logo
Семья созависимость - Пособие

Социально-педагогические аспекты Программы «12 Шагов аа»

Пьянство - общепризнанная мировая проблема. В Беларуси ежегодно около 3-х тысяч человек умирает от опоя, из числа погибших насильственной смертью около 10 тысяч находились в состоянии алкогольного опьянения. Распадается почти каждый второй брак, переполнены детские дома и дома ребёнка. Среди причин порождающих эти проблемы, также пьянство и алкоголизм. О количестве ежегодно выпиваемого на душу населения называются разные цифры, от 10-15 до 25 литров (согласно Всемирной организации здравоохранения, среднегодовое потребление алкоголя свыше восьми литров в год на душу населения, ведет к изменению генофонда нации), но любые цифры статистики в этом плане не являются истинными, т. к. не могут объективно учесть самогоноварения. Но и без статистики очевидно, что алкоголь все в большей степени становится общенациональной, общегосударственной бедой

Самые тяжёлые последствия пьянства - алкогольная зависимость, непременно вызывающая морально-нравственное падение человека, его полную деградацию. Существует статистический вывод Ледермана: чем больше потребляется алкоголя на душу населения, тем больше процент людей зависимых, т. е. алкоголиков, у которых потребность в спиртном стала смыслообразующим мотивом поведения.

Жизнь подтверждает, что алкоголизации благоприятствует материальная обездоленность, отсутствие постоянной работы, общая социальная напряженность, нестабильность настоящего и непредсказуемость будущего. Не исключаются и генетические, биофизиологические и психологические факторы, однако в любом случае результат получается один.

Идеологи бывшего Советского Союза комплекс всех этих проблем воспринимали довольно упрощённо, исходили прежде всего из того, что пьянство, алкоголизм, наркоманию считали несовместимыми с социалистическим образом жизни, с высоким званием советского человека, и поэтому предпринимаемые меры в основном сводились к «борьбе со злом». Постановления ЦК КПСС, указы Президиума Верховного Совета, постановления Совета Министров были направлены на повышение контроля, ужесточение карающих мер, создание зон трезвости и даже введение «сухого закона». Однако все эти меры ожидаемых результатов не давали, да и не могли дать, т. к. запретить болезнь невозможно. Еще в 1951 году ВОЗ признала алкоголизм как болезнь, а коль болезнь - то речь, скорее всего, должна идти не о борьбе, а о помощи, исцелении, гуманистическом начале всех предпринимаемых мер. Кроме того, избавление от алкоголизма не сводится к уменьшению или прекращению пития. Необходимо изменение жизненных установок, необходимо духовное обновление. Нужен более глубокий и многогранный подход, а следовательно антиалкогольная работа не может быть уделом только органов милиции и наркологов, ибо она представляет сложный блок социально-психолого-педагогических проблем.

Социальная педагогика рассматривает проблему алкоголизма во взаимосвязи с социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями, местными бытовыми укладами, представляя алкогольную зависимость как болезнь тела, разума и души. Поэтому есть смысл обратиться к гуманистической теории личности, а именно к иерархии потребности А.Маслоу, представленной им в виде известной пирамиды. Пирамида Маслоу символизирует то, что каждая более высокая потребность, как на фундаменте должна держаться на более низкой ступени, поэтому обязательно должна учитываться, и ни в коем случае не игнорироваться.

На вершине пирамиды расположена «самоактуализация’’, т. е. потребность и способность человека раскрывать свой творческий потенциал, природные задатки. Стремление к этому - есть смысл существования человека. По это возможно лишь тогда, когда человек есть личность, достойный уважения близких, сослуживцев, окружения, признаваемый и кем-то любимый! Вполне естественно, что для этого должны быть учтены его физиологические потребности.

Понятно, что пьющий алкоголик бьётся в самом низу пирамиды, любой ценой удовлетворяя свою главную потребность - потребность в алкоголе. Но можно ли считать личностью прекратившего пить алкоголика с помощью традиционных методов «подшивания» или кодирования, если им не предпринимается никаких мер к реконструированию, с учетом трезвости, собственной жизни, если не осуществляется переоценка ценностей, не возрождается духовность. Скорее всего нет, т. к. кодирование - это вмешательство в подсознание, это своего рода зомбирование, а «подшивание» - это жизнь в страхе, т. к. отрезвление подобным образом достигается боязнью возможных последствий. И в одном и в другом случае непьющему алкоголику скорее всего уготовано оставаться у подножия символической пирамиды.

В этом плане совершенно иным образом представляется Программа «12 шагов», которая основывается на общечеловеческих ценностях: любви к людям, добре, самосовершенствовании, взаимопомощи и самовозрождению.

Если рассматривать работу по Программе «12 шагов’’ с позиций гуманистической теории личности, то в ней легко просматривается выделенные Маслоу категории. Алкогольная зависимость - физиологическая потребность, она должна конденсироваться комплексом мер и подходов, связанных с развитием воли, ответственности воздержания и т.п. Посещение собраний групп самопомощи АА поддерживает непьющего алкоголика, вселяет в него уверенность. Параллельное участие его родственников, детей в группах «Аланон» и «Алатин» дает возможность достичь взаимопонимания в семье и ближайшем окружении, установить адекватные сложившиеся ситуации отношения, что в конечном итоге снимает страхи, непонимание. Уважительные отношения как в группе, так и с близкими, и есть признание человеческой годности, создаются условия для возрождения высоким чувств, положительных эмоций жизненного оптимизма, востребованности. Программа «12 шагов» дает возможность физиологическую потребность в алкоголе заменить активной созидательной деятельностью, очищением, благородным желанием оказывать помощь другим.

Все это вместе взятое дает возможность непьющему алкоголику самоутвердиться, реабилитироваться, достичь уровня самоуважения, достоинства, одухотворенности. Таким образом создаются предпосылки для нормального социального функционирования, развития природных дарований, раскрытию таланта, т.е. выйдя на позиции, выводящие на самоактуализацию, человек получает возможность вплотную «приблизиться к вершине пирамиды».

Программа “12 шагов” имеет большую социально-педагогическую ценность, т.к. заложенные в ней идеи достаточно универсальны и с не меньшим успехом могут быть применимы для избавления от многих других зависимостей и человеческих пороков.

Семейный герой

Роль: самооправдание для семьи

Защитные механизмы

  • Усердно работает, чтобы его похвалили

  • Независимая от семьи жизнь

  • Успех

  • Собранность

  • Чрезвычайно ответственный

  • Особенность/неповторимость

Чувства

  • Злость

  • Собственное несоответствие

  • Смятение

  • Одиночество

  • Страдание

Козел отпущения

Роль: отвлечение и новый фокус для семьи

Защитные механизмы

  • Очень ценит мнение сверстников

  • Замкнутость

  • Кривляние

  • Наркотики/спиртное

  • Мрачность

  • Неповиновение

  • Случайная беременность

Чувства

  • Злость

  • Одиночество

  • Отрицание

  • Страх

  • Страдание

Тихоня

Роль: отдых, передышка для семьи

Защитные механизмы

  • Необщительность

  • Замкнутость

  • Молчаливость

  • Отдаленность

  • Сверхнезаменимость

  • Иногда излишний вес

  • Отрицание других

Чувства

  • Злость

  • Собственное несоответствие

  • Одиночество

  • Страдание

Клоун

Роль: развлекает и смешит семью

Защитные механизмы

  • Поиск внимания

  • Юмор

  • Показная слабость

  • Привлекательность

  • Kлоунада

  • Повышенная активность

Чувства

  • Страх

  • Незащищенность

  • Одиночество

  • Смятение

43