1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
2. Попросить больного встать на подставку для ног, затем придерживая больного усадить его в кресло.
3. Опустить кресло-каталку в исходное положение.
4. Следить, чтобы при транспортировке руки больного не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировка больного на каталке (носилках).
Оснащение: каталка (носилки) (Рис.4, Рис.5).
1. Поставить каталку перпендикулярно кушетке, так, чтобы её головной конец подходил к ножному концу ку-шетки.
2. Трем медработникам встать около больного с одной стороны: первому подвести руки под голову и лопатки больного, второму - под таз и верхнюю часть бедер, третьему - под середину бедер и голени.
3. Подняв больного, вместе с ним повернуться на 90? в сторону каталки (носилок).
4. Уложить больного на каталку (носилки), укрыть его.
5. Сообщить в отделение, что направлен больной в тяжелом состоянии.
6. В отделении: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати, втроем поднять больного и повернуть на 90?, положить на кровать.
Рис.4. Транспортировка на каталке.
Рис.5.Транспортировка на каталке.
Транспортировка больного на носилках вручную.
Оснащение: носилки.
1. Нести больного на носилках следует без спешки и тряски.
2. Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперед, причем передний конец носилок необходимо припод-нять, а задний - несколько опустить (таким образом, достигается горизонтальное положение носилок).
3. Вверх по лестнице больного следует нести головой вперед, также в горизонтальном положении.
Перемещение тяжестей (пациентов, аппаратуры, каталок и др.) - основная причина приводящей сестру к травме позвоночника и болям в спине. Правильная организация труда в лечебном учреждении, домашних условиях (у па-циента) и в быту исключает перегрузки позвоночника. При физической нагрузке в движение должно вовлекаться минимальное количество сегментов позвоночника. Важно чередовать движение для различных групп мышц, включая в работу мелкие мышцы при незначительных нагрузках и крупные - при больших напряжениях. Сопут-ствующие движения желательно исключить.
Все движения нужно выполнять в среднем темпе, ритмично. Сестринскому персоналу довольно часто приходить поднимать и переносить тяжести (в том числе пациентов). Следует делать это рационально, с наименьшим воздей-ствием на межпозвоночные диски: поднимать груз, не наклоняя туловище вперед, а сгибая ноги в коленных и та-зобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не на одной, а равномерно распределив его на обе руки прижимая к себе или положив на плечо, сохраняя спину прямой.
Воздержитесь от поднятия пациента вручную! Пользуйтесь вспомогательными средствами или подъемными устройствами. Избегайте вертикального поднятия пациента. Прежде чем перемещать пациента, нужно ответить на следующие вопросы:
Вспомогательных средств перемещения и различных подъемных устройств, к сожалению пока еще мало в наших лечебных учреждениях.
Правильное положение ног сестры при перемещении пациента очень важно для обеспечения правильной биоме-ханики тела и ее безопасности. Она должна встать в положение ноги врозь, соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения. Одну ногу поставить рядом с пациентом, чтобы принять массу его тела в начале передвижения, другая нога находиться в направлении передвижения и готова принять на себя массу тела пациента. Если сестра поднимает пациента с пола, то его тело находится между ногами сестры, присевшей на кор-точки в начале подъема.
Положение рук сестры. Выбранный способ удерживания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента и того, какая помощь при перемещении будет ему оказываться. Необходимо максимально контролировать положение тела и движение пациента.
Положение пациента. Прежде чем поднимать (перемещать) пациента, нужно помочь ему лечь или придать удобное положение, учитывая биомеханику тела при последующем перемещении. Положение спины и позво-ночника сестры во время перемещения должны быть прямыми. Плечи, насколько это возможно, должны находиться в одной плоскости с тазом. При поднятии пациента одной рукой другая, свободная, поддерживает равновесие туловища и, следовательно, положение спины, являясь опорой для снятия нагрузки с позвоночника.
Некоторые пациенты могут оказать себе помощь в поднятии, если при участии сестры сделают несколько раска-чивающих движений, для создания движущей силы. В этом случае, реальная сила, затрачиваемая сестрой для подъема пациента в положение стоя, может быть минимальной.
Имея дело даже с беспомощным пациентом, осторожное раскачивание его и сестры может дать толчок движению и облегчить процесс поднятия. Этим навыкам можно научиться, но для этого необходимо чувство ритма, согласо-ванности движений, а также понимание и сотрудничество со стороны пациента.
Работа в бригаде. Передвижение пациента может быть успешным только при согласованности движений. К при-меру, одна сестра берет на себя роль лидера, отдает распоряжение, убеждается, что все участвующие в процессе и пациент полностью готовы к передвижению. Она оценивает безопасность окружающей обстановки, наблюдает за выражением лица пациента при его перемещении. Самая физически сильная сестра в бригаде (независимо от должности) должна принимать на себя наиболее тяжелую часть тела - бедра и туловища пациента.
Методика удерживания, поднятия, перемещение пациента одним, двумя и более лицами
На сегодняшний день существуют более тридцати технических приемов перемещения, относительно безопасных для здоровья сестры.
Удержание пациента при поднятии (выполняется двумя и более лицами). Правой кистью охватите спереди правое запястье вашего помощника - это запястный (единичный) захват или охватите правой кистью друг друга в области правового запястья, располагая кисть на передней поверхности - это двойной запястный захват.
Второй способ - возьмите друг друга правой, как при рукопожатии - это захват рукой, или охватите правой рукой, как при рукопожатии 1-4 пальцы друг друга - это захват пальцами.
Удерживание пациента методом «захват через руку» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение к спинке стула (кресла) пациента, способного оказать содействие:
- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;
- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;
- попросить пациента скрестить руки и прижать их к груди (если одна рука ослаблена, пациент охватывает за-пястье слабой руки более сильной)
- встать сзади пациента (кресла или стула, на котором он сидит);
- сестре охватить своими руками руки пациента как можно ближе к запястьям (сзади грудной клетки);
- поддержать или перемещать пациента к спинке стула (кресла).
Удерживание пациента методом «захват при поднятом локте» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:
- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;
- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;
- встать сбоку от пациента, сидящего на стуле (низкой кровати) лицом к нему: одну ногу поставить рядом со сту-лом, другую, слегка развернув стопу, впереди ног пациента, фиксируя его своей ногой его колени;
- убедиться, что вы можете свободно перемещать массу своего тела с одной ноги на другую и стоите удобно;
- попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы одно плечо, находящееся ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище;
- наклониться слегка вперед за спиной пациента и крепко охватить его за локти, поддерживая их снизу;
- подставить другое плечо так, чтобы другое плечо пациента упиралось в вашу руку.
Удерживание пациента методом «подмышечный захват» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:
- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;
- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;
- встать сбоку лицом к сидящему на стуле (низкой кровати) пациенту: одну ногу поставить рядом со стулом, дру-гую слегка развернув стопу, - впереди ног пациента, фиксируя его колени его ногой;
- подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в направление спереди - назад, ладонью вверх, большой палец вне подмышечной впадины; другую - в направлении - сзади вперед, ладонью вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины;
- убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на другую и стоите удобно, попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы то плечо, которое ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище.
- 1.2. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
- 7.Причины и факторы появления лиц «бомж»
- 3 Группа - лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
- 12. Заболеваемость — один из показателей здоровья населения.
- 2. Заболеваемость по данным медосмотров и диспансерного наблюдения.
- 3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в загСе документы — свидетельства о смерти).
- 1. Инфекционная заболеваемость — требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий
- 2. Госпитальная заболеваемость — сведения о ней используются для планирования коечного фонда
- 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности — определяет экономические затраты
- 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость — дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
- 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
- 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
- 1. Кабинет доврачебного приема.
- 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
- 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
- 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
- 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
- 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
- 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
- 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
- 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
- 4. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
- 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
- 2. Отметить количество сантиметров.
- 3. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
- 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
- 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
- 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
- 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
- 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
- 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
- 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
- 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
- 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
- 3. Определение типа наследования заболевания.
- 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
- 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
- 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
- 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
- 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
- 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
- 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
- 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
- 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
- 2) Нетрудоспособностьделится на:
- 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
- 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
- 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
- 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
- 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
- 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
- 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
- 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
- 1) Непосредственно в процессе труда;
- 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
- 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
- 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
- 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
- 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
- 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
- 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
- 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
- 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
- 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
- 1. Социально – бытовая реабилитация;
- 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
- 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
- 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
- 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
- 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
- 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
- 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
- 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
- III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
- 3. Фото-терапия в тренинговой работе
- 1) Формирование зож у населения.
- 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 1. Санитарная профилактика.
- 2. Специфическая профилактика.
- 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
- 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
- 2. Пути передачи
- 2.1 Половой путь передачи зппп
- 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
- 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
- 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
- 2.5 Другие пути передачи зппп
- 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
- 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
- 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
- 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
- 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).
- 2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника