Вопрос №90
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в России
Общие положения
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами: - совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий); - развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации; - наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом.
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации 2.1 Демографическая ситуация в Российской Федерации
Демографическая ситуация в Российской Федерации пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились - с 700 тыс. человек ежегодно в период 2000-2005 годов до 213 тысяч человек в 2007 году. За 10 месяцев 2008 года коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения, в то время как за соответствующий период 2007 года он составлял - 3,4. По состоянию на 1 октября 2008 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 141,9 млн. человек, что на 116,6 тысяч человек меньше, чем на соответствующую дату 2007 года. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности.
В 2007 году родились 1602 тыс. детей, что на 8,3% больше чем в 2006 году. Рост рождаемости за 10 месяцев 2008 года составил 7,7%. Коэффициент смертности (на 1000 населения) снизился в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 3,3%. За 10 месяцев 2008 года коэффициент смертности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года не увеличился.
Показатель материнской смертности на 100 000 родившихся живыми в 2007 г. снизился на 7,2% по сравнению с 2006г. Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми в 2007 г. снизилась на 7,8 % по сравнению с 2006 г. За 10 месяцев 2008г. по сравнению с соответсвующим периодом 2007г. младенческая смертность снизилась на 8,3% и составила 8,8 на 1000 родившихся живыми.
В 2006 году, впервые за последние 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения Российской Федерации. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 1,3 года - с 65,3 лет до 66,6 лет. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 67,65 лет. Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой - на 6,5 лет меньше, чем в "новых" странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в "старых" странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года). Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой и составляет 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40%. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является наиболее корректным измерителем уровня смертности и служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения.
Современная история Российской Федерации убедительно показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни. Так в 1991-1994 годах, в результате существенного снижения уровня жизни населения продолжительность жизни сократилась на 5 лет. В первые годы после финансового кризиса 1998 года, приведшего к сокращению доли расходов на здравоохранение в ВВП на 30% (с 3,7% в 1997 году до 2,6% в 1999 году), средняя продолжительность жизни снизилась на 1,84 года. Рост показателя продолжительной жизни в 2005-2007 годах в значительной степени связан с увеличением расходов на медицинскую помощь с 2,6% ВВП в 2005 году до 2,9% ВВП в 2007 году, а расходов на здравоохранение в целом - с 3,2% ВВП в 2005 году до 3,5% ВВП в 2007 году.
Общий коэффициент смертности, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2007 году составил 14,7 (в 2005 г. - 16,1, в 2006 г. - 15,2), что отражает определенную положительную динамику. Но, тем не менее, коэффициент смертности остается в 1,3 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, и в 1,5 раза выше, чем в "старых" странах ЕС. Основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения, от которых в 2007 году умерли около 1,2 млн. человек (56,6% умерших). От новообразований умерли 13,8%, от внешних причин - 11,9%. Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5 - 2,0 раза. В структуре причин младенческой смертности лидируют отдельные состояние, возникшие в перинатальном периоде, врожденные аномалии и заболевания органов дыхания.
В Российской Федерации показатели смертности от болезней кровообращения (в 2007 г. - 829 случаев на 100 тыс. человек, в 2006 г. - 865, в 2005 г. - 908) являются одними из наиболее высоких в мире. Соответствующие показатели в других странах составляли в 2005 г.: в "старых" странах ЕС - 214, в "новых" странах ЕС - 493, в США - 315. При этом доля смертности от инсультов в России составляет почти половину (46%) в смертности от болезней системы кровообращения. Анализ возрастной структуры смертности от болезней системы кровообращения в период с 1991 по 2006 гг. показывает существенное увеличение смертности в трудоспособном возрасте.
За 10 месяцев 2008 г. смертность от онкологических заболеваний составила 203,9 на 100 тыс. человек (2007 г. - 202,3, 2006 г. - 200,9; 2005 г. - 201,2). Смертность населения России в возрасте 0-64 лет от онкологических заболеваний на 30% превышает этот показатель в "старых" странах ЕС и находится на одном уровне с "новыми" странами ЕС. Онкологические заболевания в России характеризуются высокой долей смертей в течение первого года после установления диагноза: например, процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка - 55. Это свидетельствует о поздней выявляемости этих заболеваний. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкологических заболеваний почти в 2 раза чаще, чем женщины, но заболеваемость среди женщин выше.
В России за 10 месяцев 2008 г. смертность от внешних причин составила 166,0 случаев на 100 тыс. человек (в 2007 г. - 174,8, 2006 г. - 198,5 случаев, в 2005 г. - 220,7), что в 4,6 раз превышает показатели "старых" стран ЕС (36,3 случая на 100 тыс. населения) и в 2,6 раз - "новых" стран ЕС (65 случаев на 100 тыс. человек; 2005г.). В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков. За 10 месяцев 2008 г. смертность в результате случайного отравления алкоголем составила 13,7 на 100 тыс. населения, (в 2007 г. - 14,6, 2006 г. - 23,1, в 2005 г. - 28,6). При этом в 2006 г. смертность населения в трудоспособном возрасте составляла 29,8 (у мужчин - 48,0, у женщин -10,8) на 100 тыс. человек трудоспособного возраста. У городского населения смертность в трудоспособном возрасте составила 26,2, у сельского - 40,0 на 100 тыс. человек. Существенно выше показатель смертности у мужчин трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, где он составляет 62,2 на 100 тыс. человек (у женщин 15,1), что в два раза выше среднего показателя по стране.
Российская Федерация занимает первое место в мире по аварийности на дорогах, причиной которой зачастую являются нетрезвые водители. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (главным образом, при ДТП) составляет 27,4 на 100 тыс. населения (в 2007 г. - 27,7, 2006 г. - 26,8, в 2005 г. - 28,1), что практически в 3,3 раза выше, чем в "старых" странах ЕС (8,4) и в 2,2 раза выше, чем в "новых" странах ЕС (12,6). В 2007 году произошло 23851 дорожно - транспортных происшествий с участием детей (в 2005 - 25489, в 2006 - 24930), погибло 1116 детей (в 2005 - 1341, в 2006 - 1276). При этом надо учитывать, что количество автомобилей на душу населения в России более чем в два раза меньше, чем в странах ЕС.
В России частота самоубийств за 10 месяцев 2008 г. составляла 27,8 случаев на 100 тыс. человек (в 2007 г. - 28,8, 2006 г. - 30,1, в 2005 г. - 32,2), что в 2,9 раза выше, чем в "старых" странах ЕС (9,9), и в 1,9 раза выше, чем в "новых" странах ЕС (15,5), в 2005 г.
Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения Российской Федерации
В последние 16 лет заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн. случаев заболеваемости населения, в 2006 г. - 216,2 млн. случаев, то есть рост заболеваемости составил 36% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость - на 41,8%).
Следует обратить внимание на то, что с 1990 по 2006 гг. существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Например, число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических - на 60%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, а также осложнений беременности, родов и послеродового периода возросло в 2 раза. По структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (23,6%) и болезни системы кровообращения (13,8%).
Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС - 18-20 лет.
С 1990 г. отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности. В 2000-2006 гг. этот показатель достиг 40% от общего числа детей, родившихся живыми.
Инвалидность в Российской Федерации с 1990 по 2006 гг. не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40%. Всего инвалидов в Российской Федерации 14 млн. человек, в том числе 523 тыс. детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации. В структуре первичной инвалидности взрослого населения преобладают сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования. Среди заболеваний, обусловивших развитие инвалидности у детей лидируют психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ.
В России существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет.
Высокое артериальное давление. Высокое артериальное давление, или артериальная гипертония, - основная причина смертности и вторая, по количеству лет жизни с утратой трудоспособности, причина заболеваемости населения Российской Федерации. Около 34-46% мужчин и 32-46% женщин (в зависимости от региона) страдают артериальной гипертонией, при этом более 40% мужчин и 25% женщин не знают о том, что у них повышенное артериальное давление.
Высокий уровень холестерина. Примерно у 60% взрослых россиян уровень холестерина превышает рекомендуемый уровень, причем у 20% из них уровень настолько высок, что требует медицинского вмешательства.
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема общественного здоровья в Российской Федерации. С 1990 г. по 2006 г. потребление алкоголя на душу населения в РФ выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном это произошло за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алкогольных напитков доля пива возросла с 59% в 1990 г. до 76% в 2006 г.). Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.
В 2002 г. потребление алкоголя в стране составило 14,5; 2,4 и 1,1 л в год в пересчете на чистый спирт соответственно у мужчин, женщин и подростков, или в среднем около 11 л в год на душу взрослого населения (по данным Роспотребнадзора, 18 л в год на душу взрослого населения). Потребление крепких алкогольных напитков в абсолютных цифрах в РФ с 1990 г. не уменьшилось, хотя в структуре потребления их доля уменьшилась до 15% из-за резкого увеличения потребления пива.
Табакокурение. В Российской Федерации потребление сигарет с 1985 по 2006 гг. увеличилось на 87%, в основном, за счет увеличения курильщиков среди женщин и подростков. В настоящее время в стране курят более 40 млн человек: 63% мужчин и 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. Доля курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах ЕС. Ежегодно количество курящих в России увеличивается с темпом в 1,5-2%, захватывая женщин и подростков. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире и при этом в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2-5% в год.
Курение вызывает рост болезней системы кровообращения, приводит к хроническим заболеваниям легких и провоцирует многие онкологические болезни. От болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирают 220 тыс. человек, при этом 40% смертности мужчин от болезней системы кровообращения связано с курением. Отмечается, что более высокая смертность среди курящих мужчин приводит к снижению в 1,5 раза их доли среди мужчин в возрасте старше 55 лет.
Реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Законодательством Российской Федерации установлен страховой принцип финансирования медицинской помощи. В 1993 году в дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), в результате в России сложилась бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения.
С 1998 года Правительством Российской Федерации ежегодно принимается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обеспечиваемая за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
Начиная с 2005 года, Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются нормативы финансового обеспечения медицинской помощи на одного жителя (подушевые финансовые нормативы).
Расходы на оказание бесплатной медицинской помощи из государственных источников финансирования в 2007 году составили 897,3 млрд. руб. и возросли в текущих ценах в 3,8 раза по сравнению с 2001 годом. Программа обеспечивалась в отчетном году за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (63,4 %) и средств системы ОМС (36,6 %).
Необходимо отметить постоянное снижение доли ОМС в финансовом обеспечении программы государственных гарантий, при этом страхование неработающего населения осуществлялось в отсутствии единых принципов формирования страховых платежей, а остальные источники формирования системы ОМС носили налоговый, а не страховой характер. Это произошло за счет увеличения бюджетного финансирования в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. В 2007 году стоимость базовой программы обязательного медицинского страхования составляла 328,2 млрд. рублей. Эти расходы включали статьи на заработную плату с начислениями, медикаменты, мягкий инвентарь, продукты питания, расходные материалы. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями напрямую осуществлялось финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений в размере 361,9 млрд. рублей. При этом из указанных 361,9 млрд. рублей, 187,2 млрд. рублей - ассигнования, подлежащие передаче через систему ОМС, поскольку осуществляются по тем же статьям, которые входят в тарифы ОМС. Кроме того, 111,8 млрд. рублей были направлены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на оплату коммунальных и прочих услуг, содержание имущества, приобретение основных средств.
Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 году позволил установить их дефицит в 60 субъектах Российской Федерации, который составил 65,4 млрд. рублей. Наиболее дефицитными в 2007 году были территориальные программы в субъектах Южного федерального округа: Ингушетия (56,4%), Дагестан (51,1%), Чеченская (36,1%), Кабардино-Балкарская (36,6%) республики и Ставропольском крае (30%). Значительный дефицит финансового обеспечения территориальных программ установлен также в Республике Хакасия (34,5%), Приморском крае (30,5%), Тамбовской (28,9%) и Курганской областях (28,4%). При этом в 2007 году дефицит в финансовом обеспечении территориальных программ ОМС установлен в 58 субъектах Российской Федерации и составил 29,2 млрд. рублей. Наиболее дефицитными году были территориальные программы ОМС в Чеченской Республике (47,8%), Республике Ингушетия (47,4%), Агинском Бурятском автономном округе (42,3%), Республике Дагестан (35,3%), Сахалинской (32,9%), Ульяновской (32,2%) и Читинской (31,3%) областях. Необходимо также отметить, что помимо дефицита территориальных программ государственных гарантий существует еще существенная дифференциация их обеспеченности по субъектам Российской Федерации, которая приводит к разнице в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.
Так, фактически сложившиеся подушевые нормативы территориальных программ государственных гарантий достигают размеров от 1 723 рубля в Республике Ингушетия до 26 918 рублей в Чукотском автономном округе, при среднем нормативе по Российской Федерации в 5 150 рублей.
Средства системы ОМС доводятся до лечебных учреждений через частные страховые организации (СМО), которые никак не заинтересованы в повышении качества медицинской помощи застрахованным и снижении издержек на ее оказание.
Дополнительным каналом поступления средств в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) являются платные медицинские услуги и программы ДМС. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет ЛПУ (в условиях недофинансирования) получить дополнительные средства для зарплаты сотрудников и текущего содержания ЛПУ, но, с другой стороны (в отсутствии жесткой регламентации этих услуг), приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе государственных гарантий.
Основными проблемами реализации государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Российской Федерации являются:
1. недостаточное финансовое обеспечение прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, сильная дифференциация среди субъектов Российской Федерации в части реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
2. раздробленность источников финансирования медицинской помощи, не позволяющая внедрить в полном объеме систему обязательного медицинского страхования.
- Вопрос 1. Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.
- Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- Вопрос 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- Вопрос 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.
- Вопрос 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- Вопрос 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- Вопрос №6
- Вопрос № 7
- Вопрос №8
- Вопрос №9
- Вопрос №10
- Вопрос №90
- 2.4. Система организации медицинской помощи населению
- Вопрос 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Вопрос 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления сущность, оценка.
- 2. Определение доверительных границ.
- Вопрос 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- Вопрос 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- Вопрос 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- Вопрос 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- Вопрос 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и смертности.
- 1. Живорождение
- 2. Мертворождение
- 3. Масса и длина тела новорожденного (плода) при рождении.
- 4. Срок беременности (гестационный возраст).
- 5. Перинатальный период.
- 6. Неонатальный период.
- 7. В органах загс регистрации подлежат:
- Вопрос 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериартрии.
- Вопрос № 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Вопрос №28.
- Вопрос №30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- Вопрос 31. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (звут): задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос 32. Заболеваемость по данным медицинских осмотров населения. Регистрация. Виды медосмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- Вопрос 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структуры причин смерти населения России.
- Часть Iмедицинского свидетельства предназначена для заболеваний, связанных с последовательным рядом событий, непосредственно приведших к смерти.
- Часть II– для состояний, сопутствующих смерти, но не связанных с патологическим состоянием, приведшим к ней.
- Вопрос 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- Вопрос 35. Экспертиза трудоспособности (врачебно-трудовая экспертиза): основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- Вопрос 52. Организация работы и функции врача-участкового терапевта.
- Вопрос 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Вопрос54. Диспансеры: виды, структура, Общие принципы работы.
- Вопрос55. Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 66. Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 67. Организация акушерско-гинекологиечской помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Женская консультация.
- Вопрос 68. Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- Вопрос 70. Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на сан.-кур. Лечение.
- Вопрос 72. Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора): структура, функции, направления деятельности.
- Минздрав
- Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
- Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- Вопрос 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях
- Вопрос 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 1 Статья. Зарплата