logo
ОЗЗ

Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.

Гигиеническое воспитание – это комплексная просветительная, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.

В основе работы по гигиеническому обучению и воспитанию лежат следующие принципы:

1. Государственный характер – государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы.

2. Научность – соответствие медицинских и гигиенических знаний современному состоянию науки и практики.

3. Массовость – участие всех мед. работников, вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций.

4. Доступность – при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть доступна для понимания.

5. Целенаправленность – работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения.

6. Оптимистичность – для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями.

7. Актуальность – выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

Методыгигиенического обучения и воспитания:

  1. Методы индивидуального воздействия – это личная беседа, индивидуальный инструктаж, индивидуальная консультация, телефонная служба, личная корреспонденция. Самым доступным является индивидуальное воздействие. Каждый врач во время приема пациента проводит консультационную работу, рассказывая об особенностях заболевания, о лечении и профилактике. Эта работа наиболее эффективна и индивидуальна, так как сам пациент заинтересован и ориентирован на здоровье. Однако, данный метод наиболее трудоемкий.

  2. Метод воздействия на группу. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью широкого использования практического обучения, наглядных и печатных средств информации; передача информации, как правило, односторонняя. К ним относятся: лекция, групповая беседа, дискуссия, курсовое гигиеническое обучение, курсовая гигиеническая подготовка.

  3. Методы массовой коммуникации направлены на формирование общественного мнения в отношении здоровья. Оценка эффективности затруднена, поскольку отсутствует полный контакт и не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это – СМИ (телевидение, радио, печать, интернет), форум, выставка.

Для реализации методов гигиенического воспитания используются многочисленные средства.

  1. Демонстрационные и обучающие средства:

- натуральные предметы (спортивный и гимнастический инвентарь, целебные травы, продукты питания)

- искусственные предметы (муляжи, модели)

- обучающие и проверочные технические средства

- учебная панель, автоматический справочный информатор.

2. Речевые и изобразительные средства: лекция, памятка, книги, журналы, газеты, плакат, листовка, брошюра, картинки для раскрашивания для детей.

3. Аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись,плакат.

4. Малые формы: наклейки, аппликации, почтовые марки, календари.

5. Символы гигиенического воспитания – условные изобразительные знаки, которые используются при проведении массовых кампаний.

С учетом способов передачи информации выделяют методы:

  1. Устной пропаганды

  2. Печатной

  3. Изобразительной

  4. Комбинация этих методов.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» согласно Приказу Минздрава оРР

России с 1.12.2009 в России организованы и работают центры здоровья.

Создание ЦЗ – это новое направление профилактической работы. ЦЗ рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению здорового образа жизни. В эти центры можно обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по формированию ЗОЖ.

Структура ЦЗ утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр. В структуру ЦЗ рекомендуется включать:

- кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию ЗОЖ и медицинской профилактике

- кабинет медицинской профилактики

- кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе

- кабинеты инструментального и лабораторного обследования

- кабинет ЛФК

- школы здоровья.

Главный принцип работы ЦЗ – использование экспресс методов диагностики. Комплексное обследование включает:

- измерение роста и веса

-оценка уровня психофизиологического и соматического здоровья

- скрининг сердца компьютеризированный

-ангиологический скрининг с измерением САД

- экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови

- оценка дыхательной системы

- осмотр врача.

В конце обследования врач дает прогноз состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную программу по ЗОЖ. Если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач рекомендует обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения.

ЦЗ создается из расчета: 1 на 200 000 населения.