Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
ЕКАТЕРИНБУРГ
2008
УДК 612(075.8)
ББК 28.073 я 73
Р85
В.А. Пестряев. Пособие для практических занятий по нормальной физиологии. – Екатеринбург: Изд. УГМА, 2008. –103 с.
Под редакцией зав. кафедрой нормальной физиологии УГМА, профессора, д.б.н. В.И. Банькова
В пособии представлена информация о теоретических вопросах и практических работах, рассматриваемых и выполняемых на практических занятиях на кафедре нормальной физиологии УГМА. Помимо работ, являющихся «классическими» для курсов по нормальной физиологии, в пособии представлено большое количество методик проведения исследований на компьютеризированном лабораторном комплексе «Biopac Student Lab», в которых объектом исследований является человек.
Утверждено на заседании кафедры нормальной физиологии УГМА.
Рекомендовано к изданию Центральным Методическим Советом УГМА
Уральская государственная медицинская академия (УГМА)
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ…………………….….……………….………………..4
1-е занятие. Вводное..………….………………………….……………………………………...........4
2-е практическое занятие. Общие свойства возбудимых тканей. Законы раздражения
возбудимых тканей…......………………………..……………..……………………………............4
3-е практическое занятие. Физиологические свойства скелетных и гладких мышц …………......7
4-е практическое занятие. Свойства сердечной мышцы..…….….………………..…………..…...13
5-е практическое занятие. Синапсы, рецепторы, волокна…….……….……………...……..….….14
6-е. Итоговое занятие по теме «физиология возбудимых тканей»………………….…..…..……..16
2. ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС)…….…….……….………...….17
1-е практическое занятие. Общая физиология ЦНС…………….…………….………….....……...17
2-е и 3-е практические занятия. Частная физиология ЦНС……….………………………..…........22
3-е и 4-е практические занятия. Физиология автономной (вегетативной) нервной
системы………….………..……………..…………………………………………..……....…....... ..27
5-е. Итоговое занятие по теме «физиология ЦНС»…………..…………..…………..…..………....34
3. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ………….……..……………….………………....…......34
1-е практическое занятие. Общая физиология сенсорных систем. Зрительный анализатор….....34
2-е практическое занятие. Частная физиология сенсорных систем (кроме зрительной)…..…….41
3-е. Итоговое занятие по теме «физиология сенсорных систем»………………………………….43
4. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД)…….……………………….....43
1-е практическое занятие. Особенности ВНД человека. .………………………………………….43
2-е практическое занятие. Эмоции, память, сон……………………………………...…………….47
3-е. Итоговое занятие по теме «физиология ВНД»....……………………….………….………….50
5. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ…………………………….………………………………………………..51
1-е практическое занятие. Физико-химические свойства крови……………………….………….51
2-е практическое занятие. Форменные элементы крови……………………………..…………….54
3-е практическое занятие. Группы крови. Гемостаз………………………………………………..57
4-е. Итоговое занятие по теме «физиология крови»……………………………..………………....62
6. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ……………………………………………………………..62
1-е практическое занятие. Электрические явления в сердце………………………………………62
2-е практическое занятие. Гемодинамическая функция сердца…………………………………...69
3-е практическое занятие. Основные принципы гемодинамики и регуляция движения
крови по сосудам………………………….……………………………………………….……….73
4-е практическое занятие. Микроциркуляция, лимфообращение, регионарное
кровообращение…………………………………………………………………………………….79
5-е. Итоговое занятие по теме «физиология кровообращения»………..………………….……….82
7. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА……………………….………..82
1-е практическое занятие. Механизмы внешнего дыхания…….…………………………….…….82
2-е практическое занятие. Транспорт газов кровью.………………………………………….…….85
3-е практическое занятие. Регуляция дыхания.……………………………………………….…….91
4-е практическое занятие. Энергетический обмен………………………………………………….94
5-е. Итоговое занятие по теме «физиология дыхания и энергетического обмена»……………....97
8. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ…………………….……………………….……………..……..97
1-е практическое занятие. Концепции питания и пищеварения. Пищеварение в
полости рта и желудке……………….……………………………………………………….........97
2-е практическое занятие. Пищеварение в кишечнике. Роль печени и поджелудочной
железы…………………………………………………………………………………………..….101
3-е. Итоговое занятие по теме «физиология пищеварения»…………………………………..….102
Литература…………………………….……………………………………………….……….103
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.