Вопрос №10
Вариационные ряды: определение, виды, основные характеристики. Методика расчета моды, медианы, средней арифметической в медико-статистических исследованиях (показать на условном примере).
Вариационный ряд – это ряд числовых значений изучаемого признака, отличающихся друг от друга по своей величине и расположенных в определенной последовательности(в восходящем или убывающем порядке). Каждое числовое значение ряда называют вариантой (V), а числа, показывающие, как часто встречается та или иная варианта в составе данного ряда, называется частотой (р).
Общее число случаев наблюдений, из которых вариационный ряд состоит, обозначают буквой n. Различие в значении изучаемых признаков называется вариацией. В случае если варьирующий признак не имеет количественной меры, вариацию называют качественной, а ряд распределения – атрибутивным (например, распределение по исходу заболевания, по состоянию здоровья и т.д.).
Если варьирующий признак имеет количественное выражение, такую вариацию называют количественной, а ряд распределения – вариационным.
Вариационные ряды делятся на прерывные и непрерывные – по характеру количественного признака, простые и взвешенные – по частоте встречаемости вариант.
В простом вариационном ряду каждая варианта встречается только один раз (р=1), во взвешенном – одна и та же варианта встречается несколько раз (р>1). Примеры таких рядов будут рассмотрены далее по тексту. Если количественный признак носит непрерывный характер, т.е. между целыми величинами имеются промежуточные дробные величины, вариационный ряд называется непрерывным.
Например: 10,0 – 11,9
12,0 – 13,9
14,0 – 15,9 и т.д.
Если количественный признак носит прерывный характер, т.е. отдельные его значения (варианты) отличаются друг от друга на целое число и не имеют промежуточных дробных значений, вариационный ряд называют прерывным или дискретным.
Используя данные предыдущего примера о частоте пульса
у 21 студентов, построим вариационный ряд (табл. 1).
Таблица 1
Распределение студентов-медиков по частоте пульса (уд/мин)
Пульс число ударов в минуту( V) | Сичло студентов (p) |
64 | 2 |
66 | 2 |
68 | 3 |
70 | 3 |
74 | 4 |
80 | 4 |
84 | 3 |
| ∑ n =21 |
Таким образом, построить вариационный ряд – означает имеющиеся числовые значения (варианты) систематизировать, упорядочить, т.е. расположить в определенной последовательности (в восходящем или убывающем порядке) с соответствующими им частотами. В рассматриваемом примере варианты расположены в восходящем порядке и выражены в виде целых прерывных (дискретных) чисел, каждая варианта встречается несколько раз, т.е. мы имеем дело со взвешенным, прерывным или дискретным вариационным рядом.
Как правило, если число наблюдений в изучаемой нами статистической совокупности не превышает 30, то достаточно все значения изучаемого признака расположить в вариационном ряду в нарастающем, как в табл. 1, или убывающем порядке.
При большом количестве наблюдений (n>30) число встречающихся вариант может быть очень большим, в этом случае составляется интервальный или сгруппированный вариационный ряд, в котором для упрощения последующей обработки и выяснения характера распределения варианты объединены в группы.
Обычно число групповых вариант колеблется от 8 до 15.
Их должно быть не меньше 5, т.к. иначе это будет слишком грубое, чрезмерное укрупнение, что искажает общую картину варьирования и сильно сказывается на точности средних величин. При числе групповых вариант более 20-25 увеличивается точность вычисления средних величин, но существенно искажаются особенности варьирования признака и усложняется математическая обработка.
При составлении сгруппированного ряда необходимо учесть,
что:
− группы вариант должны располагаться в определенном порядке (в восходящем или нисходящем);
− интервалы в группах вариант должны быть одинаковыми;
− значения границ интервалов не должны совпадать, т.к. неясно будет, в какие группы относить отдельные варианты;
− не рекомендуется оставлять открытых интервалов (50 лет и старше, до 0,6 мг% и т.д.).
− необходимо учитывать качественные особенности собираемого материала при установлении пределов интервалов (например, при изучении веса взрослых людей интервал 3-4 кг допустим, а для детей первых месяцев жизни он не должен превышать 100 г.)
Построим сгруппированный (интервальный) ряд, характеризующий данные о частоте пульса (число ударов в минуту) у 55 студентов-медиков перед экзаменом: 64, 66, 60, 62,
64, 68, 70, 66, 70, 68, 62, 68, 70, 72, 60, 70, 74, 62, 70, 72, 72,
64, 70, 72, 76, 76, 68, 70, 58, 76, 74, 76, 76, 82, 76, 72, 76, 74,
79, 78, 74, 78, 74, 78, 74, 74, 78, 76, 78, 76, 80, 80, 80, 78, 78.
Для построения сгруппированного ряда необходимо:
1. Определить величину интервала;
2. Определить середину, начало и конец групп вариант вариационного ряда.
● Величина интервала (i) определяется по числу предполагаемых групп (r), количество которых устанавливается в зависимости от числа наблюдений (n) по специальной таблице
Число групп в зависимости от числа наблюдений:
n число наблюдений | 31-45 | 46-100 | 101-200 | 201-500 |
r число групп | 6-7 | 8-10 | 11-12 | 12-17 |
В нашем случае, для 55 студентов, можно составить от 8 до 10 групп.
Величина интервала (i) определяется по следующей формуле –
i = V max-V min/r
В нашем примере величина интервала равна 82- 58/8= 3.
Если величина интервала представляет собой дробное число, полученный результат следует округлить до целого числа.
Различают несколько видов средних величин:
● средняя арифметическая,
● средняя геометрическая,
● средняя гармоническая,
● средняя квадратическая,
● средняя прогрессивная,
● мода,
● медиана
и д.р.
В медицинской статистике наиболее часто пользуются средними арифметическими величинами.
Средняя арифметическая величина (М) является обобщающей величиной, которая определяет то типичное, что характерно для всей совокупности. Основными способами расчета М являются: среднеарифметический способ и способ моментов (условных отклонений).
Среднеарифметический способ применяется для вычисления средней арифметической простой и средней арифметической взвешенной. Выбор способа расчета средней арифметической величины зависит от вида вариационного ряда. В случае простого вариационного ряда, в котором каждая варианта встречается только один раз, определяется средняя арифметическая простая по формуле:
M = ∑V/n
где: М – средняя арифметическая величина;
V – значение варьирующего признака (варианты);
Σ – указывает действие – суммирование;
n – общее число наблюдений.
Пример расчета средней арифметической простой. Частота дыхания (число дыхательных движений в минуту) у 9 мужчин в возрасте 35 лет: 20, 22, 19, 15, 16, 21, 17, 23, 18.
Для определения среднего уровня частоты дыхания у мужчин в возрасте 35 лет необходимо:
1. Построить вариационный ряд, расположив все варианты в возрастающем или убывающем порядке Мы получили простой вариационный ряд, т.к. значения вариант встречаются только один раз.
2. Рассчитать среднюю арифметическую простую, для чего необходимо сложить значения всех вариант и разделить эту сумму на число наблюдений:
M = ∑V/n = 171/9 = 19 дыхательных движений в минуту
Вывод. Частота дыхания у мужчин в возрасте 35 лет в среднем равна 19 дыхательным движениям в минуту.
Если отдельные значения вариант повторяются, незачем выписывать в линию каждую варианту, достаточно перечислить встречающиеся размеры вариант (V) и рядом указать число их повторений (р). такой вариационный ряд, в котором варианты как бы взвешиваются по числу соответствующих им частот, носит название – взвешенный вариационный ряд, а рассчитываемая средняя величина – средней арифметической взвешенной.
Средняя арифметическая взвешенная определяется по формуле: M= ∑Vp/n
где n – число наблюдений, равное сумме частот – Σр.
Таким образом, чтобы рассчитать среднюю арифметическую взвешенную величину, необходимо значение каждой варианты умножить на соответствующую ей частоту, сложить полученные произведения и эту сумму разделить на число наблюдений.
Пример расчета средней арифметической взвешенной.
Длительность нетрудоспособности (в днях) у 35 больных острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), лечившихся у участкового врача на протяжении I-го квартала текущего года составила: 6, 7, 5, 3, 9, 8, 7, 5, 6, 4, 9, 8, 7, 6, 6, 9, 6, 5, 10, 8, 7, 11, 13, 5, 6, 7, 12, 4, 3, 5, 2, 5, 6, 6, 7 дней.
Методика определения средней длительности нетрудоспособности у больных с ОРЗ следующая:
1. Построим взвешенный вариационный ряд, т.к. отдельные значения вариант повторяются несколько раз. Для этого можно расположить все варианты в возрастающем или убывающем порядке с соответствующими им частотами.
В нашем случае варианты расположены в возрастающем порядке
2. Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную по формуле: M = ∑Vp/n = 233/35 = 6,7 дней
Распределение больных с ОРЗ по длительности нетрудоспособности:
Длительность нетрудоспособности (V) | Число больных (p) | Vp |
1 | 2 | 3 |
3 | 2 | 6 |
4 | 2 | 8 |
5 | 6 | 30 |
6 | 8 | 48 |
7 | 6 | 42 |
8 | 3 | 24 |
9 | 3 | 27 |
10 | 1 | 10 |
11 | 1 | 11 |
12 | 1 | 12 |
13 | 1 | 13 |
| ∑p = n = 35 | ∑Vp = 233 |
Вывод. Длительность нетрудоспособности у больных с острыми респираторными заболеваниями составила в среднем 6,7 дней.
Мода (Мо) – наиболее часто встречающаяся варианта в вариационном ряду. Для распределения, представленного в таблице, моде соответствует варианта, равная 10, она встречается чаще других – 6 раз.
Распределение больных по длительности пребывания на больничной койке (в днях)
V | 3 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 13 | 15 | 17 |
p | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Иногда точную величину моды установить трудно, поскольку в изучаемых данных может существовать несколько наблюдений, встречающихся «наиболее часто».
Медиана (Ме) – непараметрический показатель, делящий вариационный ряд на две равные половины: в обе стороны от медианы располагается одинаковое число вариант.
Например, для распределения, указанного в таблице, медиана равна 10, т.к. по обе стороны от этой величины располагается по 14 вариант, т.е. число 10 занимает центральное положение в этом ряду и является его медианой.
Учитывая, что число наблюдений в этом примере четное (n=34), медиану можно определить таким образом:
Me = 2+3+4+5+6+5+4+3+2/2 = 34/2 = 17
Это означает, что середина ряда приходится на семнадцатую по счету варианту, которой соответствует медиана, равная 10. Для распределения, представленного в таблице, средняя арифметическая равна:
M = ∑Vp/n = 334/34 = 10,1
Итак, для 34 наблюдений из табл. 8, мы получили: Мо=10, Ме=10, средняя арифметическая (М) равна 10,1. В нашем примере все три показателя оказались равными или близкими друг к другу, хотя они совершенно различны.
Средняя арифметическая является результативной суммой всех влияний, в формировании ее принимают участие все без исключения варианты, в том числе и крайние, часто нетипичные для данного явления или совокупности.
Мода и медиана, в отличие от средней арифметической, не зависят от величины всех индивидуальных значений варьирующего признака (значений крайних вариант и степени рассеяния ряда). Средняя арифметическая характеризует всю массу наблюдений, мода и медиана – основную массу
- Вопрос 1. Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.
- Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- Вопрос 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- Вопрос 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.
- Вопрос 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- Вопрос 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- Вопрос №6
- Вопрос № 7
- Вопрос №8
- Вопрос №9
- Вопрос №10
- Вопрос №90
- 2.4. Система организации медицинской помощи населению
- Вопрос 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Вопрос 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления сущность, оценка.
- 2. Определение доверительных границ.
- Вопрос 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- Вопрос 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- Вопрос 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- Вопрос 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- Вопрос 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и смертности.
- 1. Живорождение
- 2. Мертворождение
- 3. Масса и длина тела новорожденного (плода) при рождении.
- 4. Срок беременности (гестационный возраст).
- 5. Перинатальный период.
- 6. Неонатальный период.
- 7. В органах загс регистрации подлежат:
- Вопрос 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериартрии.
- Вопрос № 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Вопрос №28.
- Вопрос №30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- Вопрос 31. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (звут): задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос 32. Заболеваемость по данным медицинских осмотров населения. Регистрация. Виды медосмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- Вопрос 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структуры причин смерти населения России.
- Часть Iмедицинского свидетельства предназначена для заболеваний, связанных с последовательным рядом событий, непосредственно приведших к смерти.
- Часть II– для состояний, сопутствующих смерти, но не связанных с патологическим состоянием, приведшим к ней.
- Вопрос 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- Вопрос 35. Экспертиза трудоспособности (врачебно-трудовая экспертиза): основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- Вопрос 52. Организация работы и функции врача-участкового терапевта.
- Вопрос 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Вопрос54. Диспансеры: виды, структура, Общие принципы работы.
- Вопрос55. Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 66. Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 67. Организация акушерско-гинекологиечской помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Женская консультация.
- Вопрос 68. Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- Вопрос 70. Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на сан.-кур. Лечение.
- Вопрос 72. Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора): структура, функции, направления деятельности.
- Минздрав
- Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
- Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- Вопрос 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях
- Вопрос 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 1 Статья. Зарплата