Работа на комплексе biopac.
ЭЛЕКТРООКУЛОГРАММА (ЭОГ)
Основные понятия:
Электроокулограмма отражает изменения биопотенциалов глаза при его движениях.
Механизмы фиксирования объектов в поле зрения без движения головы:
Произвольный механизм - направляет и закрепляет внимание на выбранном объекте.
Непроизвольный механизм - удерживает выбранный объект в поле зрения.
Тремор – небольшое дрожание глаз сериями с частотой 30-80 Гц.
Плавающие движения – непроизвольные движения, приводящие к небольшому смещению глаз. Даже если объект неподвижен, изображение смещается вдоль центральной ямки.
Резкие движения – если изображение смещается к краю центральной ямки, непроизвольный механизм резко перемещает глазное яблоко таким образом, что изображение вновь проецируется в ямке.
Движения слежения – глаза перемещаются за объектом плавно, без скачков.
Саккады – быстрые скачкообразные движения глаз.
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
1) Сравнить движения глаз при фиксации на неподвижном и движущемся объектах.
2) Измерить длительность саккад и фиксаций во время чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Компьютеризированный комплекс для лабораторных электрофизиологических исследований BIOPAC, набор электродов для ЭОГ, электродный гель и липкие фиксаторы, очищающее (спиртосодержащее) средство для кожи.
ХОД РАБОТЫ: Включение и калибровка.
Включите компьютер. Подключите наборы электродных проводов (SS2L) следующим образом: горизонтальное отведение - канал 1 (СН 1), вертикальное – канал 2 (СН 2). Включите блок BIOPAC. Расположите 6 электродов на испытуемом, как показано на рисунках и присоедините электродные провода в соответствии с цветовым кодом.
Попросите испытуемого сесть и смотреть в центр экрана компьютера. Запишите расстояние от глаз до экрана компьютера.
Запустите программу Biopac Student Lab. Выберите урок 10 “L10-EOG-1” и нажмите OK. Внесите имя файла и нажмите ОК.
Калибровка – Нажмите Calibrate. Прочтите диалоговое окно и нажмите ОК. После нажатия ОК точка на экране начнёт круговое движение против часовой стрелки. Испытуемый должен следить за точкой глазами, не поворачивая головы. Процедура калибровки автоматически остановится через 10 секунд. Если испытуемый не следил за точкой, или моргнул, вызвав сильные колебания, или если отошёл электрод, повторить калибровку, нажав Redo Calibration.
Регистрация данных.
Сегмент 1. Руководитель должен держать объект (ручку) на расстоянии 25 см перед головой испытуемого на уровне центра головы. Нажмите Record (Запись). Начнётся запись и автоматически создастся метка добавления с текстом “Eyes tracking horizontal” («Горизонтальное слежение»). Записывайте в течение не более 20 секунд. Испытуемый фиксирует взгляд на объекте и следит за ним. Руководитель держит объект перед испытуемым по центру на расстоянии 25 см в течение 5 секунд, затем перемещает объект по горизонтали влево от испытуемого (70º), затем вправо и возвращает обратно в центр примерно за 3 секунды. Руководитель должен оглашать перемещения, чтобы регистратор вставлял метки (F9) с текстом “L” влево, “R” вправо. Нажмите на Suspend (Приостановить). На полученных данных горизонтальное отведение должно иметь большие колебания, чем вертикальное. Положительное отклонение должно быть, когда испытуемый смотрел вправо, а отрицательное - когда влево. Если кнопка Suspend была нажата преждевременно, либо произошли нарушения и сбои записи, нажмите “Redo” (Повторно выполнить).
Сегмент 2. Руководитель должен держать объект (ручку) на расстоянии 25 см перед головой испытуемого на уровне центра головы. Нажмите Resume (Продолжить), при этом запись возобновится и автоматически создастся метка добавления с текстом “Eyes tracking vertically” («Вертикальное слежение»). Испытуемый фиксирует взгляд на объекте и следит за ним. Руководитель держит объект перед испытуемым по центру на расстоянии 25 см в течение 5 секунд, затем перемещает объект по вертикали (вверх и вниз) на угол зрения испытуемого. Руководитель должен оглашать перемещения, чтобы регистратор вставлял метки (F9) с текстом “U” вверх, “D” вниз. Нажмите на Suspend (Приостановить). На полученных данных вертикальное отведение должно иметь большие колебания, чем горизонтальное. Положительное отклонение должно быть, когда испытуемый смотрел вверх, а отрицательное - когда вниз. Если кнопка Suspend была нажата преждевременно, либо произошли нарушения и сбои записи, нажмите “Redo” (Повторно выполнить).
Сегмент 3. Руководитель располагает страницу с текстом для чтения перед испытуемым на расстоянии 25 см, с центром на линии взгляда испытуемого. Нажмите Resume (Продолжить), при этом запись возобновится и автоматически создастся метка добавления с текстом “Reading” («Чтение»). Испытуемый должен читать про себя, сигнализируя регистратору (жестом) каждый раз, когда начинает читать новую строчку. Регистратор должен вставлять метки событий. Нажмите на Suspend (Приостановить). Если кнопка Suspend была нажата преждевременно, либо произошли нарушения и сбои записи, нажмите “Redo” (Повторно выполнить).
Нажмите Stop, всплывёт диалоговое окно, нажмите “yes” – регистрация завершится.
Дополнительно – Сегмент 4. Демонстрация возможности использования ЭОГ для слежения за взглядом. Испытуемый садится так, чтобы глаза находились на уровне центра экрана, а расстояние от глаз до экрана должно быть таким же, как во время Калибровки. Нажмите DOT PLOT. Появится окно, похожее на окно калибровки. Испытуемый должен сосредоточиться на центре экрана и перемещать взгляд до тех пор, пока точка не окажется в центре экрана. Нажмите Stop, на экране отобразятся все позиции фиксации взгляда за последние 30 секунд.
Нажмите Done (Готово). Для регистрации данных другого испытуемого выбрать опцию – “Record from another subject”.
Анализ данных.
Войдите в режим просмотра сохранённых данных (Review Saved Data). Канал СН 40 отображает горизонтальное отведение, СН 41 – вертикальное.
Настройте окно для отображения 1-го сегмента регистрации. Установите каналы вычислений следующим образом: СН 40 – ΔТ (продолжительность выделенного участка); СН 40 – р-р (разница между максимальным и минимальным значениями амплитуды); СН 40 – slope (отношение разницы амплитуд конечных точек к временному интервалу выделенной области, указывает относительную скорость движения глаз). Выделенный участок – промежуток, выделенный с помощью I-образного курсора.
Измерьте амплитуды и временные интервалы в 3-х сегментах регистрации. При интерпретации различных зубцов, помните:
Большие вертикальные зубцы – моргания или вертикальные движения глаз (например, переход вниз к следующей строчке при чтении).
Большие горизонтальные зубцы – горизонтальные движения глаз (вправо/влево).
Маленькие зубцы – саккады.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата: Имя испытуемого - Возраст-
Рост - Вес - Пол: Муж. / Жен.
ДАННЫЕ СЕГМЕНТА 1
Движения глаза при различных положениях объекта
Положение объекта | Неподвижный объект | Движущийся объект | ||
Движение глаза | Фиксация | Слежение | ||
Измерение | Резкое движение | Влево | Вправо | Влево |
ΔТ |
|
|
|
|
Р-р |
|
|
|
|
Slope |
|
|
|
|
Резкие движения
Время | Количество резких движений |
0-1 сек |
|
1-2 сек |
|
2-3 сек |
|
3-4 сек |
|
ДАННЫЕ СЕГМЕНТА 2
Движения глаза при различных положениях объекта
Движение глаза | Неподвижный объект
| Движущийся объект Слежение | ||
Измерение | Резкое движение | Вверх | Вниз | Вверх |
ΔТ |
|
|
|
|
Р-р |
|
|
|
|
Slope |
|
|
|
|
ДАННЫЕ СЕГМЕНТА 3
Чтение
Измерение | Первая строчка | Вторая строчка |
Количество саккад |
|
|
Продолжительность саккад: #1 #2 #3 #4 #5 #6 #7 |
|
|
Общая продолжительность саккад/строчку |
|
|
Общее время чтения/строчку |
|
|
% времени саккад/общее время чтения |
|
|
ВОПРОСЫ
Сравните продолжительность (Т), соответствующие изменения в положении глаз (Δ) и скорость движений глаз (Slope) резких движений и движений при слежении.
В ответ на какой стимул происходит резкое движение?
2-е практическое занятие. Частная физиология сенсорных систем (кроме зрительной).
Слуховой анализатор, его функции. Теория восприятия звуков (Г.Гельмгольц, Г.Бекеши). Бинауральный слух.
Вкусовой анализатор, особенности строения и расположения вкусовых рецепторов. Классификация вкусовых ощущений.
Значение обонятельного анализатора в системной деятельности организма. Рецепторный отдел, особенности его структуры и функции. Классификации запахов, механизм их восприятия (теория обоняния).
Тактильный анализатор. Классификация тактильных рецепторов. Центральное представительство тактильной чувствительности.
Двигательный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы.
Современные представления о ноцицепции и антиноцицепции. Периферические и центральные механизмы боли. Обезболивание в клинической практике.
Вопросы программированного контроля по теме занятия.
1. Какие функции выполняет слуховой анализатор?
2. Какие структуры уха проводят звуковые и механические колебания к слуховым рецепторам?
3. Какие функции выполняют косточки, мышцы среднего уха, евстахиева труба?
4. Где происходит преобразование и кодирование слуховой информации?
5. Что характерно для слуховых (фоно) рецепторов? Где они расположены?
6. Какие частоты звуковых колебаний воспринимаются человеком? Нижняя и верхняя граница?
7. В какой области звуковых частот слух человека обладает максимальной чувствительностью?
8. Какие факторы играют роль в восприятии частоты и интенсивности звука?
9. Где отмечается максимум амплитуды колебаний основной мембраны улитки при действии звука
низкой и высокой частоты? Влияет ли громкость на расположение максимума колебаний?
10. Какие факторы позволяют определить местонахождение источника звука?
11. Каковы функции вестибулярной сенсорной системы?
12. Какие рефлексы относятся к вестибуло -моторным, -вегетативным, -глазодвигательным?
13. Какова роль полукружных каналов, отолитового аппарата?
14. Где находятся терморецепторы? Что характерно для тепловых, холодовых рецепторов кожи?
15. На каких участках тела пороги пространственной тактильной чувствительности наименьшие,
наибольшие? Почему? Чем обусловлено?
16. На каком участке тела площадь, иннервируемая одним афферентным нейроном наибольшая,
наименьшая?
17. Какие эффекты вызываются возбуждением рецепторов Гольджи, проприорецепторов
(мышечных веретён) сгибателей и разгибателей?
18. При каких состояниях скелетной мышцы возбуждаются сухожильные рецепторы Гольджи,
интрафузальные волокна (веретёна)?
19. Какие нейроны повышают возбудимость мышечных веретён?
20. Что характерно для вкусового анализатора, его адаптации?
21. К каким веществам адаптация вкусового анализатора развивается медленно, быстро?
22. Какие рецепторы (и каких анализаторов) расположены в ротовой полости?
23. В каких черепно-мозговых нервах возникает импульсация при раздражении
вкусовых рецепторов сладким, кислым, солёным, горьким?
24. Что характерно для обонятельного анализатора, для его адаптации?
25. Что характерно для болевых (ноцицептивных) ощущений?
26. Какие факторы могут вызвать болевое ощущение?
27. Какие химические вещества могут обусловить возбуждение болевых рецепторов, усилить
болевое возбуждение, затормозить болевое возбуждение?
28. По каким нервным волокнам проводится возбуждение от рецепторов боли?
29. Что характерно для эпикритической (первичной), что для протопической (вторичной) боли?
30. Какие функции выполняют «входные ворота» спинного мозга при болевом раздражении?
31. Где болевое раздражение приобретает характер ощущения?
32. Каковы механизмы действия новокаина при местном обезболивании?
33. Какие вещества позволяют обратимо устранить болевую чувствительность?
34. Что характерно для наркоза? Какие изменения происходят при наркозе в организме?
35. Что означают термины: анизокория, аносмия, гиперстезия?
- Пособие для практических занятий по нормальной физиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Практическая работа.
- Практические работы.
- 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.
- 2. Сравнение возбудимости нерва и скелетной мышцы.
- 3. Зависимость амплитуды мышечных сокращений от силы раздражения.
- Практические работы.
- 1. Тетанус и его разновидности.
- Работы на комплексе biopac. Электромиография
- Электромиография 1
- Электромиография II
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений сердца лягушки по Энгельману.
- 2. Лигатуры Станниуса.
- Практические работы.
- 1. Регистрация сокращений икроножной мышцы лягушки до и после блокады нервно-мышечного синапса.
- 2. Определение скорости проведения возбуждения по двигательному нерву.
- Физиология центральной нервной системы (цнс)
- Практическая работа на комплексе biopac. Время реакции
- Практические работы.
- 1. Исследование сухожильных рефлексов.
- 2. Координационные пробы.
- Работы на комплексе biopac. Электроэнцефалография Типовые частоты и амплитуды ээг
- Электроэнцефалография 1
- Измерения амплитуд ээг
- Частота (Герц) ритмов
- Электроэнцефалография 2
- Практические работы.
- 1. Определение вегетативного индекса Кердо.
- 2. Определение минутного объёма (мо) крови непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера.
- 3. Коэффициент Хильдебранта.
- 4. Проба Даньини-Ашнера (глазосердечный рефлекс).
- 5. Клиностатическая и ортостатическая пробы.
- 6. Пробы Ортнера и Геринга.
- 7. Исследование дермографизма.
- Работы на комплексе biopac. Кожно-гальваническая реакция, полиграфия
- Биологическая обратная связь
- Физиология сенсорных систем (анализаторов)
- Практические работы.
- 1. Исследование остроты зрения.
- 2. Определение границ полей зрения.
- 3. Опыт с разделителем полей зрения.
- 4. Аккомодация глаза.
- 5. Слепое пятно (опыт Мариотта).
- 6. Исследование цветового зрения.
- 7. Исследование бинокулярного зрения и определение ведущего глаза.
- 8. Исследование зрачкового рефлекса у человека.
- Работа на комплексе biopac.
- Практические работы.
- 5. Динамометрия (определение остроты мышечного чувства).
- 6. Исследование тактильной чувствительности (эстезиометрия).
- Физиология высшей нервной деятельности (внд)
- Практические работы.
- 1. Исследование силы и подвижности нервных процессов у человека (исследование переключения внимания).
- 2. Роль динамического стереотипа в поведенческих реакциях человека (Опыт с зеркалом).
- 3. Исследование процессов концентрации внимания по тесту «Перепутанные линии»».
- 4. Исследование индивидуально- психологических свойств личности.
- 5. Определение степени соотношения у человека 1 и 2 сигнальных систем.
- 6. Исследование логического мышления.
- 7. Исследование зависимости характера человека от межполушарных взаимоотношений (тест – шутка).
- Практические работы.
- 1. Организация материала для запоминания (Примеры логической памяти)
- 2. Исследование механической кратковременной памяти
- 3. Определение эмоциональной направленности личности (тест Додонова)
- Физиология крови
- Практические работы.
- 1. Взятие капиллярной крови для исследования.
- 2. Определение гематокритного показателя с помощью центрифуги Шкляра.
- 3. Определение плотности (удельного веса) крови.
- 4. Определение скорости оседания эритроцитов (соэ) методом т.В.Панченкова.
- 5. Гемолиз.
- 6. Определение осмотической устойчивости эритроцитов.
- Практические работы.
- 1. Подсчёт эритроцитов в камере Горяева.
- 2. Определение содержания гемоглобина методом Сали.
- 3. Расчёт цветового показателя.
- 4. Подсчёт лейкоцитов в камере Горяева.
- Практические работы.
- 1. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 перекрёстным методом - стандартных сывороток и стандартных эритроцитов.
- 2. Определение групповой принадлежности крови по системе ав0 методом цоликлонов.
- 3.Определение резус-принадлежности крови методом стандартных цоликлонов.
- 4. Определение индивидуальной совместимости крови донора и реципиента по системе ав0.
- 5. Проведение биологической пробы.
- 6. Определение времени остановки кровотечения.
- 7. Определение времени свертывания крови.
- 8. Определение протромбинового времени.
- 9. Тромбоэластография.
- Физиология кровообращения
- Практические работы на комплексе biopac. Электрокардиограмма (экг) I
- Практическая работа на комплексе biopac. Тоны сердца
- Практическая работа на комплексе biopac. Кровяное давление
- Практическая работа на комплексе biopac. Экг и пульс.
- Физиология дыхания и основной обмен
- Практические работы. Опыт с задержкой дыхания.
- Работа на комплексе biopac. Респираторный цикл
- Практические работы.
- Работы на комплексе biopac. Лёгочная деятельность I
- Лёгочная деятельность II
- Практическая работа на комплексе biopac. Физиология аэробных упражнений
- Практические работы.
- 1. Расчет должного основного обмена по таблицам Гаррис-Бенедикта.
- 2. Определение отклонения от должного основного обмена по формуле Рида.
- 3. Решение задач по расчету основного и рабочего обмена.
- 4. Определение суточных энерготрат хронометражно-табличным способом.
- 5. Оценка состояния обмена веществ и энергии по индексу массы тела человека.
- Физиология пищеварения
- Практические работы.
- 2. Определение скорости слюноотделения.
- 3. Изучение свойств слюны.
- 4. Знакомство с основными принципами метода желудочного зондирования.
- 5. Электрогастрография у человека.
- Практическая работа.