Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
Планирование здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.
Основные принципы планирования здравоохранения:
- Научно-техническая обоснованность планов.
- Выделение приоритетных проблем.
- Сочетание текущего и перспективного планирования.
- Сочетание отраслевого и территориального планирования.
- Экономическая эффективность планов.
Основными задачами планирования являются:
- Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.
- Оптимизация бюджетных расходов.
- Эффективное использование ресурсов.
Общая схема планированияможет быть представлена в следующем виде:
1. Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация etc.).
2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики etc.).
3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления etc.).
4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.
5. Расчет предполагаемых поступлений средств.
6. Корректировка плановых показателей.
7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.
В настоящее время приняты Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации", целью которых является обеспечение расширения доступности публичных услуг, оказываемых гражданам, проживающих на различных территориях, политического и экономического единства страны, эффективность и рациональное использование государственных и муниципальных финансовых и иных материальных ресурсов.
Планирование здравоохранения на современном этапе следует рассматривать как специально созданную многофакторную подсистему управления охраной здоровья населения, имеющую динамические цели, многоотраслевой характер и функциональные связи между элементами как внутри самой системы здравоохранения, так и с другими отраслями народного хозяйства.
Планирование здравоохранения должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения в соответствие с целями укрепления здоровья населения.
В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х уровнях:
- федеральном;
- региональном (в субъекте РФ);
- муниципальном.
При планировании на федеральном уровне(Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ — Минздравсоцразвития РФ) решаются следующие задачи:
- разработка федерального законодательства в сфере охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения и представление его проектов Федеральному Собранию РФ на рассмотрение и утверждение;
- реализация основных направлений социальной политики государства по предоставлению населению бесплатной, доступной и квалифицированной медико-социальной помощи;
- определение приоритетных проблем по улучшению общественного здоровьяи развитию системы здравоохранения;
- обоснование стратегических направлений развития здравоохранения РФ;
- разработка и утверждение федеральных целевых программ по совершенствованию охраны здоровья населения и улучшению его медико-социального обеспечения;
- обеспечение стратегического планирования — формирование программы госгарантий;
- принятие отраслевой программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
- развитие различных систем и форм здравоохранения;
- разработка и утверждение федеральных норм, нормативов, формирование минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения.
Планирование здравоохранения на уровне субъекта РФ (региональном уровне)решает следующие задачи:
- планирование объемов и видов медицинской помощи с учетом мощности, структуры учреждения, численности прикрепленного населения;
- использование нормативного метода в определении потребности в медицинской помощи (с учетом норм нагрузки на медицинский персонал);
- оказание медицинской помощи населению в соответствии с протоколами ведения больных и классификаторами услуг;
- формирование годовых заявок на реализацию программы госгарантий;
- распределение заданий по профилям отделений и уровням оказания медицинской помощи;
- развитие различных форм деятельности медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения на уровне муниципального образованияучитывается:
- планирование гарантированных объемов и видов медицинской помощи на основе подушевого принципа;
- использование нормативного метода;
- обеспечение сбалансированности видов и объемов медицинской помощи с объемами финансирования;
- обеспечение стратегического и текущего планирования — территориальной программы госгарантий и формирование муниципального заказа;
- принятие территориальной программы повышения структурной эффективности сети медицинских учреждений;
- развитие различных систем и форм здравоохранения.
При планировании работы лечебно-профилактического учреждениярешаются следующие задачи:
- планируются виды и объемы амбулаторно-поликлинической помощи;
- при наличии стационара планируются виды и объемы стационарной медицинской помощи;
- составляется финансовый план (смета) лечебного учреждения;
- планируется работа по повышению квалификации медицинского персонала, его сертификации и аттестации;
- планируется работа по внедрению новых медицинских технологий, повышению качества медицинской помощи населению;
- планируются мероприятия по обеспечению необходимого санитарно-эпидемиологического состояния подразделений ЛПУ, профилактике внутрибольничных инфекций.
С учетом решаемых целей и задач в здравоохранении в настоящее время могут использоваться следующие виды планирования:
- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;
- перспективное планирование;
- текущее планирование.
Стратегическое планирование, которое может включать долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.
Практика стратегического планирования исходит не "от достигнутого", поскольку при этом могут сохраняться имеющиеся диспропорции и "узкие" места организации, а от "будущего» то есть с ориентацией на то состояние, которое необходимо достигнуть за плановый период.
Принципы стратегического планирования:
- ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;
- прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;
- определение направлений и целей развития;
- разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;
- ресурсное обеспечение достижения целей;
- контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.
Одним из методов перспективного планирования при государственной системе здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.
Программно-целевой методстратегического планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:
- целевого распределения бюджетных средств;
- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;
- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;
- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;
- в использовании на всех уровнях управления.
Перспективное планированиепредусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).
Текущее планированиепроводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.
При планировании здравоохранения используются следующие методы:
- аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;
- балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;
- в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;
- экономико-математический методпозволяет обосновать оптимальные варианты плана;
- метод линейного программированиядает возможность оптимального размещения объектов здравоохранения с учетом местных особенностей;
- бюджетный методшироко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;
- вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.
При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих норм и нормативов.
Под нормамипонимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала.
К ним относятся:
- нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);
- нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях — число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах — число больных на 1 врачебную должность);
- определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;
- норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;
- норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;
- норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;
- нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах etc.;
- нормативы — расчетные показатели:
- нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);
- нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;
- штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях etc.
Основными элементамипланирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:
а) амбулаторно-поликлинической помощи,
б) стационарной медицинской помощи,
в) скорой медицинской помощи,
г) деятельности лечебно-диагностических служб.
- Вопрос 1. Общественное здоровье и здравоохранения (Социальная медицина и организация здравоохранения) как наука и предмет её изучения.
- Вопрос 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- Вопрос 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- Вопрос 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программ и плана исследования.
- Вопрос 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- Вопрос 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- Вопрос №6
- Вопрос № 7
- Вопрос №8
- Вопрос №9
- Вопрос №10
- Вопрос №90
- 2.4. Система организации медицинской помощи населению
- Вопрос 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Вопрос 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления сущность, оценка.
- 2. Определение доверительных границ.
- Вопрос 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- Вопрос 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- Вопрос 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- Вопрос 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 5. Показатель структуры причин смерти:
- Вопрос 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и смертности.
- 1. Живорождение
- 2. Мертворождение
- 3. Масса и длина тела новорожденного (плода) при рождении.
- 4. Срок беременности (гестационный возраст).
- 5. Перинатальный период.
- 6. Неонатальный период.
- 7. В органах загс регистрации подлежат:
- Вопрос 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериартрии.
- Вопрос № 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Вопрос №28.
- Вопрос №30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос №87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- Вопрос 31. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (звут): задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Вопрос 32. Заболеваемость по данным медицинских осмотров населения. Регистрация. Виды медосмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- Вопрос 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структуры причин смерти населения России.
- Часть Iмедицинского свидетельства предназначена для заболеваний, связанных с последовательным рядом событий, непосредственно приведших к смерти.
- Часть II– для состояний, сопутствующих смерти, но не связанных с патологическим состоянием, приведшим к ней.
- Вопрос 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- Вопрос 35. Экспертиза трудоспособности (врачебно-трудовая экспертиза): основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос №36
- Вопрос № 37
- Вопрос № 38.
- Вопрос № 39.
- Вопрос № 40
- Вопрос 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- Вопрос 52. Организация работы и функции врача-участкового терапевта.
- Вопрос 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Вопрос54. Диспансеры: виды, структура, Общие принципы работы.
- Вопрос55. Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 57 Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- Вопрос 58 Организация работы и функции врача–ординатора больницы.
- Вопрос 59 Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- Вопрос 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Вопрос 92 воз : задачи,структура, направления деятельности.
- Вопрос 66. Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 67. Организация акушерско-гинекологиечской помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Женская консультация.
- Вопрос 68. Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Вопрос 69. Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- Вопрос 70. Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на сан.-кур. Лечение.
- Вопрос 72. Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора): структура, функции, направления деятельности.
- Минздрав
- Вопросы 74 и 75. Система органов управления здравоохранением. Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края).
- Вопрос 73. Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- Вопрос 77. Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- Вопрос 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях
- Вопрос 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 1 Статья. Зарплата