2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
реабилитация инвалид терапия тренинговый
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.
Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, дано такое определение тренинга: «Тренинг вообще - любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг - это тренировка, наработка навыков и умений.
Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».
И.В. Бачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».
В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».
Это определение еще больше сужает область понятия тренинга, сводя его к тренингу общения. Очень часто название «социально-психологический тренинг» используется как синоним тренинга общения, тренинга делового общения, тренинга партнерского общения и т. д.
Социальная работа с инвалидами в учреждениях социального обслуживания населения реализуется в соответствии с социально-технологическим подходом. Для него характерна следующая последовательность действий специалиста, предоставляющего социальные услуги: «цель-средство-результат». В процессе деятельности специалиста по социальной работе, достигается поставленная цель, направленная на преодоление трудной жизненной ситуации клиента, изменяется сам клиент, как объект социальной работы, используются социальные ресурсы, открываются новые возможности общества в процессе оказания социально-реабилитационных услуг. Социально-технологический подход, по мнению В.Н. Иванова, В.И. Патрушева, предполагает учет многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать свой собственный потенциал [4].
Инновация в процессе оказания социальной услуги инвалиду происходит тогда, когда специалист по социальной работе организует совместную деятельность по разрешению трудной жизненной ситуации гражданина с ограниченными возможностями здоровья. В процессе совместной деятельности со специалистом инвалид превращается его из объекта социальной работы в субъект. Субъектная позиция клиента во время оказания ему социальной услуги позволяет ему активно становится участником данного процесса, вкладывать свои личностные ресурсы, творчески относится к процессу оказания помощи, так как он все это делает, прежде всего, для себя. Он учится брать на себя часть ответственности за будущий результат по разрешению своей трудной жизненной ситуации. Процесс разработки и реализации нововведений сейчас характерен для следующих общих технологий социальной работы с инвалидами: социальная реабилитация, социальная терапия, социальная адаптация, социальная профилактика и др. Остановимся более подробно на технологии социальной адаптации в работе с инвалидами.
Социальная адаптация как технологический процесс позволяет включать инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.
Для успешной социальной адаптации молодых инвалидов на базе государственных реабилитационных центров создаются группы социально-психологической помощи лицам с ограниченными возможностями.
В процессе работы групп внедряются различные инновационные технологии социальной работы, а именно анимационную терапию, эстетотерапию, художественно-эстетическое воспитание театральной деятельностью и т.д. Социальная адаптация и реабилитация детей и молодых инвалидов реализуется с помощью постановок театрализованных пьес и спектаклей, при непосредственном участии участников объединения и их родителей. По прошествии первых занятий проводится исследование в форме анкетного опроса инвалидов молодого возраста, посещающих группы.
Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.
Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.
Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.
В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:
I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе как новатор будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.
II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием, где каждый из участников может проявить свои ресурсы, потенциал и творчество.
- 1.2. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья
- 7.Причины и факторы появления лиц «бомж»
- 3 Группа - лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.
- 12. Заболеваемость — один из показателей здоровья населения.
- 2. Заболеваемость по данным медосмотров и диспансерного наблюдения.
- 3. Заболеваемость по данным причин смерти (данные берутся в загСе документы — свидетельства о смерти).
- 1. Инфекционная заболеваемость — требует быстрого проведения противоэпидемических мероприятий
- 2. Госпитальная заболеваемость — сведения о ней используются для планирования коечного фонда
- 3. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности — определяет экономические затраты
- 4. Важнейшая неэпидемическая заболеваемость — дает сведения о распространенности социально обусловленных заболеваний.
- 18.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания пмсп.
- 1. Оказание квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому.
- 1. Кабинет доврачебного приема.
- 4. Больные, обращающиеся за документами (справки, выписки).
- 1. Больничные учреждения 92% коечного фонда.
- 1978 Г. - I конференция по пмсп воз и детского фонда оон (Алма-Аты).
- 1. Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда должны быть приемлемы для населения
- 20. Многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.
- 1. Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)
- 1. Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от пло-щадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.
- 3. Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
- 4. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.
- 1. Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)
- 2. Отметить количество сантиметров.
- 3. Записать данные измерения в температурный лист.
- 1. Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.
- 21.Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи. Распечатка.
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 1. Оказание в максимально короткие сроки после получения вызова скорой и неотложной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лпу и во время их транспортировки в стационары.
- 2. Перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи, пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с их матерями по заявкам врачей и администрации лпу.
- 1. Экстренной медпомощи:
- 1) Журнал или карточка записи вызова скорой медицинской помощи
- 23.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.
- 24. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
- 1. Все болезни системы крови в острой стадии и стадии обострения.
- 1. Определение и оценка состояния здоровья каждого человека.
- 27. Показатели качеcтва диспансерного наблюдения
- 38. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.
- I. Медико-демографические показатели.
- II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
- III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
- IV. Показатели физического развития населения.
- 29.Врождённые аномалии. Классификация врождённых аномалий. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.
- 30.Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Его цели и методы.
- 1. Установление точного диагноза наследственной патологии.
- 2. Пренатальная (дородовая) диагностика врожденных и наследственных заболеваний различными методами:
- 3. Определение типа наследования заболевания.
- 4. Оценка величины риска рождения больного ребенка и оказание помощи в принятии решения.
- 5. Пропаганда медико-генетических знаний среди врачей и населения.
- 31.Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели.
- 32. Суть понятия «трудоспособность». Утрата профессиональной трудоспособности. Виды нетрудоспособности.
- 33.Нетрудоспособность. Причины временной нетредоспособности. Экспертиза трудоспособности.
- 34.Мрэк – как государственное учреждение здравоохранения. Виды мрэк. Структура мрэк. Функции мрэк.
- 1. Высшие (областные, Минская центральная городская мрэк)
- 2. Первичные (городские, районные, межрайонные мрэк):
- 35. Медико-социальная экспертиза. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.
- 2) Нетрудоспособностьделится на:
- 1. Полной- невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении.
- 2. Частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.
- 36. Мрэк общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.
- 37. Категория лиц «часто- и длительно болеющие», их характеристика. Значение трудоустройства для часто- и длительно болеющих лиц.
- 38. Характеристика лиц «часто- и длительно болеющие», медико-социальные мероприятия в работе с часто- и длительно болеющими лицами.37.
- 1. Грудное выкармливание, в дальнейшем - индивидуальная диета.
- 39. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.
- 42. « Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.
- 1) Непосредственно в процессе труда;
- 2) Не в непосредственном процессе труда, но в связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении;
- 3) Вне связи с трудовой деятельностью на данном предприятии или в учреждении, но условно приравнивается в силу действующего законодательства к увечью, связанному с работой112.
- 43. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика. Распечатка.
- 44.«Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.
- 45. Дополнительные причины инвалидности, установленные в рб., их характеристика.
- 46. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.
- 47.Медико-социальная реабилитация. Понятие, сущность и содержание медико-социальной реабилитации.
- 48.Основные виды реабилитации инвалидов. Виды реабилитационных мероприятий. Структура социально-реабилитационного процесса.
- 49. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.
- 50. Социальная, социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.
- 1. Социально – бытовая реабилитация;
- 1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
- 3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
- 51. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.
- 1. Региональное отделение занятости населения 2. Центры профподготовки и переподготовки службы занятости 3. Учреждения и предприятия Министерства образования 4. Предприятия общественных организаций
- 1. Учебное заведение 2. Рабочее место 1. Обычные условия 2. Специально организованные условия
- 52. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.
- 1. Возможно, раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
- 2. Реабилитация инвалидов методом социально-психологического тренинга
- III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.
- 3. Фото-терапия в тренинговой работе
- 1) Формирование зож у населения.
- 56. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (вич/спид), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 57. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.
- 1. Санитарная профилактика.
- 2. Специфическая профилактика.
- 58. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико-социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.
- 60. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико-социальная профилактика.
- 2. Пути передачи
- 2.1 Половой путь передачи зппп
- 2.2 Контактно-бытовой путь передачи зппп
- 2.3 Внутриутробный путь передачи зппп
- 2.4 Парентеральный путь передачи зппп
- 2.5 Другие пути передачи зппп
- 2.1 Профилактические меры в борьбе с инфекциями, передающимися половым путём
- 61. Определение понятия «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. Основные правила оказания медико-социальной помощи при экстремальных ситуациях.
- 62. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно-технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.
- 63. Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
- 64. Вопросы нравственности специалиста в области социальной работы. Чувство профессионального долга. Этические, психологические, профессиональные качества в работе с клиентами (пациентами).
- 2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника