logo
Семья созависимость - Пособие

Функциональная и дисфункциональная семья

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии.

Признаки дисфункциональной семьи:

4. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

5. Вакуум интимности

6. Замороженность правил и ролей

7. Конфликтность во взаимоотношениях

8. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)

9. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

10. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

11. Склонность к полярности чувств и суждений

12. Закрытость системы

13. Абсолютизирование воли, контроля.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Функциональные семьи

Дисфункциональные семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций ригидны

Негибкость ролей, функции

Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность

Правила негуманны, им невозможно следовать

Границы признаются и уважаются

Границы либо отсутствуют, либо ригидны

Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить

Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся

Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты

Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты

Исход: приемлемый и конструктивный

Исход: неприемлемый и деструктивный

Родительская семья созависимых

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось («не реви», «что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось», «мальчикам плакать нельзя»). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов ее начнет выздоравливать от созависимости.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:

— взрослые - хозяева ребенка;

— лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно

— родители держат эмоциональную дистанцию;

— воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение.

Как правило, созависимые вышли из неблагоприятных (дисфункциональных) семей, в которых не удовлетворялись эмоциональные потребности. Эти люди имеют «замороженные потребности», т.е. в детстве были отвергнуты родителями, старшими братьями или сестрами. И вновь выбирают тип эмоционально недоступных людей, которых стараются изменить своей любовью. Созависимые помогают всем, их притягивают люди с безвыходными ситуациями, с нерешенными проблемами. И, наоборот, добрые, постоянные и надежные люди им кажутся скучными. По данным мировой статистики 80% девочек из семей алкоголиков выходят замуж за мужчин или с химическими зависимостями (алкоголики, наркоманы) или инвалидов, 60% выбирают профессии, где нужно милосердие, но с низкой заработной платой (младший медицинский персонал, воспитательницы детских садов). Дети из семей алкоголиков составляют группу риска заболевания алкоголизмом. 50% выздоравливающих членов А.А. выросли в алкогольных семьях. В алкогольной (закрытой) семье действуют определенные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй. И еще некоторые правила и сообщения, которые заучиваются в алкогольных и других неблагоприятных семьях. Негативные правила: делай так, как я говорю, а не делаю; будь хорошим, совершенным; избегай разрешения конфликтов; следуй указаниям; храни семейные тайны; пьянство не является причиной наших проблем; каждый член семьи должен быть потакателем (пособником) болезни. Некоторые негативные сообщения: лучше бы тебя не было; спеши вырасти и стать взрослым; будь дамой; большие мальчики не плачут; ты сам виноват; ты никогда ничего не достигнешь; ты такой хороший.

Дети в алкогольных семьях, или «цветы на скалах» хронически не получают любви. Они борются за ограниченные ресурсы (родительская забота) на поведенческом уровне, вырабатывая стили, или паттерны поведения. Есть 4 основных поведенческих роли, которые также могут сочетаться, варьировать в динамике развития семейного алкоголизма; а именно: «герой», «клоун», «козел отпущения», «тихоня».

1. Герой, сверхдостигатель - ребенок, который отвечает за все, испытывает стыд, чувство вины, пытается сделать все, чтобы никто не знал об алкоголизме родственников. Такой ребенок хорошо учится в школе, заботиться о матери, младших в семье - сестренках, братишках. Он с детства занят хозяйственными проблемами: приготовление еды, уборка квартиры.

2. Клоун, шут, юродивый. Такой ребенок не берет ответственность на себя. При сигнале «в воздухе пахнет скандалом» он перетягивает на себя внимание. Но у шута есть и другая маска - печальная, очень тяжело переживает душевную боль.

3. Козел отпущения - вечные противники отцов, для него взрослые - враги, не доверяют никому. В семье такой ребенок слышит постоянно, что если бы он не был таким, то отец так бы не пил.

4. Тихоня, апатичный или потерянный ребенок. Он тихо сидит, про них не вспоминают, как правило привлекает к себе внимание либо болезнью, либо плохой учебой.