Стадии формирования здорового образа жизни
Для формирования здорового образа жизни обычно требуется последовательно пройти 4 стадии:
я стадия — получение информации о здоровом образе жизни. Следует исходить из того, что нельзя заставить человека измениться, но, узнав новые факты, он начнет обдумывать свой образ жизни.
я стадия — обдумывание изменений. В это время надо вместе с пациентом найти индивидуальную мотивацию, достаточную для изменения его образа жизни с тем, чтобы он обдумал и пересмотрел свое отношение к здоровью.
я стадия — выполнение изменений. В это время необходима постоянная поддержка пациента, оказание ему помощи в преодолении срывов, которые неизбежны. Особенности поведения пациента во время срыва можно предусмотреть, и вместе с ним разработать план мероприятий противодействия срыву. После срыва надо помочь пациенту вернуться к процессу изменений и продолжить его, усилив мотивацию, что является непременным условием успеха.
я стадия — сохранение, стабилизация изменений.
Все эти стадии универсальны для избавления от любых вредных привычек. Однако медицинская сестра должна фиксировать на них внимание пациентов.
На поведенческом уровне здоровье часто воспринимается негативно, как плод воздержания, и потому без радости. Такое восприятие здоровья усиливают фразы типа: «вам этого нельзя... вы должны...». Например: «Вы должны заниматься спортом, иначе будете болеть». Или: «Вам нельзя употреблять мучное, Вы и так слишком полный...».
Эти рекомендации станут более привлекательными и эффективными, если будут даны в зеркальном отображении: «вы можете... и вам следует...». Например: «Вы можете, соблюдая несколько простых правил, есть сколько хочется...» или: «Вам не нужно принуждать себя бегать, занимайтесь тем видом спорта, который Вам действительно приносит радость, удовольствие. Это может быть гимнастика на растяжение мышц, дыхательная гимнастика».
Если процесс переосмысления настоящего образа жизни дает зримые, реальные плоды, то необходимо перейти к четвертой стадии — стабилизации выработанного навыка здорового образа жизни. Нельзя полагать, что сохранение приобретенного навыка нечто само собой разумеющееся. Большинство пациентов в таком случае рано или поздно возвращаются к прежнему образу жизни.
Наиболее простым и эффективным способом стабилизации нового поведения является применение похвалы. Надо использовать для этого все слова одобрения, различные виды поощрения, не скупиться на похвалу и станет очевидным, пациент завтра будет стараться изо всех сил. Надо находить и поощрять даже малозаметные успехи в стабилизации нового поведения. Причем успехи, даже частичные, в приобретении навыков здорового образа жизни необходимо изначально трактовать как результат сотрудничества медицинской сестры и пациента, а не как заслугу сестры. Наряду с положительным эффектом стабилизации нового навыка таким образом укрепляется вера пациента в то, что он сам может влиять на свое здоровье. В таких случаях надо говорить: «Меня радует, с какой последовательностью и настойчивостью вы проводите физическую разгрузку», а не: «Физкультура — хороший метод, я с ним уже много лет добиваюсь успехов».
Зеркальный по отношению к похвале принцип отказа от упреков является таким же эффективным и надежным. При этом случаи неудач в приобретении новых для пациента навыков здорового образа жизни или рецидива старых вредных привычек нужно оценивать как преодоление очередной рубежной проблемы обучения методом проб и ошибок. Следует не упрекать, а сказать с надеждой на успех: «Ну, теперь вы знаете, что вас подстерегает и угрожает вашим планам. В очередной раз, если встретитесь с подобным, будьте более внимательны и настойчивы».
Образ жизни оказывает существенное влияние на продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни в развитых странах значительно выше, чем в малоразвитых. Количественная оценка здоровья через показатель продолжительности жизни показывает индивидуальные резервы, которые позволяют человеку не заболеть в ближайшие 10—12 лет. Показателями, по которым этот прогноз высчитывается, являются: возраст, индекс массы тела Кетле, систолическое и диастолическое АД, частота сердечных сокращений в покое и после 20 приседаний; результаты анкетных исследований; образовательный уровень; курение.
По риску возникновения заболеваний в ближайшие 10 лет пациенты распределяются на пять групп:
Первая группа — лица с очень малым резервом здоровья.
Вторая группа — лица с малым резервом здоровья.
Третья группа — лица со средним резервом здоровья.
Четвертая группа — лица с большим резервом здоровья.
Пятая группа — лица с очень большим резервом здоровья.
- Глава 10. Сестринский процесс в системе первичной ... Помощи □ 4.13
- 10.1. Первичная медико-санитарная помощь
- Стратегия воз
- Основные положения работы медицинской сестры в системе первичной медико-санитарной помощи.
- Деятельность медицинской сестры в системе первичной медико-санитарной помощи.
- Организация работы медицинской сестры в поликлинике.
- 10.1. Первичная медико-санитарная помощь
- Организация работы медицинской сестры по принципу врача общей практики ( семейного врача)
- Деятельность медицинской сестры общей практики (семейной медицинской сестры)
- 10.3. Профилактика заболеваний.
- Коррекция факторов риска заболеваний
- Оценка состояния индивидуального физического здоровья.
- 2. Определение степени физической нагрузки.
- 3. Определение реакции организма на физ-кую нагрузку.
- Иммунопрофилактика
- Закаливание организма
- Реабилитация
- Формирование здорового образа жизни
- Понятие здорового образа жизни
- Стадии формирования здорового образа жизни
- Диспансеризация
- Определение диспансеризации
- Технология диспансеризации
- Паллиативный уход
- Определение понятия «паллиативный уход»
- Паллиативный уход в сестринской практике