5.4.2. Телемедицина критических состояний
В условиях критического состояния при лечении больных любого профиля требуются единые подходы, как к диагностике, так и к лечению, принятие единственного и верного решения в кратчайшие сроки. В медицинском мире накоплен огромный опыт в тактике и лечении "критических" больных любого профиля, однако отсутствие постоянного и оперативного доступа подобной информации сдерживает применение этого опыта в отечественном здравоохранении.
Телекоммуникационные технологии призваны решить эту достаточно серьезную проблему, предоставив врачу доступ к банку информации или обеспечив его консультативной поддержкой коллег. При этом улучшается не только качество оказания помощи в каждом конкретном случае, но и оптимизируется организационная работа, что является очень важным моментом при возникновении внештатных ситуаций (катастроф), когда потребность в экстренной медицинской помощи превышает резервы местных органов здравоохранения.
Под катастрофой следует понимать опасное природное явление или действие вне человека, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы (погибшие и пораженные), значительный материальный ущерб, нарушение условий жизнедеятельности, вследствие чего может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местных медицинских учреждений, и требует привлечения их извне, а также изменения форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.
Во время катастроф специалисты-медики выделяют два принципиальных этапа:
-
Ранний период, когда проводятся спасательные работы и ликвидируются опасные для жизни последствия. На этом этапе крайне важна правильная организация очередности и объема оказания медицинской помощи.
-
Отсроченный период, когда пострадавшим оказывается квалифицированная и специализированная помощь. Здесь важна консультативная помощь специалистов определенного профиля.
На разных этапах нужна различная информационная поддержка. Если при спасательных работах она необходима по организационным вопросам, то на следующем этапе возникает потребность в поддержке принятия решения и по вопросам диагностики, и лечения. Организационные вопросы при катастрофах тесно связаны с эпидемиологией, которая позволяет медицинским работникам из спасательных бригад заранее определить возможные типы травм и повреждений, а также ресурсы, которые понадобятся для ликвидации последствий бедствия.
Замечено, что во время бедствий нередко возникают сложности в области координации действий персонала спасательных бригад. Обычно это проблемы, связанные с приемом и передачей информации, а также со структурой руководства.
Для решения организационных вопросов и координации действий персонала на месте катастрофы наиболее надежными и простыми в организации являются компьютерные сети на базе сотовой телефонной связи, которая оказывается более устойчивой по сравнению с радио. Однако такой вариант приемлем лишь в местах устойчивого сигнала соты, в то время как в удаленной сельской местности, в горах или тайге предпочтительнее радио- или спутниковая связь.
Информационное обеспечение медицины катастроф на втором этапе осуществляется с помощью удаленного доступа к информации и телемедицины. Эффективность использования медицинскими учреждениями телекоммуникаций в период стихийных бедствий и аварий наглядно доказана на печальных примерах ликвидации последствий землетрясения в Армении и взрыва нефтепровода в Уфе в 1988-1989 годах, наводнения 1993 года в штате Айова. С помощью проведения консультаций и мониторинга состояния здоровья во всех больницах штата по электронной почте и стандартизации подходов к лечению получено почти 20-кратное повышение эффективности действия медицинских служб без дополнительных человеческих ресурсов.
Таким образом, для наиболее эффективной реализации системы телемедицинской помощи при катастрофах необходимо наличие телемедицинских центров или клиник, которые были бы готовы в определенный момент предоставить свою информационную сеть для консультативной и организационной помощи, и наличие банка данных по медицинской тактике при катастрофах.
Специалисты, занимающиеся медицинскими проблемами катастроф, при создании банка данных для нужд критической медицины рекомендуют описывать известные катастрофы, в том числе технологические, для последующего облегчения прогноза их развития, длительности, исхода и принятия наиболее рациональных решений по ликвидации последствий.
Наряду с этим, необходимо создание информационной системы по потенциально опасным объектам региона, аварии на которых создают реальную угрозу массового поражения людей на территории предприятия, объекта и за его пределами.
С 1988 года в США создана и функционирует система "САМБО", предназначенная для оказания помощи населению при массовых отравлениях. Система содержит данные о потенциальных источниках техногенных аварий, отравляющих агентах, возможных путях их распространения, информацию о транспортных магистралях, службах оказания помощи. В ее рамках проводятся регулярные курсы подготовки специалистов и разрабатываются протоколы действий при конкретных ситуациях.
Отечественные авторы (А. А. Меденков, С. Л. Рысакова) при описании банка данных медицины катастроф выделяют следующие его функции:
-
оперативное удовлетворение информационных запросов будущих пользователей в сведениях, требуемых для повышения качества медицинской помощи;
-
максимальное использование возможностей вычислительной техники по преобразованию информации при сложных расчетах моделирования и прогнозирования;
-
справочная помощь при установлении необходимых специалистов, а при наличии коммуникационных каналов, обращение к ним за помощью; это особенно важно при выходе из строя сложившихся производственных и социальных инфраструктур.
- Глава 1 основы медицинской информатики и обработки данных
- 1.1. Понятие медицинской информации
- Виды информации
- 1.2. Виды медицинской информации
- Глава 2 определение, функции и свойства медицинских информационных систем (мис)
- 2.1. Основные термины и определения
- 2.2. Основные цели создания мис
- 2.3. Функциональные возможности мис
- Сбор, регистрация, структуризация и документирование данных
- Обеспечение обмена информацией и создание информационного пространства
- Хранение и поиск информации
- Статистический анализ данных
- Контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи
- Анализ и контроль работы учреждения, управление ресурсами учреждения
- Поддержка экономической составляющей лечебного процесса
- Обучение персонала
- 2.4. Классификация
- 2.4.1. Медицинские информационные системы базового уровня
- 2.4.2. Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений
- 2.4.3. Медицинские информационные системы территориального уровня
- 2.4.4. Федеральный уровень
- 2.4.5. Другие виды классификаций
- 2.5.2. Международная классификация болезней мкб-10
- 2.6. Экспертные системы 2.6.1. Общие сведения
- 2.6.2. Структура экспертной системы
- 2.7. Справочные системы
- 2.7.1. Общие сведения
- Глава 5 телекоммуникационные технологии в медицине
- 5.1 Телемедицина
- 5.1.1.Что такое телемедицина?
- 5.1.2. История телемедицины
- 5.1.3. Необходимость телемедицинских технологий
- 5.1.4. Типы технологий, применяемых в телемедицине
- 5.1.5. Средства передачи информации в телемедицине
- 5.1.6. Региональная система телемедицины
- 5.1.7. Клиническое применение телемедицинских технологий
- 5.2. Телемедицинские центры и ресурсы
- Internet по телемедицине
- 5.2.1. Функции телемедицинских центров
- 5.2.2. Российские телемедицинские проекты
- 5.2.3. Зарубежные проекты по телемедицине
- 5.4. Радиотелеметрия и мониторинг
- 5.4.1. Телемедицинские технологии в кардиологии
- Передача электрокардиограммы на расстояние
- 5.4.2. Телемедицина критических состояний
- 5.5. Дистанционное обучение
- 5.5.1. Модели дистанционного обучения
- 5.5.2. Компьютерные коммуникации для дистанционного обучения
- 5.5.3. Дистанционное обучение врачей