logo
Соц

1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.

2. Попросить больного встать на подставку для ног, затем придерживая больного усадить его в кресло.

3. Опустить кресло-каталку в исходное положение.

4. Следить, чтобы при транспортировке руки больного не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

Транспортировка больного на каталке (носилках).

Оснащение: каталка (носилки) (Рис.4, Рис.5).

1. Поставить каталку перпендикулярно кушетке, так, чтобы её головной конец подходил к ножному концу ку-шетки.

2. Трем медработникам встать около больного с одной стороны: первому подвести руки под голову и лопатки больного, второму - под таз и верхнюю часть бедер, третьему - под середину бедер и голени.

3. Подняв больного, вместе с ним повернуться на 90? в сторону каталки (носилок).

4. Уложить больного на каталку (носилки), укрыть его.

5. Сообщить в отделение, что направлен больной в тяжелом состоянии.

6. В отделении: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати, втроем поднять больного и повернуть на 90?, положить на кровать.

Рис.4. Транспортировка на каталке.

Рис.5.Транспортировка на каталке.

Транспортировка больного на носилках вручную.

Оснащение: носилки.

1. Нести больного на носилках следует без спешки и тряски.

2. Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперед, причем передний конец носилок необходимо припод-нять, а задний - несколько опустить (таким образом, достигается горизонтальное положение носилок).

3. Вверх по лестнице больного следует нести головой вперед, также в горизонтальном положении.

Перемещение тяжестей (пациентов, аппаратуры, каталок и др.) - основная причина приводящей сестру к травме позвоночника и болям в спине. Правильная организация труда в лечебном учреждении, домашних условиях (у па-циента) и в быту исключает перегрузки позвоночника. При физической нагрузке в движение должно вовлекаться минимальное количество сегментов позвоночника. Важно чередовать движение для различных групп мышц, включая в работу мелкие мышцы при незначительных нагрузках и крупные - при больших напряжениях. Сопут-ствующие движения желательно исключить.

Все движения нужно выполнять в среднем темпе, ритмично. Сестринскому персоналу довольно часто приходить поднимать и переносить тяжести (в том числе пациентов). Следует делать это рационально, с наименьшим воздей-ствием на межпозвоночные диски: поднимать груз, не наклоняя туловище вперед, а сгибая ноги в коленных и та-зобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не на одной, а равномерно распределив его на обе руки прижимая к себе или положив на плечо, сохраняя спину прямой.

Воздержитесь от поднятия пациента вручную! Пользуйтесь вспомогательными средствами или подъемными устройствами. Избегайте вертикального поднятия пациента. Прежде чем перемещать пациента, нужно ответить на следующие вопросы:

Вспомогательных средств перемещения и различных подъемных устройств, к сожалению пока еще мало в наших лечебных учреждениях.

Правильное положение ног сестры при перемещении пациента очень важно для обеспечения правильной биоме-ханики тела и ее безопасности. Она должна встать в положение ноги врозь, соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения. Одну ногу поставить рядом с пациентом, чтобы принять массу его тела в начале передвижения, другая нога находиться в направлении передвижения и готова принять на себя массу тела пациента. Если сестра поднимает пациента с пола, то его тело находится между ногами сестры, присевшей на кор-точки в начале подъема.

Положение рук сестры. Выбранный способ удерживания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента и того, какая помощь при перемещении будет ему оказываться. Необходимо максимально контролировать положение тела и движение пациента.

Положение пациента. Прежде чем поднимать (перемещать) пациента, нужно помочь ему лечь или придать удобное положение, учитывая биомеханику тела при последующем перемещении. Положение спины и позво-ночника сестры во время перемещения должны быть прямыми. Плечи, насколько это возможно, должны находиться в одной плоскости с тазом. При поднятии пациента одной рукой другая, свободная, поддерживает равновесие туловища и, следовательно, положение спины, являясь опорой для снятия нагрузки с позвоночника.

Некоторые пациенты могут оказать себе помощь в поднятии, если при участии сестры сделают несколько раска-чивающих движений, для создания движущей силы. В этом случае, реальная сила, затрачиваемая сестрой для подъема пациента в положение стоя, может быть минимальной.

Имея дело даже с беспомощным пациентом, осторожное раскачивание его и сестры может дать толчок движению и облегчить процесс поднятия. Этим навыкам можно научиться, но для этого необходимо чувство ритма, согласо-ванности движений, а также понимание и сотрудничество со стороны пациента.

Работа в бригаде. Передвижение пациента может быть успешным только при согласованности движений. К при-меру, одна сестра берет на себя роль лидера, отдает распоряжение, убеждается, что все участвующие в процессе и пациент полностью готовы к передвижению. Она оценивает безопасность окружающей обстановки, наблюдает за выражением лица пациента при его перемещении. Самая физически сильная сестра в бригаде (независимо от должности) должна принимать на себя наиболее тяжелую часть тела - бедра и туловища пациента.

Методика удерживания, поднятия, перемещение пациента одним, двумя и более лицами

На сегодняшний день существуют более тридцати технических приемов перемещения, относительно безопасных для здоровья сестры.

Удержание пациента при поднятии (выполняется двумя и более лицами). Правой кистью охватите спереди правое запястье вашего помощника - это запястный (единичный) захват или охватите правой кистью друг друга в области правового запястья, располагая кисть на передней поверхности - это двойной запястный захват.

Второй способ - возьмите друг друга правой, как при рукопожатии - это захват рукой, или охватите правой рукой, как при рукопожатии 1-4 пальцы друг друга - это захват пальцами.

Удерживание пациента методом «захват через руку» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение к спинке стула (кресла) пациента, способного оказать содействие:

- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

- попросить пациента скрестить руки и прижать их к груди (если одна рука ослаблена, пациент охватывает за-пястье слабой руки более сильной)

- встать сзади пациента (кресла или стула, на котором он сидит);

- сестре охватить своими руками руки пациента как можно ближе к запястьям (сзади грудной клетки);

- поддержать или перемещать пациента к спинке стула (кресла).

Удерживание пациента методом «захват при поднятом локте» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:

- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

- встать сбоку от пациента, сидящего на стуле (низкой кровати) лицом к нему: одну ногу поставить рядом со сту-лом, другую, слегка развернув стопу, впереди ног пациента, фиксируя его своей ногой его колени;

- убедиться, что вы можете свободно перемещать массу своего тела с одной ноги на другую и стоите удобно;

- попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы одно плечо, находящееся ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище;

- наклониться слегка вперед за спиной пациента и крепко охватить его за локти, поддерживая их снизу;

- подставить другое плечо так, чтобы другое плечо пациента упиралось в вашу руку.

Удерживание пациента методом «подмышечный захват» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:

- объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

- оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

- встать сбоку лицом к сидящему на стуле (низкой кровати) пациенту: одну ногу поставить рядом со стулом, дру-гую слегка развернув стопу, - впереди ног пациента, фиксируя его колени его ногой;

- подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в направление спереди - назад, ладонью вверх, большой палец вне подмышечной впадины; другую - в направлении - сзади вперед, ладонью вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины;

- убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на другую и стоите удобно, попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы то плечо, которое ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище.