждениями здравоохранения, региональными отделениями занятости населения, центрами профессиональной подготовки и переподготовки службы занятости, учреждениями Министерства образования, предприятиями общественных организаций.
С целью реализации программы получения профессионального образования в нашей республике используются различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные училища, колледжи и лицеи, техникумы, институты, академии и др. Сеть государственных образовательных заведений дополняется системой ведомственных учреждений, которые осуществляют профессиональное обучение населения на коммерческой основе. В зависимости от показаний и противопоказаний по состоянию здоровья к приобретению той или иной профессии обучаются в различных учебных заведениях и дети-инвалиды.
Следует, однако, отметить, что до настоящего времени в стране не создана четкая система профессиональной реабилитации. В частности:
- не в полной мере созданы условия для ранней профориентации;
- отсутствует концепция образования инвалидов;
- требуется адаптация по применению образовательных стандартов по отношению к инвалидам;
- отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и др. формы профессионального образования для инвалидов;
- отсутствует система повышения квалификации или переподготовки взрослых инвалидов;
- требует коррекции спектр профессий, по которым проводится профессиональное обучение инвалидов, в плане их конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Требует существенного улучшения система профессиональной ориентации и профподбора у детей-инвалидов, определения профессиональной пригодности инвалидов, имеющих квалифицированную профессию, на этапе медико-социальной экспертизы. В составе МРЭК нет специалистов по гигиене труда, не открыты кабинеты профессиональной диагностики на базе областных больниц, хотя вопрос этот неоднократно обсуждался и имеется ряд распоряжений Минздрава по этому поводу. Единственное учреждение, имеющие такую службу, - НИИ МСЭ и Р, на базе которого можно подготовить соответствующих специалистов, если такая должность появится в штатно-нормативных документах.
Для проведения мероприятий профессиональной реабилитации следует помнить, что различные категории инвалидов в зависимости от возраста (дети-инвалиды, инвалиды в возрасте старше 18 лет), полученного ранее образования, профессии нуждаются в различных аспектах профессиональной реабилитации, которая включает в себя экспертизу профессиональной пригодности, профессиональную информацию, профессиональное консультирование, профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональный отбор, психологическую поддержку, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию, рационально трудовое устройство, содействие трудоустройству инвалидов.
Схема взаимодействия на профессиональном этапе
реабилитации
Медико-профессиональная
реабилитация
МРЭК индивидуальная программа реабилитации
Профессиональная реабилитация
- 1.2. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
- 7.Причины и факторы появления лиц «бомж»
- 3 Группа - лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
- 12. Заболеваемость — один из показателей здоровья населения.
- 2. Заболеваемость по данным медосмотров и диспансерного наблюдения.
- 3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в загСе документы — свидетельства о смерти).
- 1. Инфекционная заболеваемость — требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий
- 2. Госпитальная заболеваемость — сведения о ней используются для планирования коечного фонда
- 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности — определяет экономические затраты
- 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость — дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
- 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
- 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
- 1. Кабинет доврачебного приема.
- 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
- 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
- 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
- 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
- 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
- 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
- 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
- 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
- 4. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
- 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
- 2. Отметить количество сантиметров.
- 3. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
- 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
- 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
- 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
- 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
- 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
- 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
- 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
- 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
- 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
- 3. Определение типа наследования заболевания.
- 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
- 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
- 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
- 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
- 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
- 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
- 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
- 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
- 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
- 2) Нетрудоспособностьделится на:
- 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
- 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
- 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
- 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
- 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
- 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
- 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
- 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
- 1) Непосредственно в процессе труда;
- 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
- 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
- 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
- 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
- 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
- 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
- 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
- 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
- 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
- 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
- 1. Социально – бытовая реабилитация;
- 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
- 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
- 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
- 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
- 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
- 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
- 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
- 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
- III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
- 3. Фото-терапия в тренинговой работе
- 1) Формирование зож у населения.
- 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 1. Санитарная профилактика.
- 2. Специфическая профилактика.
- 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
- 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
- 2. Пути передачи
- 2.1 Половой путь передачи зппп
- 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
- 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
- 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
- 2.5 Другие пути передачи зппп
- 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
- 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
- 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
- 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
- 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).
- 2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника